Противоречия во взглядах Есенина
На мучительный вопрос: “куда несет нас рок событий” – поэт не мог ответить. Именно в этот период рушатся его утопические мечты об идиллическом граде Инонии, пафос революционного преобразования Родины сменяется неприязненным отношением к современной жизни. В период смятения и подавленности поэт пишет “Сорокоуст” (1920), В основе стихотворения лежит контрастное противопоставление деревни городу.
Обратите внимание, что уже в самом начале стихотворения звучит трагический мотив: “Трубит, трубит погибельный рог!
” Эта
Та же тема, гибели старого патриархального мира деревни в стихотворении “Мир таинственный, мир мой древний…”. Здесь поэт как бы ощущает и свою обреченность, сравнивая себя с затравленным волком. Есенинская лирика 1920-1921 годов
В стихах все чаще звучат мотивы прощания с молодостью” Именно такими настроениями проникнуто стихотворение 1921 года “Не шалею, не зову, не плачу. ” Чувствуя душевную усталость, изнуренный мучительными мыслями, поэт прощается со своей молодостью: “Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым, увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым”. Однако в этом стихотворении, исполненном большой художественной силы и драматизма, поэт далек от трагической безысходности. Несмотря на печальные раздумья о жизни, Есенин приходит к светлому, оптимистическому выводу: “Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть”.
В 1922 году Есенин уехал за границу. В созданных в этот период произведениях “Черный человек” и “Страна негодяев” отразился трудный процесс преодоления поэтом духовного кризиса. Есенин резко осуждает собственные ошибки и заблуждения. Вернувшись в 192 3 году на Родину, поэт побывал в деревне, затем на Кавказе.
1924-1925 годы были наиболее плодотворными в творчестве Есенина. За это время поэт создает такие выдающиеся произведения, как “Русь советская”, “Стансы”, поэтический цикл “Персидские мотивы”, поэму “Анна Онегина”. Дальнейшее сближение с новой действительностью способствовало усилению в его творчестве гражданских мотивов, появлению образов революционеров (“Капитан земли”, “Баллада о двадцати шести”).
В стихах этого периода уже нет безнадежности; преодолевая идейные противоречия, Есенин обращается к злободневным темам времени, пытается более четко определить свою позицию. Творческая программа поэта сформулирована в стихах “Пушкину”, “Издатель славный”, “Стансы”. Новый сборник стихов Есенин предваряет обращением к издателю: “Издатель славный! В этой книге я новым чувствам предаюсь, учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь”.
Раздумья поэта порождены тем новым, что он увидел, вернувшись в родное село. Так возникает в стихотворении тема молодого поколения. Поэт с грустью узнает, что его песни отошли в прошлое вместе со старой деревней, и это вселяет в его сердце обиду: “Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец. Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец”.
Но эта обида не на новое время, а на самого себя. В душе поэта как бы вспыхивает разлад можду чувством и разумом, но сознание вечного обновление жизни успокаивает его: “Но голос мысли сердцу говорит: “Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит другого поколения у хижин”. Разум одерживает победу над скорбными чувствами, и Есенин радостно приветствует новое поколение: “Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев”. Обратите внимание на то, что в трактовке темы молодого поколения Есенин перекликается с Пушкиным, с пушкинской концепцией вечного обновления жизни и связи времен и поколений. Особое место в лирике Есенина последнего периода занимает стихотворение 1925 года “Неуютная жидкая лунность”.
В нем поэт вновь поднимает проблему отношения к новой действительности, которая звучала в “Стансах” и “Письме к женщине”. На этот раз Есенин дает четкое определение своего места в новой жизни: “Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, но и все не хочу я стальною видеть бедную, нищую Русь”.