Прокопович “Владимир” (1705). Сведения об авторе произведения



Феофан Прокопович – профессор Киевской академии, где в 1704 г. начал преподавать поэтику. К своему учебному предмету составил учебник. В произведениях писателей он хотел видеть больше жизненной правды.

Свои теоретические взгляды старался осветить в исторической драме “Владимир”. Позднее был церковным и политическим деятелем при дворе Петра I.

Тема: изображение принятия христианства Русью, прославляя действие Владимира Святославовича и воспроизведение реформ Петра I, которые имели значение для политического и экономического

развития России.

Идея: высмеивание, клеймение позорного противопоставления политики царя-реформатора, среди которых было много церковнослужителей.

Основная мысль: борьба за прогресс, за передовые реформы Петра I против застоя старого порядка.

Особенности названия произведения. В тогдашней литературе было модным (и этого требовала теория литературы) давать заголовок произведения очень длинный, чтобы в нем раскрывались в определенной мере его содержание и основная идея и т. п. Так, пьеса Ф. Прокоповича имеет очень длинное название, которое, конечно, не приводим полностью, а в такой редакции: “Владимир,

всех славянороссийских стран князь и повелитель”. Свое произведение автор посвятил гетману И. Мазепе.

Жанр: автор назвал свое произведение трагедокомедией, так как в эту пьесу,

Которая имеет в основном серьезное, высокое содержание, органически вплетены комедийные сцены, комические персонажи.

Особенности произведения. “Владимир” – это барочная драма, автор использует популярный эпизод для создания сложного многопланового произведения, в котором конкретные ситуации служат для выражения религиозно-философских и политических истин. В пьесе можно выделить три плана:

А) собственно исторический сюжет;

Б) раздумья Прокоповича о мировоззренческом кризисе эпохи;

В) авторскую концепцию ее преодоления.

Проблематика пьесы. Решая в “Владимире” проблему соотношения веры и знания, религии и науки, церкви и государства, Прокопович исходит из характерной для него идеи синтеза. Он считает, что мировоззренческий кризис можно преодолеть с помощью своеобразной “христианской философии”, в которой новые формы объективного философского знания объединяются с уже традиционной идеей божества. В произведении исторический князь Владимир принимает веру, которая отвечает мировоззрению начала ХVIII ст.

В ответе философа на вопрос князя, откуда известно о существовании Бога, апеллируется не к вере, а к уму. Высмеивая невежество, корыстолюбие жрецов, критикуя предрассудки язычников, Ф. Прокопович тем самым подвергает критике и христианство, которому примитивные представления о мире были присущи и в начале ХVIII ст.

3.10. Главный конфликт в произведении – борьба религий, а в мировом плане – старого и нового – воплощается с помощью принципа контраста. Противопоставление двух религий выражается через контрасты изображения двух групп героев.

Конфликт каждого героя с самим собой или групп героев является отображением общего конфликта эпохи в судьбы отдельного человека.

Монолог Владимира – внутренний спор князя. Хотя за него борются добрые и злые силы, он самостоятельно принимает решение.

Новаторство Ф. Прокоповича заключается в том, что образом Владимира он по-новому решает моральный конфликт. Его герой находит ту силу, которая определяет его судьбу, – это обязанность.

Композиция. В построении своего произведения автор шел по собственному курсу поэтики, который требовал строгого соблюдения определенных правил: пьеса должна состоять из пяти актов; событие, изображенное в произведении, должно в жизни происходить не дольше двух-трех дней, в пьесе обязательными должны быть пролог и эпилог (заключительный хор).

Сюжет. В произведении “Владимир” изображается выдающееся историческое событие

В жизни Киевской Руси – принятие князем Владимиром христианства. Известно, что вокруг этого исторического акта точилась острая борьба. Это было пререкание нового, исторически прогрессивного (христианство) с консервативным старым (язычество). Сюжетно пьеса делится на три части: подготовка к принятию христианства, принятие новой веры и первые последствия этого нововведения.

Согласно такому распределению расставлены и действующие лица драмы. Первая группа их – жрецы Жеривол, Курояд, Пияр, тень Ярополка (брат Владимира, убитый последним), демоны – защищают поганство. Владимир, его сыновья Борис и Глеб, Философ, военачальники Мечислав и Храбрый – ревностные приверженцы новой веры – христианства.

Наиболее рельефно в драме обрисован образ Владимира. Вокруг него, собственно, и разворачивается все действие.

Идейно-художественное содержание. Представителем нового порядка, спикером новых идей в драме является князь Владимир Великий, который задумывает большое дело: ввести христианство. В своей борьбе встречает он препятствие со стороны представителей давнего порядка языческих жрецов Пияра, Курояда и Жеривола.

Автор с большим юмором характеризует врагов с их отрицательным мировоззрением.

В первом действии драмы тень князя Ярополка предостерегает жрецов перед замыслами Владимира. Жрецы Пияр, Курояд, Жеривол, которых имена указывают на основные приметы их характера, волнуются. Во втором акте Жеривол созывает духи и вызывает всех языческих богов на помощь.

В третьем и четвертом действиях задерживается автор при сомнениях и нерешительностях Владимира. Он совещается с сыновьями Борисом и Глебом. Происходит разговор между проповедником греческой веры и греческим философом и Жериволом, в которой жрец оказывается полной невеждой. В душе Владимира происходит борьба.

Но его сомнения и нерешительности побеждают, он принимает христианскую религию и велит уничтожить идолов. Драму заканчивает речь св. апостола Андрея.

Размер стиха произведения и язык. Пьеса написана силлабическим стихом (в основном тринадцатислоговым). Язык ее – тогдашний украинский с многими церковнославянизмами.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Прокопович “Владимир” (1705). Сведения об авторе произведения