Прозвища Афины. Афина и Арахна. Праздник Панафинеи

Военные прозвища Афины. Родившись на свет вооруженной, Афина стала покровительницей войны и героев. По представлениям греков, войной занимался и ее брат Арес, но он был буйным и свирепым богом, а Афина покровительствовала войне, которая ведется расчетливо, тем подвигам, которые люди совершают на войне.

Богиня давала героям мудрые советы, помогала им во время опасности. В битвах она сопровождала своих любимцев, наделяла их мужеством, сражалась вместе с ними. Поэтому многие прозвища Афины связаны с войной: ее называли Эноплос (“Вооруженная”),

Промахос (“Сражающаяся впереди”) и, так как она помогает добиться победы, Афина Ника (“Победа”).

Афина Паллада. Была Афина и покровительницей городов, особенно тех, где в храмах были ее изображения. Самым известным таким изображением был палладий – упавшая с неба деревянная статуя, хранившаяся в Трое. Пока палладий был в Трое, греки не могли ее взять, поэтому им пришлось тайно выкрасть его оттуда.

По названию этого изображения Афина получила свое самое знаменитое прозвище – Паллада.

Священные животные Афины. Но не только воинам была нужна Афина. Она, как думали греки, дает людям

мудрость и знание, учит их искусствам и ремеслам.

Поэтому Афину, как богиню мудрости, чтили люди, которые занимались умственным трудом, а ее священными животными были сова и змея, самые мудрые существа среди всех животных.
Афина

Раз совы – птицы Афины, значит в городе, носящем имя богини, они должны были обитать в изобилии. Существовала даже поговорка “Нести сову в Афины”, смысл которой был тот же, что и у русской поговорки “Ехать в Тулу со своим самоваром”. Сова была настолько связана с Афиной, что саму богиню иногда называли “совоокой”, считая, что ее глаза похожи на совиные.

Конечно, такое представление не согласуется с мнением о красоте Афины, но греков это не смущало.

Афина – покровительница женских ремесел. Девушек, как были уверены греки, Афина обучает рукоделию и ткачеству. Любит она, когда прилежны ее ученицы, когда восхищаются творениями их рук люди, но горе той рукодельнице, которая возомнит себя искуснее богини!

Служит ей предостережением история Арахны.

Жила Арахна в стране Лидии и была она искуснейшей ткачихой. Прозрачны, как воздух, были сотканные ею полотна, и никто из смертных не мог сравниться с ней в мастерстве. Возгордилась Арахна, воскликнула: “Даже сама Афина не может превзойти меня искусством!” Услышала Афина слова ткачихи и явилась Арахне в образе дряхлой старушки.

“Напрасно, Арахна, стараешься ты превзойти бессмертных! Не вызывай богиню на состязание, смиренно моли ее простить твою дерзость. Великодушная Афина, прощает она молящих!” – так сказала Арахне богиня. Но лишь рассмеялась в ответ гордячка: “Отчего же не явится сюда Афина?

Может, боится она меня?” Только произнесла Арахна неразумные слова, как видит: стоит перед ней вместо старухи сама великая дочь Зевса. Приняла Афина ее вызов.

И вот представили Афина и Арахна свои ткани на суд богов. Были их работы одинаково легки и прозрачны, украшали их прекрасные узоры, сияли на них, словно настоящие, солнце, луна и бесчисленные звезды. В центре же полотен изобразили мастерицы бессмертных богов. Были ничтожны и похожи на смертных боги, изображенные Арахной; во всем небесном величии представила их Афина.

Признали боги, что победила в состязании Афина. Опозорена была Арахна и, не желая больше жить, повесилась. Но не дала ей умереть Афина, вынула ее из петли и молвила: “Живи, непокорная!

Вечно будешь ты отныне занята ткачеством!” Коснулась она Арахны рукой – и обратилась та в паука. Так с тех пор и висит паук-Арахна в своей паутине, сплетая тонкие нити в замысловатые узоры.
Афинский Акрополь.

Афина состязается с Посейдоном за город. Случай с Арахной – один из немногих, когда богиня проявила жестокость. Обычно она добра и милостива к людям. Ее чтили не только ткачихи и рукодельницы, но и гончары, кораблестроители и весь рабочий люд.

Свою помощницу-Афину они называли Эргана – “Работница”. Афина была одной из самых мудрых богинь, особенно чтили ее за мудрость в государственных делах. Такую Афину именовали Булайя (“Советная”), Сотейра (“Спасительница”), Пронойя (“Провидящая”).

Есть у богини и город, которому она помогала с особым желанием.

За право стать покровительницей этого города и дать ему свое имя, Афина выдержала состязание с самим Посейдоном, грозным повелителем водной стихии. Зевс повелел им: пусть каждый приготовит жителям города свой дар, чей окажется ценнее, тем именем и будет назван город. Ударил Посейдон трезубцем в скалу – и забил оттуда источник соленой морской воды.

А Афина воткнула в каменистую бесплодную землю копье, и вдруг покрылось оно листвой, выросла из копья олива. Восхитились и боги, и смертные – и признали Афину победительницей. Получил город ее имя. Действительно, ценнее этого дара придумать ничего было невозможно – олива хорошо растет и приносит богатые урожаи даже на не очень плодородной земле, которая окружала Афины.

Долгое время в Афинах показывали след от удара трезубца Посейдона по скале и то дерево, которое, будто бы, выросло из копья Афины.

Панафинеи. Главный праздник в честь Афины справлялся в городе, носящем ее имя, в августе, и назывался Панафинеи. Особенно пышными были Великие Панафинеи, которые праздновались раз в пять лет. Несколько дней в Афинах приносили жертвы великой богине и проводили состязания, причем победителям состязаний колесниц выдавали денежные награды, а победителям в гимнастических играх – красиво расписанные сосуды, которые назывались панафинейскими амфорами.

Но самая главная часть праздника наступала в его последний день, когда все жители Афин участвовали в поднесении богине нового одеяния – пеплоса.

Пеплос для богини изготовляли афинские девушки из хороших семей. Его прикрепляли к мачте и на колеснице или на модели корабля доставляли к Парфенону. Сопровождала его длинная процессия, в которой ехали верхом знатные афинские юноши, шли самые красивые девушки, несущие священную утварь, и самые старшие по возрасту афинские граждане.

Все они были облачены в белые одежды и имели на голове венки. Допускались к участию в процессии и представители союзных с Афинами государств. Перед Парфеноном процессия останавливалась, богине приносили жертвы и дары, пели священные гимны, а затем ее статую одевали в пеплос.

За тот почет которым ее окружали в Афинах, богиня, как верили афиняне, надежно защищает их город. Как символ этой защиты на Акрополе стояла огромная статуя, изображающая Афину в полном вооружении – Афину Воительницу, Афину Промахос. Как бы напоминая чужакам о ее могуществе, блестели на солнце ее золотой шлем и золотой наконечник копья.

И когда корабли приближались к Пирею, афинской гавани, находившейся в нескольких километрах от Афин, плывущие на них люди могли видеть вдалеке, над самим городом, золотое сияние ее грозного оружия.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Прозвища Афины. Афина и Арахна. Праздник Панафинеи