Прославленный драматург Бернард Шоу (1856-1950)
Как и Уайльд, по национальности ирландец. Прославился экстравагантным поведением и яркими парадоксами. Например: “Сумасшедшие есть везде, даже в сумасшедшем доме”. “Кто умеет – делает; кто не умеет делать – учит; кто не умеет учить – учит тому, как надо учить”.
Пьесы Шоу – интеллектуальные, в центре – идейный спор. В этом смысле он ученик Ибсена, но до Ибсена ему далеко по напряженности сюжета и глубине постановки проблемы. Написал Шоу очень много пьес, лучшие среди них три.
“Профессия миссис Уоррен” (1894). Главная
И только сейчас Виви узнает, что ее мать миссис Уоррен содержит несколько публичных домов. История ее жизни такова. Родилась она в бедной семье. У девушек в их городке было два пути: честный, похожий на медленное самоубийство – работать на химическом заводе за нищенскую зарплату, по этому пути пошли две ее старших сестры.
Одна скоро заболела и умерла, другая вышла замуж за рабочего, который оказался алкоголиком, и счастья она не увидела.
Постепенно две сестры скопили денег, купили свой публичный дом, потом еще.
Виви – девушка высоконравственная и принципиальная, она безоговорочно осуждает мать и требует, чтобы она отказалась от своего безнравственного бизнеса. Между ними возникает спор. Мать утверждает, что девушки в ее домах живут гораздо лучше тех, кто работает на фабрике. Она к ним относится по-человечески, не выжимает все соки, заботится.
Проституция как социальное явление все равно не исчезнет. Значит, если она откажется от этого выгодного бизнеса, кто-нибудь обязательно займет ее место и еще неизвестно, как будет относиться к девушкам.
Для Виви это абсолютно неприемлемо, она порывает всякие отношения с матерью, выбирает судьбу, необычную для девушки того времени, поступает на работу со скромной зарплатой. В пьесе много ярких обличений английского общества (что добавляет напряженности пьесе). Оказывается, многие благородные аристократы имеют непосредственное отношение к развратному бизнесу, а многие благородные дамы вышли замуж исключительно из-за денег, и это Шоу называет скрытой формой проституции.
В пьесе очень остро поставлена проблема проституции как проблема социальная. Шоу задает вопрос: что лучше для девушки – медленно умирать на вредном производстве или продавать свое тело за деньги.
“Пигмалион” (1913) – самая популярная пьеса Шоу, по ней написан знаменитый мьюзикл “Моя прекрасная леди”. Пигмалион – в древнегреческой мифологии скульптор, влюбившийся в собственную скульптуру прекрасной девушки Галатеи и женившийся на ней, так как по его просьбе боги ее оживили. В переносном смысле Пигмалион – всякий мужчина, который принял участие в формировании личности своей возлюбленной.
Пигмалион – профессор фонетики Хиггинс, который на спор выучил идеальному литературному произношению молодую уличную торговку с очень неправильной и грубой речью Элизу. В конце пьесы в изящном платье все ее принимают за светскую даму. Но вся суть пьесы в странных отношениях между Хиггинсом и Элизой.
Оба люди очень интересные, необычные. Она – красавица с грубыми манерами, он – принципиальный холостяк, презирающий женщин. Между ними возникает скрытая симпатия, которая, правда, ничем не заканчивается (как хотелось бы читателям).
Лучшая пьеса Шоу “Дом, где разбиваются сердца” (1918) – в ней несколько раз резко меняется ситуация, отношение к главным героям. Главная проблема: душа и деньги. Что важнее для человека – ценности духовные или материальные: любовь или богатство, комфорт?