“Пророк”

Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно? художественную программу. Это “Кинжал” , “Поэт” , “Не верь себе” , “Журналист, Читатель и Писатель” и, наконец, “Пророк” – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорическое изображение поэта? гражданина в образе пророка характерно для декабристской поэзии.

Та

же метафора развертывается в одноименном стихотворении А. С. Пушкина, полемическим ответом на которое в известной мере явился стихотворение Лермонтова.

В стихотворении “Пророк” свое развитие “пушкинской” темы Лермонтов подчеркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник: “С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка…”. И вот показывает Лермонтов судьбу того, кто, вняв “гласу бога”, явился в мир “глаголом жечь сердца людей”: “В меня все ближние мои Бросали бешено

каменья”.

В стихотворении “Пророк” звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта? пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в “злобе и пороке”. Жажда свободы и ее непостижимость – важная тема лирики Лермонтова. “Пророк” – последняя капля в чаше его страданий.

Если пушкинское последние стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаяния, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Лермонтовскому “Пророку” внемлет лишь мирная, незнающая людских пророков природа, “шумный град” же встречает его насмешками “самолюбивой” пошлости, неспособной понять высокое аскетическое инакомыслие.

В соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема “Пророка” раскрывается как трагическая. Она весьма многогранна: это и образ общества враждебного “любви и правде”, и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагичной разобщенности интеллигенции и народа, их взаимного непонимания.

Белинский относил “Пророка” к лучшим созданиям Лермонтова: “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Пророк”