Проза Чехова
В своих ранних сатирических рассказах (1879-1886), просто описывая один из жизненных случаев обывателей, прозаик глубоко раскрывает общую картину неприглядной действительности. Анекдотическая история в “Хамелеоне” (1884) смешна и печальна оттого, что среди ее участников не оказалось ни одного честного человека. Даже собака меняет свой облик в зависимости от того, кого считают ее хозяином.
История, рассказанная в “Маске”(1884), обличает мораль обывателей, потерявших достоинство в заискивании перед богатеем.
Во второй половине 1880-х
Человеческие и социальные типы, социально-нравственные проблемы подмечены автором так верно, что развиваются на протяжении долгого времени, составляя своеобразные циклы рассказов.
В Ялте Чехов пишет два “рассказа ухода”: “Архиерей” (1902) и “Невеста” (1903). В них, по словам А. Белого, Прозаику Чехову получилось передать “духовное в той сложной
Она, совсем недавно мечтала о женихе, начинает понимать, что бездумно выйти замуж за человека, признающего себя “праздным и бесполезным” она не может.
Психологически тонко передает автор переживания юной девушки, делающей выбор: “Для нее уже было ясно, что разлюбила она Андрея Андреевича или, может, не любила его вообще; но как об этом рассказать, кому рассказать и для чего, она не понимала и не могла понять…” В образе Нади подчеркнуты сила воли, образованность, объективность самооценки, которые позволят ей начать жизнь, широкую и просторную, “эта жизнь, еще неясная, наполнена тайнами, увлекла и заманила ее”.
Чехов сумел уловить ритм времени и отразить новые веяния в литературе рубежа XIX-XX веков. Многие писатели модернисты сразу разглядели в Прозаике-реалистЕ черты новейшего искусства. Символист А. Белый утверждал, что “Чехов истощил реализм” и что он “больше всего символист, больше всего художник”.
- Проза Чехова Конец XIX и начало XX века Конец XIX и начало XX в.- время расцвета творчества Чехова. Правда, пишет он теперь сравнительно немного, но это было не только результатом тяжелой болезни. Повышалась его художественная требовательность. Последний период творчества Чехова совпал с начавшимся оживлением общественного движения. И в новых’ произведениях писателя, поднимающих важнейшие социально-философские и идейно-нравственные проблемы эпохи, усиливается вера в человека, в […]...
- Сочинение на тему: “Проза Чехова. Авторское своеобразие” Произведения Антона Павловича Чехова были совершенно иными, чем произведения его предшественников. Писатель обладал чудесным даром изображать действительность такой, какая она есть. Его герои – Никитин и Гуров, изображены здоровыми, образованными, семейными людьми. Казалось бы, они должны жить счастливой жизнью, ведь от недостатка денег, одиночества и болезней они не страдают. Но все же, что-то мешало им […]...
- Осмеяние самоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” Рассказ “Хамелеон” был впервые напечатан в журнале “Осколки” в 1884 году. Как во многих других рассказах этого времени (“Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”, “Маска”), Чехов разоблачает в нем самодурство представителей власти и рабское сознание людей. В одном эпизоде Чехов отразил типическое явление действительности – “хамелеонство”. Это передано уже в заглавии рассказа. Как ящерица-хамелеон меняет свою […]...
- Краткая хроника жизни и творчества А. П. Чехова 1860, 17 января В Таганроге родился Антон Павлович Чехов. 1868-1879 Учеба в Таганрогской классической гимназии. 1879 Переезд в Москву. 1880 Публикация первого рассказа “Письмо к ученому соседу”. 1878-1881 Работа над пьесой “Безотцовщина”. 1879-1884 Учеба на медицинском факультете Московского университета. 1884 Работа земским врачом в Воскресенске. Издание первой книги рассказов “Сказки Мельпомены”. 1887-1889 Работа над пьесой […]...
- “Душечка”, анализ рассказа Чехова Рассказ “Душечка”, написанный в 1899 г., относится к последнему периоду творчества А. П. Чехова. Особенностью рассказа является многозначность образа главной героини, дающая возможность разностороннего понимания и толкования этого произведения. Именно поэтому один из лучших чеховских рассказов, история “жизни в любви”, вызывал и продолжает вызывать сегодня противоречивые мнения и оценки. Тематика произведения Основная тема произведения – […]...
- Периоды творчества А. П. Чехова Описание событий в романах и других произведениях Чехова отразило многие процессы, происходившие в русской жизни конца XIX в. Оно развивалось, в основном, по двум направлениям: создание рассказов и утверждение новой по характеру лирической и психологической драмы. В ранний период творчества (1883-1885) Чехов, сотрудничая в юмористических журналах “Стрекоза”, “Будильник”, “Зритель” и других, пишет рассказы, в которых […]...
- Сочинение по рассказу Чехова “Ионыч” Один из лучших, на мой взгляд, рассказов выдающегося русского писателя Антона Павловича Чехова – это рассказ “Ионыч”. Главным героем этого произведения является сельский (земский) доктор – Старцев Дмитрий Ионыч. В рассказе “Ионыч” Чехов хотел показать то, как живой, интересный и умный человек, под воздействием различных внешних обстоятельств, становится абсолютно равнодушным к окружающим людям. В рассказе […]...
- “Альбом”, анализ рассказа Чехова История создания Рассказ “Альбом” был написан в апреле 1884 г. 24-летним Чеховым и напечатан 5 мая 1884 г. в №18 журнала “Осколки” под псевдонимом А. Чехонте. Для собрания сочинений Чехов сократил текст, превратив рассказ в двухстраничную миниатюру. Литературное направление, жанр “Альбом” – миниатюрный реалистический юмористический рассказ. Проблематика В крошечном рассказе поднимаются общечеловеческие проблемы. На первом […]...
- Творческий путь Чехова А. П Еще учась в Таганрогской гимназии, Антон Павлович Чехов написал большую драму “Безотцовщина”, водевиль “О чем курица пела”, много коротких шуточных произведений. Первыми из напечатанных его сочинений были пародии “Письмо к ученому соседу” и “Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?” (1880). Став студентом медицинского факультета Московского университета, Чехов выступал под различными псевдонимами […]...
- Тема “маленького человека” в произведениях Чехова Чехов часто обращается к теме “маленького человека”, всесторонне освещает человеческую природу самоуничижения. В конце XIX века становится понятным, что прежний литературный подход к персонажам, родственным Вырину, Башмачкину, Мармеладову, устарел. Чехов, переосмысливая образ “маленького человека”, исходит из живых наблюдений над современностью и из собственного опыта. Ведь некогда он, будучи лавочником и гимназистом, поставил перед собой задачу […]...
- Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова. Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова “Ионыч” В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и […]...
- Отзыв о рассказе А. П. Чехова “Студент” Рассказ А. П. Чехова “Студент” был опубликован в 1894 г. “Студент” – один из самых коротких, но наиболее совершенных по форме рассказов Чехова. Этот рассказ о человеке, который пришел к пониманию истинной веры и окружающего мира. Этим произведением Чехов хотел показать путь перерождения человека. Главный конфликт в рассказе Чехова этический – человеческая ошибка. Студент усомнился […]...
- Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Что важнее – жить Или притворяться, что живешь? П. Коэльо Рассказы А. П Чехова просты, коротки, но за этой видимой просто той скрывается глубокий смысл, многое приходится читать между строк. Как говорил сам писатель: “Краткость сестра таланта”. Какова же проблематика рассказа “Ионыч”. А. П. Чехов поднимает такие нравственные проблемы, как стяжательство, пошлость, потеря ценностных ориентиров, […]...
- Проза XIX века. Рассказово-очерковая демократическая проза Их создала эпоха освобождения крестьян и Других реформ, они вдохновились идеей Служения народу, которое осуществлялось Для них ревностным изучением его быта. А. Н. Пыпин Демократическая беллетристика шестидесятых годов, используя богатые традиции русской литературы в изображении крестьянства, органично влилась в литературный процесс и заняла свое место как определенная типологическая разновидность русского реализма. Беллетристы-шестидесятники следовали программе “Современника” […]...
- Анализ произведения Чехова “Ионыч” Проблема нравственной деградации личности остро встает в рассказе “Ионыч” (1898). Чехов в присущей ему манере художественного укрупнения и убедительной детализации пытается отыскать причины духовных перерождений личности. Значимость проблемы возрастает, если обнаружить общее в образах “Ионыча” и “Евгения Онегина”. В образе Владимира Ленского Пушкиным очерчен возможный путь от романтика до обывателя, довольствующегося домашним бытом. Подобно Пушкину, […]...
- Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза (по комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”) Комедия – непростой жанр литературы. О природе комического эффекта философы размышляли еще в древности, современные теоретики литературы тоже ведут об этом речь, но еще никто не дал исчерпывающего объяснения. Драматург Жан Батист Мольер создал французскую национальную комедию, перешагнул границы своей страны и рубежи своего века и стал классиком мировой литературы. Комедии Мольера умны и философичны. […]...
- “Не в духе”, анализ рассказа Чехова История создания Рассказ “Не в духе” был написан для новогоднего выпуска петербургского юмористического журнала “Осколки” и выслан его редактору Н. А. Лейкину 23 декабря 1884 г. Был напечатан в № 52 этого журнала (за 29 декабря) с подзаголовком “Рассказец”. Он подписан псевдонимом А. Чехонте. В значительно сокращенном виде был включен Чеховым в прижизненное полное собрание […]...
- “Крыжовник”, анализ рассказа Чехова, сочинение Рассказ Антона Павловича Чехова “Крыжовник” впервые был опубликован в журнале “Русская мысль” в 1898 году. Вместе с Рассказом “О любви” он продолжил “маленькую трилогию”. Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и […]...
- Творческий и жизненный путь Чехова Антона Павловича А. П. Чехов родился 17 (29) января 1860 г. в г. Таганроге, окончил таганрогскую классическую гимназию. В 1879 году вместе с семьей переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Литературный дебют Чехова состоялся в 1880 г. Первые произведения – пародийные ” Письмо к ученому соседу ” и ” Что чаще всего встречается […]...
- Герои юмористических рассказов А. П. Чехова (1) Антон Павлович Чехов – великий русский писатель-реалист. Чехов в своем творчестве использует разные жанры: и сценки, и анекдоты, и фельетоны, и рассказы. В своих рассказах главными врагами Чехов называл ложь, лицемерие и произвол, говорил о вдохновенном труде и здоровых человеческих отношениях, отрицал ложь в семейной жизни, науке и искусстве, симпатизировал простому народу. В юмористических рассказах […]...
- “Анна на шее”, анализ рассказа Чехова Впервые рассказ А. Чехова “Анна на шее” был издан в октябре 1895 г. в “Русских ведомостях”. При подготовке рассказа к изданию А. Маркса Чехов разделил его на 2 главы, внес много поправок и исправлений, придав сатирические черты образам Модеста Алексеевича и “его сиятельства” и углубив характеристику Анны. Жанр произведения – лирико-драматический рассказ в традициях критического […]...
- Глубинные произведения А. П. Чехова. По тексту К. С. Станиславского Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтической значительности (ЕГЭ по русскому) Чехов получал немало нареканий от современников за свои произведения. Критики считали творчество Антона Павловича неглубоким, бесперспективным и обывательским. Но время рассудило иначе: чеховские произведения при кажущейся на первый взгляд простоте затрагивают глубинные аспекты жизни. Видимо, К. Станиславский одним из первых заметил уникальность чеховских творений. Признанный театральный деятель в своей статье говорит о проблеме правильного отношения […]...
- Маленький человек в рассказах А. П. Чехова “Маленький человек” в рассказах А. П. Чехова I. Изображение “маленького человека” – один из способов проявления гуманизма и демократизма русских писателей XIX века. II. Эта тема как понятие социальное в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. 1. Деградация “маленьких людей” в рассказах Чехова: превращение их в обывателей. 2. […]...
- “Смерть чиновника”, анализ рассказа Чехова, сочинение “Смерть чиновника” – один из ранних рассказов известного русского писателя Антона Чехова. В 1886 году произведение вошло в сборник “Пестрые рассказы”. “Смерть чиновника” написана в духе Реализма, это направление распространилось в России во второй половине XIX – XX в. Чехову удалось совместить “строгий реализм” с повышенной условностью. В начале рассказа мы можем отчетливо проследить черты […]...
- “Каштанка”, анализ рассказа Чехова Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его “Детвора”, “Беглец”, “Гриша”, “Ванька”, “Каштанка” вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает и делает для себя выводы не одно […]...
- Превращение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча (по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”) Желание служить общему благу должно Непременно быть потребностью души, Условием личного счастья. А. П. Чехов События рассказа “Ионыч” происходят в губернском городе С. Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит читателя с семьей Туркиных, по мнению местных жителей, “самой образованной и талантливой” во всем городе. Чехов доверяет читателю и, как всегда, избегает прямых оценок. […]...
- Падение Старцева в рассказе Чехова “Ионыч” Одна из главных тем творчества Чехова – разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции” Тема “Ионыча” – изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и черствого эгоиста. Действие рассказа развивается на фоне провинциального городка с его однообразной и […]...
- Сатирическая проза М. М. Зощенко В советское время в течение многих десятилетий история нашей литературы, как и история нашего Отечества, во многом упрощалась и обеднялась. Многие произведения, которые мы сейчас читаем и любим, были недоступны для читателя, но время сохранило их для нас. Это произведения таких авторов, как М. Зощенко, М. Булгаков, А. Платонов, Б. Пастернак, М. Цветаева и др. […]...
- Комическое и трагическое в рассказе Чехова “Хирургия” Комическое и трагическое в рассказе А. П. Чехова “Хирургия” Великий русский писатель Антон Павлович Чехов по образованию был врачом, поэтому тема медицины занимает особое место в его творчестве. Так, в рассказе “Хирургия” Чехов представляет нам лекаря, который несерьезно относится к своему делу. В этом произведении мы знакомимся с двумя героями – фельдшером Курятиным и дьячком […]...
- Образ доктора Старцева в повести Чехова “Ионыч” Одна из главных тем творчества Чехова – разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема “Ионыча” – изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и черствого эгоиста. Действие рассказа развивается на фоне провинциального городка с его однообразной и […]...
- Образы “футлярных” людей в рассказах А. П. Чехова (по пьесе Чехова А. П Вишневый сад) Чехов – великий мастер короткого рассказа, обличитель мира пошлости и мещанства – в конце 90-х годов XIX века создает так называемую маленькую трилогию, в которую вошли три рассказа: “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. В этих рассказах, объединенных общей идеей разоблачения “футлярной” жизни, писатель выступил против духовного одичания, обывательщины, охвативших значительные слои русской интеллигенции. Главный […]...
- ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. П. ЧЕХОВА (1860-1904) Детские годы – родился в Таганроге, в небогатой купеческой семье; переезд семьи в Москву, А. Чехов остается в Таганроге. Переезд в Москву. Учеба на медицинском факультете. Первые публикации в журнале “Стрекоза”. Сотрудничество с журналом “Осколки”, “Новое время”. Раннее творчество – отсутствие определенного мировоззрения. Поездка на Сахалин. Участие в переписи населения. Избрание почетным академиком. Отъезд в […]...
- Герои юмористических рассказов А. П. Чехова(2) Антон Павлович Чехов – мастер рассказа, признанный во всем мире. Его коротенькие истории имеют, в основном, незамысловатый сюжет, но наполнены глубоким смыслом. Главные герои в них – люди различных профессий, ведущие разный образ жизни, имеющие свои, непохожие мечты и цели. Обычно А. П. Чехов не стремится познакомить нас со всеми подробностями жизни своих героев, да […]...
- План сочинения – Мастерство художественной детали в рассказах Чехова Мастерство художественной детали в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Художественная деталь – минимальная образная подробность в художественном произведении. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ, то есть малая форма. (Подробнее о жанре рассказа см. Словарик.) Это требовало от писателя исключительной емкости художественной детали. Мастерство Чехова и заключается прежде […]...
- Человек и среда в рассказах Чехова (Чехов А. П.) Что такое “среда”? С социологической точки зрения – это синоним общества, в котором ежедневно пребывает каждый из нас. Мы живем в обществе, взаимодействуем с ним. В зависимости от окружения, мы выстраиваем свои нравственные идеалы, выбираем жизненный путь. От среды, в которой находится человек зависит многое, ведь влияние ее может быть как положительным, так и негативным. […]...
- Тест по творчеству А. П. Чехова 1. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова “Смерть чиновника”? А. Беликов Б. Акакий Акакиевич В. Макар Девушкин Г. Червяков 2. Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества А. П. Чехова? А. “Толстый и тонкий” Б. “Лошадиная фамилия” В. “Дама с собачкой” Г. “Хамелеон” 3. Какой порок показал А. П. Чехов в рассказе […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова “Тоска” Рассказы А. П. Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой” формы. Рассказы Чехова таят в […]...
- “В аптеке”, анализ рассказа Чехова История создания Рассказ “В аптеке” был напечатан в отделе “Летучие заметки” в “Петербургской газете” за 6 июля 1885 г. У рассказа был подзаголовок “Сценка”. Издан под псевдонимом А. Чехонте. Чехов не включил миниатюру в полное собрание сочинений, а только в первое издание сборника “Пестрые рассказы” (1886). Литературное направление, жанр “В аптеке” – газетная зарисовка, “летучая […]...
- Тема нравственной ответственности человека в рассказах Чехова Тема нравственной ответственности человека в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Тема нравственной ответственности – традиционная для русской литературы (Пушкин, Толстой, Достоевский и др.). II. Главная часть 1. Нравственная ответственность человека у Чехова – это ответственность перед самим собой, перед людьми и даже перед будущим. 2. Люди, у которых атрофирована совесть, а следовательно, и чувство нравственной […]...
- Сочинение по произведениям Чехова: “Крыжовник”, “Шуточка” и “Анна на шее” В основе рассказа “Анна на шее” лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: “молодая, изящная”. Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, “неинтересный господин”. Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения […]...