Противостояние Добра и Зла в повести Оксаны Забужко “Сказка о калиновой свирели”



“Сказка о калиновой свирели” – это пересказ извечной библейской истории о Каине и Авеле. Эта интерпретация является взглядом современной просвещенной женщины на вечное противостояние жизнь и смерти, Добра и Зла. Может именно поэтому это история не двух братьев, а двух сестер.

Оксана Забужко создала философское произведение, вдохновляясь творчеством украинского народа: народными сказками и балладами о калиновой свирели. Среди ее предшественников – стих Лины Костенко “Калиновая свирель”, литературные сказки Б. Гринченко

и Л. Шияна. Но писательница, используя фольклорные первоисточники, написала целиком оригинальную повесть о любви и ненависти, о большой человеческой трагедии на фоне украинского крестьянского быта.

Сестры противопоставлены одна другой: одаренная и красивая Анна и подчеркнуто обычная Аленка представляют выразительный контраст: их желания, мечты, добродетели и недостатки такие разные, но и неразрывно связанные: будто бы противоположные, они не могут существовать одна без другой, поэтому за Еленой ее убийца-сестра также ушла из жизни. Разыгранная перед нашими глазами драма рождена не только судьбой. Анна

была Особым ребенком уже от рождения: “уродилась с месяцем на лбу”, который обозначает тех, кто под его защитой.

Вырастала она умной девочкой, ощущая в себе какие-то необыкновенные силы. Была она лучшей, самой прекрасной, и слава о ней летела “как огонь по соломе по окружающим селам”. И воспринимала она как само собой разумеющееся, что она самая лучшая.

Елена – ничем не примечательная: с обычной внешностью, характером, характером, даже без заметных недостатков, не кривая, не косая, не рябая; никому не заметная, неинтересная, словом, обычная. Отличие характеров и внешности провоцирует тяжелое недоразумение между сестрами, так как не могут они найти общего языка. Эту вражду усиливают родители – будто поделили Василий и Мария детей.

Даже люди замечали: “Дедова дочь и бабья дочь”. Мать, жизнь которой не сложилась, так как вышла она не за любимого, а за первого, кто ее посватал, лишь чтобы угодить отцу, “вот чтобы знал!”, – видит в старшей дочери свое подобие, гордится своей Анной-Панной, предсказывает ей особую судьбу, всегда становится на ее сторону. Отец же, для которого младшая подобна ему, забавлялся с Аленкою, всегда защищал “своего” ребенка.

Родители о разном и мечтали: мать – о князе для Анны, отец – о том, как выйдет его Аленка замуж, будет жить при них с Марией, родит много деток, как он будет их любить и забавлять.

Недоразумение родителей в преувеличенном виде воплотилось во взаимоотношениях сестер, раздувая естественной конфликт между ними. Это и не парадокс, что Анна-Панна завидовала Алене, хотя во всем превосходила ее. Однажды Анна проснулась ночью от того, что Елена плакала, отец, взяв малую на руки, вышел из дома, прижал к себе и запел. Некогда он так не пел для Анны!

Ревность душила девушку: что это же, не для нее даже поет отец! И росла в ней, просыпалась “какая-то другая, жестокая обида”. Вырастали девочки в смертельной вражде.

Оленка старалась всегда разозлить Аннушку, единственным ее желание было “увидеть злость анны, которая выходит наружу, будто та злость была гусыней, которую Алене поручили пасти”. С самого своего рождения Аленка надоедала сестре, мешала во всем, “тянула сестру в непролазные домашние будни, как корову за теленком”. И всегда ощущала Анна, что сестра не допускает ее к собственной судьбе.

Аннушка отказывается идти в монастырь. Это просто детская невнимательность к словам монахини или сознательный выбор наперекор? Девушка начинает ощущать подземные воды. И не испытывает удивление этому, воспринимает как надлежащее.

Да и ненавидела она не только сестру – возгордилась перед людьми, лишь себя любила – себя, и тело свое, и красоту свою! Считала себя выше других людей. Так пренебрегала она и работящим и богатым парнем – Дмитрием, Маркияновым сыном.

А Аленка не пренебрегала – посватался он к ней, и согласилась Аленка, связала старост полотенцами! Младшая сестра старалась всегда допечь сестру, завидовала и старалась примерить на себя ее судьбу. И все-таки допекла. И где же та особая судьба? “Аленка оказывалась отмеченной Божьей лаской, а не она!” Украла Елена у нее судьбу!

Осталась она в “перестарках, обошла ее меньшая сестрица, украла у нее счастье! Почему этот мир должен был принадлежать не ей, а Аленке?”

Тяжело поражена была Анна, и такая злость, такое оскорбление, закипевшее в сердце Анны-Панны! Отворила Аленка, будто ключом, двери, за которыми была злость Анны. Весь мир сделался жестким, несправедливым, злым из-за этой ненавистной сестры.

Не выдержала боли Особая, тьма поглотила ее полностью. Ищет девушка ответа в церкви, но не находит. Когда она пришла к батюшке, припомнилось ей, как в детстве отец рассказывал про Каина и Авеля. И на вопрос, который мучил ее: “почему переглянулся Господь на Авелеву жертву, а на Каинову – не переглянулся?!”, получила ответ: “итак это и было, что Бог видел Каина, какой он есть, вот и совершил испытание его гордыни”.

Но не было у Анны сил отказаться от той гордыни, простить людям, всему миру. Да и даже самому Богу!

И явился ей среди ночи сам дьявол. И сдалась она ему. Убила она сестру. Но не нашла она в том счастье, не нашла покоя.

И когда открылась правда, когда трижды пропела калиновая свирель Аленкиным голосом, что “меня сестрица со свету сжила, в мое сердечко что-то острое вонзила!”, просто не смогла жить.

Сквозь призму большой трагедии украинского рода Оксана Забужко рассказывает о поединке в душе человека Добра и Зла, размышляет о свободе выбора между этими двумя путями.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Противостояние Добра и Зла в повести Оксаны Забужко “Сказка о калиновой свирели”