Произведения Симонова на военную тематику

Подлинным началом своей поэтической биографии Симонов считает стихотворение “Генерал (памяти Матэ Залка)” (1937). Затем он публикует несколько поэм: “Возвращение” (1937), “Победитель” (1937), “Ледовое побоище” (1938), “Пять страниц” (1938) и “Суворов” (1938) – одно из лучших своих поэтических творений. После окончания литературного института, осенью 1938 года, Симонов поступает в аспирантуру. Но в августе 1939 года оставляет ее и едет в качестве корреспондента военной газеты на Халхин-Гол.

В 1939 году выходит цикл его стихов

о Монголии – “Соседям по юрте”. В самый канун войны была написана пьеса “Парень из нашего города”, обошедшая все театры страны. 24 июня 1941 года Симонов был призван из запаса и уехал на фронт.

С конца июля 1941 года до осени 1946 года был военным корреспондентом “Красной звезды”.

Симонов был на всех фронтах на территории нашей страны, а затем – в Польше, Румынии, Болгарии, Югославии, Чехословакии. Он присутствовал при подписании капитуляции в Карлсхорсте. Война обусловила эмоциональный и творческий взлет Симонова-поэта.

В первый год войны он пишет в основном стихи. Они составили два сборника:

“Война” и “С тобой и без тебя” (1943). Главное в этих сборниках – любовная лирика. В лучших стихах цикла “С тобой и без тебя” (“Жди меня” и др.) соединились патриотические и личные чувства.

Эмоциональный тон любовной лирики Симонова поразил читателей драматическим контрастом военного времени и открыто звучавшей доверительной, личной авторской интонации. В военных стихотворениях Симонова напряженная эмоциональность соединяется с почти документальной очерковостью (“Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” (1941). “Седой мальчишка” (стихотворение “Майор привез мальчишку на лафете…”) – это и есть образ того поколения, в памяти которого никогда не умрут ужасы войны. Неотвязность этих воспоминаний становится постоянной темой самого писателя.

В 1942 году Симонов пишет пьесу “Русские люди”, где рисует трудности войны как непрерывное испытание всех человеческих сил.

Пьеса рассказывает об обычных бойцах, о тех людях, которые по существу одержали победу над врагом. Поединок с врагами в “Русских людях” – это и борьба психологическая, нравственная, напряженный духовный поединок враждебных миров и непримиримых мировоззрений. Трезвое отношение к реальным силам врага типично и для других произведений Симонова о войне.

Пьеса “Так и будет” (1944) рассказывает уже не только о войне, но также о близком мире, о любви, о том, как оживают в человеке чувства, скованные войной.

Первое большое прозаическое произведение Симонова “Дни и ночи” (1943-1944) – суровая, аскетическая повесть о сталинградских днях. Здесь война показана как народная трагедия, время огромных, невосполнимых жертв. Повесть отличается лаконизмом, строгой документальностью. Очевидно, уже в этот период возник замысел романа о войне, но осуществиться ему было суждено позднее.

После войны Симонов провел в общей сложности три года в заграничных командировках.

Под впечатлением поездки в Америку появились широко известные пьеса “Русский вопрос” (1946) и повесть “Дым отечества” (1947). Симонов пишет цикл стихов “Друзья и враги” и еще 453 несколько пьес. В 1952 году выходит роман “Товарищи по оружию” о событиях 1939 года на Халхин-Голе.

По первоначальному замыслу автора, он должен был стать первой частью задуманной им трилогии о войне. Однако получилось иначе. Чтобы полнее раскрыть начальный этап войны, понадобились другие герои, другой масштаб изображаемых событий.

Часть персонажей этого романа читатель встретит в трилогии, но в целом “Товарищам по оружию” суждено было остаться лишь прологом к монументальному произведению о войне.

В 1955 году Симонов приступает к работе над романом “Живые и мертвые”. С 1958 по 1960 год писатель живет в Ташкенте. Вернувшись в Москву, он привозит законченный роман.

Завершена первая часть трилогии, найдены герои, с которыми читатель пройдет путь от первых дней отступления до разгрома немецкой армии под Москвой. А через пять лет, в 1965 году, новая встреча с героями “Живых и мертвых” в романе “Солдатами не рождаются”. Сталинград, неприукрашенная правда жизни и войны на новом этапе – одолении науки побеждать.

В дальнейшем Симонов предполагал довести своих героев до 1945 года, до конца войны, но в процессе работы стало очевидно, что действие трилогии завершится в тех местах, где оно начиналось. Белоруссия 1944 года, наступательная операция “Багратион” – эти события легли в основу романа “Последнее лето” (1970-1971). Все три произведения объединены автором в трилогию под общим названием “Живые и мертвые”.

В центре романа “Последнее лето” по-прежнему Серпилин и Синцов, но главный герой все же один – Серпилин.

Образ этот, по словам самого писателя, воплощает его “представление о положительном герое этой войны, этого общества, в эту эпоху…” Серпилин широко и свободно видит жизнь, он интеллигентен, у него сложный внутренний мир, он умеет анализировать не только чужие, но и свои поступки. Симонов написал также повесть “Дым отечества” (1947), очерки “Норвежский дневник” (1955), “Люди с характером” (1958), сборник “Из записок Лопатина” (1965) и другие.

Драматургия Симонова тесно связана с Московским театром им. Ленинского комсомола, где были поставлены 454 литература почти все его пьесы. По сценариям писателя были сняты фильмы “Парень из нашего города” (1942), “Жди меня” (1943), “Дни и ночи” (1943-1944), “Бессмертный гарнизон” (1956), “Нормандия-Неман” (1960), “Живые и мертвые” (1964).

Произведения Симонова переведены на многие иностранные языки. К. М. Симонов был одним из руководителей Союза писателей СССР, главным редактором “Литературной газеты” и журнала “Новый мир”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Произведения Симонова на военную тематику