Прощание со Звездочкой

Наша рубрика “Задание со звездочкой” существует уже три года. Открывая ее, мы ставили перед собой такую цель – предложить вам задания и вопросы, рассчитанные на учеников, интересующихся литературой более широко, чем это предполагают школьные рамки. У педагога не всегда есть время для того, чтобы выдумывать индивидуальные задания именно для них.

Нам хотелось помочь учителю и постепенно создать банк таких заданий. Мы предполагали, что можно будет использовать их для организации факультативов, олимпиад и конкурсов, предлагать как

индивидуальные исследовательские темы. При достаточной подготовке класса эти задания могли лечь и в основу отдельных уроков.

Насколько это удалось, судить вам. Три года живет рубрика, двадцать четыре номера в год, семьдесят два задания (вернее, пока семьдесят одно). Количество, достаточное для того, чтобы оценить, что пригодилось, а что нет – и как именно пригодилось, и если не подошло, то почему. Семьдесят второе, последнее задание напрашивается само собой: напишите нам о трех самых-самых интересных для вас Звездочках за эти годы (это будут звезды первой величины).

Впрочем, и о наших неудачах нам тоже

важно знать, так что если вам захочется назвать самые тусклые звезды в нашем созвездии, не стесняйтесь.

Почему же мы решили попрощаться с этой рубрикой? Дело в том, что рамки ее постепенно становятся тесны. Не отказываясь от публикации нестандартных заданий по литературе, мы хотим расширить содержание последней полосы. С первого номера следующего года она будет называться “Есть идея!” . “Идея” может быть и литературоведческой, и методической: любой ход, зацепка, “полезная мелочь” (была такая рубрика в газете “Русский язык”), которая пригодится на уроке, какое-то свежее наблюдение, оригинальное предложение.

Здесь интересно то, что в действительности работает, что опробовано. Для формулирования такой “идеи” зачастую нужно всего несколько предложений – дальше учитель додумает сам, ему важен первоначальный толчок к размышлению, малая искра, одно слово…

Вот первые примеры. Читая “медицинский” рассказ Чехова “Ионыч”, можно привлечь для сравнения “Записки юного врача” Булгакова.

Булгаков изображает те события, яркие и острые, которые начинают происходить с первых же минут вступления деревенского врача в должность. Они наползают одно на другое, превращая течение жизни в сплошной новеллистический сюжет. У Чехова же как будто все наоборот – профессиональная жизнь того же врача остается за кадром, в коротких фразах: “Прошло больше года”, “Прошло четыре года”.

Событий нет – есть пустое, однообразное, ничем не наполненное существование, медленно тянущаяся, бессобытийная жизнь, меняющая человека до неузнаваемости. Два автора смотрят на одно и то же – и как по-разному устроено их зрение! Этот контраст может сделать для ученика более понятной проблематику чеховского рассказа (Идея В. Петровой из Алтайского края).

Еще о Чехове. ” Преступление и наказание” – крупная форма и малое время действия (две недели). “Ионыч” – наоборот: маленький рассказ – охвачено же примерно двенадцать лет. Возникают разные интересные эффекты, если смотреть на соотношение объема произведения и времени, в нем изображенного. Оно может замедляться и ускоряться, даваться как непрерывный поток или как пунктирная линия.

Это тоже одна из характеристик авторского “я”, стоящего за текстом, – оказывается важным, как человек видит время, как “играет” с ним (тут же приходят на ум, например, бессюжетные “Антоновские яблоки” Бунина как попытка замедлить ход времени, всмотреться в каждый миг бытия и увидеть его драгоценность). В дополнение цитата из У. Эко: “Входить в роман – все равно что участвовать в восхождении. Надо выработать дыхание, наладить шаг…

Одни романы дышат как газели, другие – как киты или слоны… В великих романах авторы всегда знают, когда пришпорить, когда натянуть поводья и как рассредоточить внезапные спотыкания ритма…” (Идея от “Литературы”).

Итак, встречайте в “Литературе-2009” новую рубрику – “Есть идея!” .


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Прощание со Звездочкой