Произведения А. Довженко о Великой отечественной войне
Александр Довженко вошел в историю отечественной и мировой художественной мысли как самобытный поэт экрана и слова. Соединив в себе талант режиссера и писателя, он своим феноменальным творчеством обогатил и сблизил эти два вида искусства – словесное и визуальное, открыл новые, доселе неведомые возможности в познании и отражении динамики нашей жизни. Мир Довженко… Замечтавшиеся деснянские дали внесли в него нежность, радость и скорбь.
И главным в этом мире является образ родной земли. Поэтому такими дорогими и близкими каждому из
В годы войны Довженко работает с искренним желанием как публицист, оперативно словом откликается на важные события войны.
Кроме рассказов, статей, он пишет обращение “К оружию”, “Украина в огне”, “Я вижу победу”. Эти публикации полны гнева против фашистов и веры в победу над врагом. Подвиги на фронте, реальные трагические факты, события в тылу врага сразу же становились для писателя предметом глубокого осмысления, анализа, обобщения. Так родилась идея рассказа “Ночь перед боем”, в основу
Два деда – Платон и Савка – ценой своей жизни топят в Десне лодку с гитлеровцами. Так же ценой жизни в рассказе “Мать” украинская колхозница Мария Стояниха спасает двух российских летчиков, которых назвала своими сыновьями. Богатством художественных средств автор затрагивает читателя трагическим образом крестьянки: “И кто не поклонится живой и грядущей бессмертной красоте Марии Стоянихи, матери, просившей милостыню для детей чужих? … Пусть же знает весь мир, как висели Вы, мама, на старой груше за друзей своих в большую всемирную войну в украинском кровавом селе на Украине кровавой”.
А каким величественным предстает перед нами Иван Орлюк в “Повести пламенных лет”: влюбленный в родной край, в мирный труд для народа, щедрый на любовь к любимой и ненависть к врагам. Какой бесстрашный он в бою! Когда Орлюк увидел, что враги приближаются к его позиции, он без колебаний вызывает огонь на себя.
Так может поступить только бесстрашный человек.
Сюжеты произведений военной тематики писатель строит на трагедийных конфликтах, остродраматических отношениях, в которых характеры раскрываются глубинно и неожиданно. Часто Довженко обращается и к планетарным образам, сравнениям, метафорам (“дымилась планета”, “земной шар вращался”), к таким художественным средствам, которые укрупняют масштабность мышления. Обычный дом, в одноименном рассказе – ограбленный и разрушенный – стал образом Украины, трагическим образом.
Писателя он интересует не только как “пристанище” человеческое, а как место радости, печали, как мир, в котором живет наш язык, а “вне его он вянет, как цветок на дороге”.
Истинно золотая правда Довженко. Она заставляет задуматься над ценностью человеческой жизни, ее мгновениями и памятью, которую после себя оставляет человек. Произведения писателя доступны, глубокие, интересные, поучительные.
Они учат любить и ценить жизнь, защищать мир, свою землю, своих родных.