Проза Иванова
В русской поэзии это самое большое приближение к сознательному и обдуманному мильтоновскому блеску. Каждый образ, каждое слово, каждый звук, каждая каденция – это часть великолепно спланированного целого. Все тщательно взвешено и обдуманно отобрано для наибольшего эффекта. Язык архаичен, к тому же Иванов любит вводить греческую лексику.
Это великая традиция церковнославянского языка, усиливающая величественность стихов. Большинство стихотворений метафизичны; правда, он написал также множество лирических и политических стихов, но
Разумеется, его поэзия сложна и вряд ли доступна первому встречному, но те, кто могут вращаться в сфере его идей, найдут в этом крепком и пряном вине манящий и волнующий вкус. В его великолепии и учености спрятано жало рафинированной и экстатической чувственности – жало Астарты, скорее чем Диониса. Его поэзия может быть недоступной, александрийской, вторичной (в том смысле, в каком вторична и вся наша культура), но что это истинная, а возможно, и великая поэзия
Зимние сонеты (1920) стоят несколько особо от всего остального: они проще, человечнее, менее метафизичны. Их тема – выживание неумирающего духовного огня, несмотря на извечных стихийных врагов – холод и голод. Как многие символисты, Иванов был также и переводчиком, и его переводы Пиндара, Сапфо, Алкея, Новалиса и, особенно, неопубликованный перевод Агамемнона, принадлежат к величайшим достижениям русского стихотворного перевода.
Проза Иванова так же великолепна, как его стихи, – это самая искусная и величественная орнаментальная русская проза. Ранние эссе Иванова составили два тома – По звездам (1909) и Борозды и межи (1916). В них он развивает те же мысли, что и в своих стихах. Он верил, что наше время способно возродить мифологическое творчество религиозных эпох.
Он открыл в Достоевском великого мифотворца и верил, что современный театр может стать религиозным и отдать важное место хору, подобно дионисийскому театру в Афинах. Самая замечательная его проза – диалог в письмах, который они вели с Гершензоном, когда оба философа лежали в двух углах одной и той же больничной палаты, в самые страшные дни большевистской разрухи (Переписка из двух углов, 1920). Гершензон мечтает, по-руссоистски, о новой и полной свободе, о голом человеке на новой земле, который будет свободен от векового ига культуры.
Иванов же защищает культурные ценности и с силой и благородным энтузиазмом напоминает о великих прошлых свершениях своему оппоненту-нигилисту. Шесть писем – его часть диалога – являются благородной и гордой защитой культуры, которой обстоятельства ее написания придают особенную силу.






Related posts:
- Как связаны имена Тютчева и Иванова? Многие поэты Серебряного века почитали Тютчева своим кумиром и поэтическим наставником, мотивы его лирики нередко звучат в их поэзии. Как связаны имена Ф.И. Тютчева и Вяч. Иванова? В одной из своих поздних статей Вяч. Иванов подчеркивает роль Тютчева в развитии символизма в России. Его наследие, как и творчество Достоевского, представляет собой, по словам теоретика и […]...
- Основное различие Белого и Вячеслава Иванова как теоретиков и критиков Не боясь ошибиться, можно утверждать, что основной пафос литературно-философской критики Вяч. Иванова 900-х годов был направлен против декадентского индивидуализма и субъективизма, к которым сам Иванов в первоистоках своего мировоззрения и поэзии был, конечно, причастен. Этой тенденции к преодолению индивидуализма соответствовало его тяготение к религиозно окрашенным примитивным формам народного сознания, в которых он видел утраченные образованным […]...
- Поэзия и проза Поэзия и проза Поэзия и проза – два основных типа организации художественной речи. Проза – устная или письменная речь, которая не делится на соизмеримые отрезки – стихи. В отличие от поэзии, прозаическая художественная речь разделяется на абзацы, предложения и периоды. Художественная проза (рассказ, повесть, роман) в основном эпична, стремится к объективности в отличие от лирической […]...
- Сочинение на тему: “Интеллектуальная поэзия В. И. Иванова” Одним из основных литературных направлений рубежа 19 и 20 веков являлся символизм. Основная идея направления – символизм, опознавательный знак, долженствующий заменить собой образ. Символисты призывали к интеллектуальному мировосприятию и своим девизом считали строку Тютчева: “Мысль изреченная есть ложь”.Представители этого направления выдвигали на первый план философско-мистические вопросы, они искали смысл своего внутреннего мира, магическую силу поэтического […]...
- Определение “Поэзия”, “Проза” Поэзия – это стихотворная, т. е. ритмически организованная художественная речь, в отличие от прозы, не имеющей определенного упорядоченного ритма. Первоначально под поэзией понималось искусство слова вообще, а прозой считались все нехудожественные произведения (научные, философские и т. д.). Очень ярко, хотя и на уровне наивного восприятия своего героя, показывает различие между прозой и поэзией Мольер. В […]...
- Религиозные искания в поэзии Вячеслава Иванова Свечу, кричу на бездорожьи; А вкруг немеет, зов глуша, Не по-людски и не по-божьи Уединенная душа. Вяч. Иванов Поэзия символистов искала выхода в неземной воле. Известно, что поэты-символисты пытались представить себя некими жрецами, вступали в различные мистические общества. Зачисляли себя в ряды кто масонов, кто штейнеровцев, кто мартинистов. Вячеслав Иванов принадлежал, как известно, к одному […]...
- История символизма в литературных трудах Вячеслава Иванова Важнейшая в истории символизма часть статей Вяч. Иванова – он назвал их “эстетическими и критическими опытами” – была собрана в двух книгах его критической прозы – “По звездам” (1908) и “Борозды и межи” (1916). Это были действительно “опыты” в старинном значении слова – статьи, написанные в философском ракурсе, насыщенные глубокой обобщающей мыслью, подкрепленной огромным запасом […]...
- Тема России и революции в произведении Вс. Иванова “Бронепоезд 14-69” Произведение “Броненосец 14-69” было создано Вс. Ивановым в 1920-ых гг. 20 века и вошло в число лучших революционных произведений советского времени. В “Бронепоезде 14-69” Иванов показал масштаб партизанского движения и героизм революционеров. Действие повести происходит в 1919 году – на железной дороге, ведущей во Владивосток. Сюжет повести строится на соотношении двух противоборствующих сил – людей […]...
- Сочинение по картине А. А. Иванова “Явление Христа народу” Иванов Александр Андреевич – знаменитый русский художник произведений на библейские и мифологические сюжеты. Он является автором всемирно известного полотна “Явление Христа народу”. Работал А. Иванов над этой картиной около двадцати лет. И он непросто работал, он изучал тему, находился в постоянном духовном поиске, менял первоначальную композицию, делал множество этюдов. Это произведение стало настоящим подвигом. Насколько […]...
- Сочиненин по картине Иванова “Явление Христа народу” Иванов Александр Андреевич – знаменитый русский художник произведений на библейские и мифологические сюжеты. Он является автором всемирно известного полотна “Явление Христа народу”. Работал Иванов над этой картиной около двадцати лет. И он непросто работал, он изучал тему, находился в постоянном духовном поиске, менял первоначальную композицию, делал множество этюдов. Это произведение стало настоящим подвигом. Насколько точно […]...
- Сочинение по картине Ю. В. Иванова “Пушкин и Арина Родионовна” Иванов Юрий Валентинович – известный книжный иллюстратор, заслуженный русский художник и графит. Его перу принадлежит и такая известная картина как “Пушкин и Арина Родионовна”. Эта картина очень домашняя и уютная. Пропитанная любовью и теплотой. На полотне мы видим известного всем поэта Пушкина Александра Сергеевича и его няню Арину Родионовну. Они сидят в маленькой уютной комнатушке […]...
- Сочиненин по картине Иванова Пушкин и Арина Родионовна Иванов Юрий Валентинович – известный книжный иллюстратор, заслуженный русский художник и графит. Его перу принадлежит и такая известная картина как “Пушкин и Арина Родионовна”. Эта картина очень домашняя и уютная. Пропитанная любовью и теплотой. На полотне мы видим известного всем поэта Пушкина Александра Сергеевича и его няню Арину Родионовну. Они сидят в маленькой уютной комнатушке […]...
- Пропедевтическое мероприятие “Путешествие Вани Иванова и Пети Петрова в страну Химландию” Пропедевтическое мероприятие “Путешествие Вани Иванова и Пети Петрова в страну Химландию” Цель: познакомить учащихся 7 класса с предметом, который будет изучаться в следующем учебном году, сформировать представление о химии, как о науке, изучающей вещества, показать практическое применение знаний по химии в повседневной жизни человека и заинтересовать экспериментальной направленностью предмета. Ход урока. Здравствуйте, ребята! Пишут вам […]...
- Биография И. А. Иванова-Шица Дата рождения: 28 марта 1865 года Дата смерти: 7 декабря 1937 года Место рождения: Воронежская область, Российская Империя Иванов-Шиц Илларион Александрович – один из плеяды знаменитых русских архитекторов. Также Илларион Иванов известен как создатель нескольких общественных и банковских зданий. Илларион появился на свет в одном из сел Павловского уезда. Первое образование получил в реальном училище […]...
- Соединение русского символизма и греческой традиции в произведениях Вячеслава Ивановича Иванова Он родился в Москве в 1866 г., в семье мелкого чиновника. Изучал античную литературу и историю, частично под руководством Моммзена, и опубликовал диссертацию об объединениях откупщиков в Древнем Риме. Долгое время жил за границей, не поддерживая никаких связей с русской литературной жизнью. Из всех современных авторов влияние на него оказали только Ницше и Соловьев. Но […]...
- Поэзия и проза русской литературы XVIII веке Поэзия русской и прежде всего крестьянской жизни получает тогда свое отражение в драматургии А. О. Аблесимова, Н. А. Львова, М. И. Попова. Поэзия жизни былинной Руси была представлена в “Русских сказках” В. А. Левшина. И т. д. Своя поэзия имелась и в жизни героев фонвизинского “Недоросля”. С одной стороны – поэзия беззаветного служения Отечеству, что […]...
- Последний из серебряного века (творчество Георгия Иванова) Да, как ни грустно и ни странно – я последний из петербургских поэтов, еще продолжающий гулять по этой становящейся все более и более неуютной и негостеприимной земле. Г. Иванов Чудный серебряный век русской поэзии не вписался в “терновый венец революций”. Он исчез, как свет лета исчезает в предзимней сумрачности. Его героев разметало по всему свету. […]...
- Последний поэт из серебряного века (Творчество Георгия Иванова) Чудный серебряный век русской поэзии не вписался в “терновый венец революций”. Он исчез, как свет лета исчезает в предзимней сумрачности. Его героев разметало по всему свету. У них еще была прекрасная и трагическая судьба, но их серебряному веку уже была написана эпитафия, и написал ее последний поэт серебряного века Георгий Иванов: Овеянный тускнеющею славой, В […]...
- Сочиненин по картине Иванова “Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения” Знаменитый художник мифологических и библейских сюжетов Иванов Александр Андреевич перед созданием своей грандиозной незаконченной картины “Явление Христа народу” попробовал свои силы в написании полотна “Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения”. И хотя эта картины была всего лишь так называемой репетицией, она все же заслуживает должного внимания. Именно благодаря ей автор получил звание академика, а картина […]...
- Описание по картине Иванова “Явление христа народу” Произведения живописи на библейские темы несут духовную, эстетическую, эмоциональную информацию об общечеловеческих ценностях, дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся, для обучения их построению высказываний, предполагающих размышления о нравственных, социальных и философских проблемах. Библейская тема на протяжении многих десятилетий существования советской школы была закрыта для учащихся. Знание Евангелия не только не поощрялось, а, наоборот, порицалось. […]...
- Проблема выбора книги для чтения (По статье В. Иванова) Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие книги вы читаете, является ли то, что вы читаете, настоящей литературой, или это всего лишь “литературный попкорн”? Неужели в настоящее время найти настоящую, правильную книгу – большая проблема? Об этом в своей публицистической статье рассуждает В. Иванов. В данной статье автор поднимает проблему выбора книгги для чтения, а […]...
- Биография Иванова Г. В Жизнь в России. Раннее творчество. Родился в дворянской обедневшей семье, учился во Втором кадетском корпусе, рано увлекся поэзией, печатался с 1910 г. В 1912 г. вступил в акмеистический “Цех поэтов”, сблизился с кругом Н. Гумилева, разделив его взгляды на искусство, в частности на предметность, “вещность” образного строя. В России выпустил ряд сборников: “Отплытие на остров […]...
- Проза XIX века. Рассказово-очерковая демократическая проза Их создала эпоха освобождения крестьян и Других реформ, они вдохновились идеей Служения народу, которое осуществлялось Для них ревностным изучением его быта. А. Н. Пыпин Демократическая беллетристика шестидесятых годов, используя богатые традиции русской литературы в изображении крестьянства, органично влилась в литературный процесс и заняла свое место как определенная типологическая разновидность русского реализма. Беллетристы-шестидесятники следовали программе “Современника” […]...
- Н. Иванова < p>Роман (бессмертное произведение) Юрия Трифонова “Время и место” открывается эпиграфом (в журнальном варианте, видимо, исключенным цензурой), последняя строка которого гласит: “Дата вашей смерти”. Вот уже восемнадцать лет, как умер Юрий Трифонов. За эти годы из текстов, оставшихся ненапечатанными, были опубликованы “Исчезновение”, “Опрокинутый дом”. А недавно – рабочие тетради и дневники, подготовленные к печати и […]...
- Сочинение для 11 класса. ЕГЭ по тексту В. Иванова “Любите ли вы литературу так, как люблю ее я? То есть, любите ли вы читать книги?”. Так начинает свой текст В. Иванов и размышляет в нем над этими вопросами. В данном тексте основной проблемой является проблема чтения и правильного восприятия искусства. Очень важно уметь не просто читать книгу и понимать ее смысл, но и выбрать […]...
- Тема проза жизни и поэзия Когда мы слышим словосочетание “проза жизни”, то в голове возникают картины из нашей будничной жизни. А при слове поэзия возникает образ чего-то высокого и недостижимого. Некоторые думают, что они слишком далеки от поэзии, но это не так. Достаточно пойти в библиотеку и взять сборник стихов какого-нибудь поэта. При чтении стихов у меня возникает иное чувство, […]...
- “Поэзия” и “проза” любви Надежды и Николая Алексеевича в “Темных аллеях” Бунина “Поэзия” и “проза” любви Надежды и Николая алексеевича в “Темных аллеях” Бунина План I. Символический смысл названия рассказа. II. История любви героев рассказа И. А. Бунина “Темные аллеи”. 1. Сила, романтический характер любовного чувства. 2. Проза жизни. 3. Любовь не умерла. III. Существует проза жизни, но нет прозы любви. Как о воде потекшей будешь вспоминать […]...
- Сочинение на тему: Неоклассическая проза 20-го века Неоклассическая проза обращается к социальным и этическим проблемам жизни, исходя из реалистической традиции, поэтому иногда в критике можно встретить определение “традиционная” проза. Средствами и приемами реалистического письма, наследуя “учительскую” и “проповедническую” направленность русской классической литературы, писатели-“традиционалисты” пытаются создать картину происходящего, осмыслить его, воспитать необходимые представления о норме социального и нравственного поведения. Для реалистических писателей жизнь […]...
- Неоклассическая проза XX века Неоклассическая проза обращается к социальным и этическим проблемам жизни, исходя из реалистической традиции, поэтому иногда в критике можно встретить определение “традиционная” проза. Средствами и приемами реалистического письма, наследуя “учительскую” и “проповедническую” направленность русской классической литературы, писатели-“традиционалисты” пытаются создать картину происходящего, осмыслить его, воспитать необходимые представления о норме социального и нравственного поведения. Для реалистических писателей жизнь […]...
- Биография поэта Иванова Георгий Владимирович Иванов, автор самых, пожалуй, лиричных, безупречных и… страшных стихов Серебряного века, родился в октябре 1894 года в Ковенской губернии, в семье офицера, умер в августе 1958, в Ницце, в приюте для престарелых. Что же было между этими двумя датами? Мы знаем, что для страны и мира это было непростое время – войны, революции. […]...
- “Другая” проза в конце XX века “Другая” проза объединяет авторов, чьи произведения появлялись в литературе в начале 1980-х годов, которые противопоставили официальной свою демифологизирующую стратегию. Разоблачая миф о человеке – творце своего счастья, активная позиция которого преобразует мир, писатели показывали, что советский человек целиком зависит от бытовой среды, он – песчинка, брошенная в водоворот истории. Они всматривались в реальность, стремясь в […]...
- Историческая проза Ю. Трифонова < p>Долгое время Юрий Трифонов верил в идеалы революции, видя в них благородное проявление человеческого духа, стремящегося к высшей справедливости. В то же время автора не могла не волновать проблема соотношения великодушной цели служения историческому прогрессу и средств такого служения, поднятая еще в XIX веке Ф. М. Достоевским в романе “Бесы”. Так, он впервые зазвучала […]...
- Проза Пушкина (Пушкин А. С.) Творчество Пушкина поражает не только богатством, глубиной идей и образов, мастерством художественной формы, но и многообразием жанров. Выступивши вначале как лирик, Пушкин в середине 20-х годов “Борисом Годуновым” закладывает основы русской реалистической драматургии, а в самом конце тех же 20-х годов обращается к прозе. И здесь, как в лирике и в трагедии, творчество Пушкина имеет […]...
- Русская проза конца XX века Новый этап развития русской литературы начинается со второй половины 1980-х годов, точнее, с 1986 г. Он тесно связан с политическими и социальными переменами в жизни страны. За небольшой период страна пережила несколько переломных в историческом плане моментов – перестройку и ее крах, распад СССР, изменение социально-политической ориентации, идеологических и нравственных координат. В середине 1980-х годов […]...
- “Орнаментальная проза” Андрея Белого В предисловии к первому своему прозаическому произведению (Драматическая симфония) Белый говорит: “Эта вещь имеет три смысла: музыкальный смысл, сатирический смысл и, кроме того, философски-символический смысл”. Это можно сказать обо всей прозе, разве что отметить еще, что второй смысл не всегда чисто сатирический – правильнее было бы назвать его реалистическим. Последний смысл, философский, вероятно, по мнению […]...
- Сочинение на тему: РУССКАЯ ПРОЗА КОНЦА XX ВЕКА РУССКАЯ ПРОЗА КОНЦА XX ВЕКА Новый этап развития русской литературы начинается со второй половины 1980-х годов, точнее, с 1986 г. Он тесно связан с политическими и социальными переменами в жизни страны. За небольшой период страна пережила несколько переломных в историческом плане моментов – перестройку и ее крах, распад СССР, изменение социально-политической ориентации, идеологических и нравственных […]...
- По тексту Иванова Любите ли вы литературу так, как люблю ее я? (ЕГЭ по русскому) Как в наш век информационных технологий не потерять любовь к литературе? Как понять какая книга стоит прочтения, а какая не заслуживает малейшего внимания? Эти и многие другие вопросы возникают после прочтения текста. Автор поднимает актуальную тему: роль книги в жизни человека. В небольшом по объему, но емкому по содержанию тексте автор рассуждает о месте книги […]...
- Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза (по комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”) Комедия – непростой жанр литературы. О природе комического эффекта философы размышляли еще в древности, современные теоретики литературы тоже ведут об этом речь, но еще никто не дал исчерпывающего объяснения. Драматург Жан Батист Мольер создал французскую национальную комедию, перешагнул границы своей страны и рубежи своего века и стал классиком мировой литературы. Комедии Мольера умны и философичны. […]...
- Проза. Роман. Княгиня Литовская (Лермонтов М. Ю.) Княгиня Литовская .- Незаконченный роман из жизни петербургского общества 1830-х годов; был начат в 1836 г. Создавался при участии ближайшего друга Лермонтова, литератора и этнографа С. А. Раевского (1808-1876). С. А. Раевский служил в Департаменте государственных имуществ и был хорошо знаком с бытом и нравами петербургских чиновников. Беседы с ним явились для Лермонтова тем источником, […]...
- Что такое “Проза” ПРОЗА – антоним стиха и поэзии, формально – обычная речь, не разделенная на выделенные соизмеримые отрезки – стихи, в плане эмоционально-смысловом – нечто приземленное, обыкновенное, заурядное. Фактически же доминирующая форма в литературе двух, а в Западной Европе – трех последних столетий. Еще в XIX в. всю художественную литературу, прозаическую в том числе, называли поэзией. Сейчас […]...