“ПРОСТОТА ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРЕКРАСНОГО” (Л. Н. Толстой)

“ПРОСТОТА ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРЕКРАСНОГО” (Л. Н. Толстой)

Мысль Л. Н. Толстого о том, что “простота есть необходимое условие прекрасного”, становится особенно близкой и понятной, когда любуешься красотой природы. Окружающий нас мир настолько гармоничен и прекрасен, что не перестаешь удивляться: кто он, творец всего живого, неведомый зодчий и неутомимый экспериментатор? Ночное звездное небо, солнечное великолепие дня, изысканная простота шумящей под дуновением легкого ветерка зелени, безумная бушующая стихия Мирового океана

– человек замирает в немом восхищении, становясь свидетелем чудесной жизни. Недаром, раскрывая поэтические стороны действительности, писатели, художники, музыканты обращаются к эмоциональным описаниям природы.

А. П. Чехов в письме к Д. В. Григоровичу проникновенно заметил: “Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя”. В частности, Л. Н. Толстой всегда создает чарующие, проникнутые глубоким чувством описания природы, обстоятельные и точные, передающие картину

во всех подробностях, с исчерпывающей полнотой. Так, в “Отрывке дневника 1857 года (Путевые записки по Швейцарии)” писатель отмечал: “Я люблю природу, когда она со всех сторон окружает меня и потом развивается бесконечно вдаль, но когда я нахожусь в ней. Я люблю, когда со всех сторон окружает меня жаркий воздух…; когда вы не одни ликуете и радуетесь природой, когда около вас жужжат и вьются мириады насекомых, сцепившись ползут коровки, везде, кругом заливаются птицы”.

Эти слова выражают отношение Толстого к природе, бесконечную любовь к ней, огромный интерес к мельчайшим подробностям ее жизни, желание приблизиться к ней.

Человек – неотъемлемая часть природного равновесия и гармонии. Человек красив, в искусстве нередко подчеркивается это. Например, в рассказе “После бала” Л. Н. Толстой дает такое описание девушки, в которую был влюблен главный герой: она “была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная.

Держалась она всегда необыкновенно прямо… и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид”.

Человек может абстрактно мыслить, сознательно ставить перед собой цели, строить планы, чтобы достичь их, затем приступает к работе, чтобы реализовать их, и находить удовлетворение в их осуществлении.

Чувство нравственности позволяет различать добро и зло, совесть укоряет человека, когда он заблуждается. Он находит счастье, когда окажется полезным кому-то, радость – когда он любит и любим. Человек может созерцать растения и животных, великолепие гор и океанов или простор звездного неба и ощущать свою незначительность. У него есть чувство времени и вечности, его интересует, куда он идет, он хочет понять, что стоит за всем этим.

Как видим, красота человека заключается не только во внешних данных, но и во внутренней гармоничной и плодотворной жизни.

Подражая прекрасному окружающему миру, стремясь выразить свой восторг красотой, человек создает гениальные произведения искусства. Однако не все так просто. Человеческая природа двойственна: там, где присутствует добро, обязательно появляется зло; в океан гармонии вливается ручеек дисгармонии. Причем чаша весов добра и зла не находится в равновесии.

Все наши поступки измеряются этими весами, вся наша жизнь. Если мы забудем об этом, то мы недостойны даже случайного упоминания о нас потомков.

Человек стремится “переиграть” природу, внести в существующую действительность свое понимание истоков прекрасного.

Научно-техническое развитие идет по восходящей. Вздымаются в небо гигантские небоскребы, небесную лазурь прорезают металлические тела самолетов, космических кораблей, недра земли уродуются в погоне за черным золотом. Ускоряется темп жизни – человек стремится достичь большего, лучшего.

Результат: “разрушительное существо” человек, “для поддержания своей жизни”, уничтожает разнообразные живые существа, растения, разрушает красоту природы, нарушает тонкое равновесие гармонии.

В интродукции к повести Л. Н. Толстого “Хаджи Мурат”, где описаны луга и летние полевые цветы, читаем: “Куст “татарина” состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку…

Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его”.

Этот изуродованный кустик “татарина” можно символично соотнести с результатами хозяйственной деятельности человека.

Природа, “перееханная колесом” цивилизации, не сдает своих позиций. Какую цену имеет самый благоустроенный город, в высшей степени приспособленный к жизни человека, по, сравнению с бескрайними полями, зелеными лесами?

Конечно, я прекрасно осознаю, что человек ни под каким предлогом не откажется от всех достижений цивилизации. Однако путь к прекрасному и, в равной степени, простому можно начать в любое время. Стоит только проанализировать свои мысли и поступки: если в твоей душе отсутствуют злые помыслы, порочные желания, недобрые устремления, можно считать, что ты на пути к первоистокам прекрасного.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“ПРОСТОТА ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРЕКРАСНОГО” (Л. Н. Толстой)