Проходящий Алеша Пешков в рассказе Рождение человека (Горький А. М.)

Первые одиннадцать рассказов цикла были написаны в 1912-1913 годах. В 1915 г. они вышли в свет под общим заглавием “По Руси. Очерки”.

Сюжетной основой этого сборника рассказов является путешествие Горького пешком по стране, которое он предпринял в 1891 году. Лишь несколько рассказов (“Ледоход”, “Губин” и “Нилушка”) наполнены впечатлениями более ранних лет. Хождение но Руси Горький предпринял после тяжелого душевного кризиса, который в 1887 г.

Привел его к попытке самоубийства.

Юноша Алеша Пешков не мог смириться с окружающей обывательской средой. Книги, которые он жадно читал, еще больше укрепляли в нем желание изменить все вокруг. Ему казалось, что достаточно “убедить людей дружно взяться за работу самоосвобождения”, и “наступит новая, чистая, дружная жизнь!”. Но это горячее стремление разбивалось о непонимание окружающих, о прочность тех основ жизни, в которой господствовал “хозяин”.

Почувствовав свою изолированность от живой жизни, юный Горь-кий решается на подобный шаг, который, к счастью, закончился только ранением. Выздоровев, он пешком отправляется в путешествие по родной земле, чтобы окунуться в гущу народа, глубже понять жизнь и найти свое место в ней.

С большой точностью можно установить хронологию того или иного события, описанного Горьким в рассказах. Так, действие в рассказе “Рождение человека” произошло летом 1892 г., в рассказе “Женщина” – в сентябре – октябре 1891 г. и т. д. В основе каждого произведения лежат конкретные факты, свидетелем которых был писатель. Вероятно, поэтому он называл эти произведения очерками.

Но сила художественного обобщения оказалась настолько большой, что превратила эти “очерки” в художественные социально-философские исследования российской действительности.

Большая роль в процессе художественного обобщения отведена “проходящему”, герою всех рассказов, который в основе своей безусловно автобиографичен. Горький уточнял: “Я намеренно говорю “проходящий”, а не “прохожий”; мне кажется, что прохожий не оставляет по себе следов, тогда как проходящий – до некоторой степени лицо деятельное и не только почерпающее впечатления бытия, но и сознательно творящее нечто определенное”.

Да, “проходящий” – это Алексей Пешков, который странствовал по Руси, встречался с людьми, ставшими героями его рассказов, порою принимал участие в их судьбе, жил бок о бок с ними. Но в то же время это не просто путевые очерки очевидца. Рассказы о странствиях были написаны намного позже, и писатель соединил в них свой идеал человека с идеями социализма.

Это не могло не сказаться на образе “проходящего”. Он, не теряя автобиографической основы, становится более зорким, чем Алеша Пешков, более четко разбирающимся в окружающей жизни, то есть превращается в литературный образ. Горький подчеркивал, что суть этого образа заключается в его активности.

Активность его была не только непосредственно действенной, но и творческой: из разрозненных жизненных впечатлений он должен был воссоздать целую картину Руси. Над “проходящим” возвышается фигура самого автора, который, повествуя о впечатлениях “проходящего”, передавая его вдумчивое отношение к жизни и людям, в художественном изображении этих впечатлений и жизни поднимается до глубоких обобщений и социального анализа действительности.

В рассказах перед читателем предстает Русь и в ее географическом размахе (это Поволжье, средняя полоса России, кубанские и украинские степи, Кавказ), и в разнообразии социальных категорий (крестьяне, артельные рабочие, мещане, интеллигенция, собственники и т. д.), и в разнообразии индивидуальных характеров.

“Проходящий” видит, что люди живут тяжело и трудно, господствует Русь “окуровская”, застойная, нищая и голодная, несущая тяжелую печать рабства не только на условиях жизни, но и на душах людей.

Источники:

    Горький А. М По Руси; Хозяин/Предисл. и прим. Е. А. Тенишевой.- М., Правда, 1986. – 480 с., ил.

    Аннотация:Рассказы, составившие цикл “По Руси”, занимают важное место в творчестве Горького. Русь лредстает перед читателем и в ее географическом размахе, и в разнообразии социальных категорий, и в разнообразии индивидуальных характеров.

    В книгу вошла также повесть “Хозяин”. В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор.

    Комментарии к рассказу Рождение человека

    Впервые с подзаголовком “Из воспоминаний “проходящего”” напечатано в журнале “Заветы”, 1912, № 1, апрель, с. 5-15.

    Летом 1892 г. будущий писатель работал вместе с голодающими на постройке шоссе Сухум – Новороссийск. После окончания работ на пути в Очамчиры ему пришлось выполнить обязанности акушера. Этот случай лег в основу рассказа.

    Писатель К. Тренев свидетельствовал, что Горький сам подтвердил автобиографический характер этого произведения (К. Тренев. Рождение человека -“Известия”, 1941, № 142, 18 июня).

    6(19) марта 1912 г. Горький получил телеграмму от В. С. Миролюбова, редактора “Заветов”, о скором выходе первого номера журнала и “все бросил, сел писать”. Рассказ был написан за три часа.

    До появления рассказа в печати Горький читал его 2(15) апреля 1912 г. в Париже на многолюдном митинге в честь столетия со дня рождения А. И. Герцена, устроенном русскими эмигрантами.

    Рассказ вызвал много откликов. Литератор С. Недолин 13(26) сентября 1912 г. сообщал в письме к Горькому, что он и писатель С. Н. Сергеев-Ценский “восхищались… “Рождением человека””.

    Встретившись с Горьким в 1927 г., А. И. Цветаева записала: “Из всех своих вещей Горький больше всего любит “Рождение человека””.



Проходящий Алеша Пешков в рассказе Рождение человека (Горький А. М.)