Произведения о Войне Константин Дмитриевич Воробьев

Константин Дмитриевич Воробьев (1919-1975) в октябре 1941 г. в составе роты кремлевских курсантов попал на фронт.

В декабре под Клином Воробьев оказался в плену, дважды бе­жал. В 1943 г., находясь в шяуляйском подполье, за тридцать дней он написал повесть о пережитом в плену. “Повесть эта, как писал другой фронтовик В. Кондратьев, не только явление литературы, она – явление силы человеческого духа, потому как… писалась как исполнение священного долга солдата, бойца, обязанного рас­сказать о том, что знает, что вынес из кошмара плена…”;. В 1946 г. рукопись повести была отправлена в “Новый мир”;, но не опублико­вана.

У самого писателя полного экземпляра повести не сохрани­лось. Уже после смерти Воробьева в 1985г. рукопись обнаружилась в архиве журнала и была напечатана под названием “Это мы, Гос­поди!..”;

В начале 60-х г. К. Воробьев написал две небольшие повести о войне: “Убиты под Москвой”; (1961) и “Крик”; (1962). В основу обеих повестей легли личные воспоминания автора во время боев под Москвой. Одни увидели в повестях Воробьева правдивость в изо­бражении военных событий, другие – “искажение правды о войне”;. “Что это такое?! – вопрошал автора “Убиты под Москвой”; один из критиков. – Мрачный реестр страданий, ужасов и смертельно изу­родованные тела, оторванные руки, искалеченные жизни”;. На са­мом деле повесть “Убиты под Москвой”; очень эмоциональна.

В ней сочетается, с одной стороны, реалистичность и, с другой стороны, глубокое осмысление событий, анализ поступков героев с высоты прожитых автором лет. По форме это короткая повесть, однако по содержанию она включает в себя целую эпоху. В произведении Во­робьева поднимаются извечные проблемы: о героизме, воинском долге и гуманизме задумывается курсант Алексей Ястребов. Автор говорит словами Рюмина: “Судьба каждого курсанта… вдруг пред­стала средоточием всего, чем может окончиться война для Родины – смертью или победой”;.

В судьбе одного курсанта сконцентриро­вана судьба всей России.

В своей повести автор говорит, что погибать страшно и противо­естественно, но погибать напрасно, бесполезно-противно самой при­роде человеческой. Протест против этого звучит в потрясающей сце­пе, когда курсанты в отчаянии и бессилии стреляют в горизонт.

В “послеоттепельное”; время традицию фронтовой лирической повести продолжили Б. Васильев (“А зори здесь тихие…”;) и 15. Кондратьев (“Сашка”;, “Селижаровский тракт”;).



Произведения о Войне Константин Дмитриевич Воробьев