Произведение Зритель (Горький А. М.)
Наиболее впечатляюще эта тема звучит в рассказе “Зрители”. С большой художественной силой здесь воспроизведено целое общественное явление – “зоологически звериный эгоизм”, рожденный мещанской мелкособственнической средой.
Жители Прядильной улицы могут собраться только в толпу, как “зрители”, но они совершенно лишены чувства коллектива, так как их мораль – мораль мещан, мелких собственников, признающих только свои собственные интересы.
Никто
А когда мальчика хоронят, в них не просыпается ни тени раскаяния, ни даже смутного признания своей вины. Им ни до кого нет дела,
Создается впечатление, что толпа погружена в призрачный мир нелепых россказней, зрелищ, она ничем не связана с жизнью, жизнь этой толпы – на грани нереального. Но в то же время эти “зрители” несут в себе страшное зло, своей косной дремой, пустотой, безразличием губя все живое.
Источники:
- Горький А. М По Руси; Хозяин/Предисл. и прим. Е. А. Тенишевой.- М., Правда, 1986. – 480 с., ил.
Аннотация:Рассказы, составившие цикл “По Руси”, занимают важное место в творчестве Горького. Русь лредстает перед читателем и в ее географическом размахе, и в разнообразии социальных категорий, и в разнообразии индивидуальных характеров.
В книгу вошла также повесть “Хозяин”. В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор.






Related posts:
- Произведение Ералаш (Горький А. М.) Другой рассказ “Ералаш”. В селе праздник. Он развертывается на фоне буйного пробуждения весны. Половодье весны захлестнуло и людей, пробудив в них обостренную жажду счастья, любви, широкого раздолья. Красива яркой “земной” красотой Марья, “синеокая вдова”. В ней сильно чувство любви, без всяких оглядок, без рамок национальной и религиозной разобщенности. Весь свой душевный порыв вкладывает она в […]...
- Пейзаж и природа в цикле По Руси (Горький А. М.) Как существо социальное, человек может быть изломан ходом истории, укладом жизни. Но в то же время он – часть самой природы, яркой, животворящей и прекрасной. В рассказах “По Руси” природа является не просто фоном, “пейзажем”, она самостоятельный персонаж. Природа передана писателем в движении, яркости красок, величии простора, она – воплощение красоты, которая пробуждает в сердце […]...
- Рассказ Зрители (Горький А. М.) Для основного содержания книги “Ералаш” и другие рассказы” характерен рассказ “Зрители”, рассказ о том, как из-за каменного равнодушия обывателей погиб раненный лошадью маленький мальчик – сирота. Не так уж много требовалось усилий, чтобы спасти его, но это, как и все вообще, было безразлично “людям, для которых весь мир – только зрелище”. Даже ручей крови не […]...
- Кто такой талантливый зритель … не зная искусства, избежавши ошибки одной, подвергаешься большей! Гораций Часто ли мы задумываемся над тем, сколько душевных сил, сколько творческой энергии вкладывают писатели, драматурги в свои произведения? А все для чего? Для того, чтобы читатель, зритель мог услышать, увидеть, прочувствовать, понять то главное, что хотел сказать автор. Сколько гениальных произведений поставлено на театральной сцене. […]...
- Образ и характер сектанта Калинина (Горький А. М.) Другой герой – Алексей Калинин заинтересовал “проходящего” с первого взгляда – он увидел его впервые в церкви и был удивлен необычным поведением богомольца, в молитвах которого было “ясное отсутствие обычного – рабьего, пугливого отношения к своему богу”. Как личность он оказался значительнее Губина. Будучи лакеем у генерала, Калинин влюбился в его дочь, которая жестоко подшутила […]...
- Рассказ Вечер у Панашкина (Горький А. М.) Рассказ “Вечер у Панашкина” наиболее ярко раскрывает мысль об отупляющем, разрушающем влиянии российской действительности того времени на человека. Панашкин – умный, добрый человек, умеющий глубоко любить. Но жизнь не оставила ему ничего Дни надежд, ни желаний. Рассказчик не может принять этой пассивности, но не может и перечеркнуть человека, ибо в этом – не столько вина, […]...
- Образ и характер Татьяны Власьевны в рассказе Женщина (Горький А. М.) Яркими гранями сверкнул характер простой русской женщины-рязанки Татьяны Власьевны (“Женщина”). В ней живет жажда человеческого счастья, которое она ищет, скитаясь по дорогам России. Душа ее раскрыта горю и радости, но видит она больше горя вокруг, и ей “всю-то жизнь жалко, всю наскрозь, всех людей”. Ищет она не просто достатка и покоя – замкнутая жизнь зажиточных […]...
- Рассказ Ералаш (Горький А. М.) Соединяя позднее книгу “По Руси” в одном цикле с книгой “Ералаш” и другие рассказы”, М. Горький, как уже сказано, исходил из автобиографического характера большинства вошедших в обе книги произведений. Но вторая книга отличалась от первой и по своему настрою, и по теме, и по главным героям. Разница настроя, эмоциональной окраски понятна: рассказы второй книги писались […]...
- “Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей” Лермонтов, как и Пушкин, входит в нашу жизнь с детства и сопровождает нас на всех жизненных дорогах. Многим из нас он помогает найти ответы на вопросы, которые волновали и мучили его, как и нас. Лермонтов рано осознал себя “избранником”, человеком загадочной и трагической судьбы: В уме своем я создал мир иной И образов иных существованье. […]...
- Проходящий как герой цикла По Руси (Горький А. М.) “Проходящий” убеждается в том, что одаренность народа, его талантливость, мощная созидательная сила ярче всего проявляются в его труде. До великого труженика вырастает образ “маленького” человека, хлебопашца Василя (“Покойник”). Он один из тех, кто работает “больше сил своих”. Достоинство этого человека состоит в том, что непосильный труд не раздавил его, а привил ему чувство уверенности в […]...
- В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев? по пьесе На дне (Горький А. М.) В данном произведении Горький описывает людей достигших самого низа, “люди дна”. Каждый из героев в прошлом имел свое положение в жизни, социальный статус, но по некоторым обстоятельствам этого лишился. Человек “на дне” есть у Гоголя Н. В. в произведении “Мертвые души”. Плюшкин – богатый помещик, который потерял все свое имение после смерти жены. Он ожесточился, […]...
- Критики о цикле По Руси (Горький А. М.) Критика отмечала, что в цикле “По Руси” органически слились особенности писателя – жизнеутверждающее настроение и социальный протест: “Радостным, утверждающим жизнь является его творчество, согретое беспокойным стремлением исправить, перестроить, переделать все окружающее”. Эмоционально выразила свои впечатления от чтения этих рассказов видная деятельница социалистического движения А. М. Коллонтай. Она писала Горькому в начале мая 1913 года, что […]...
- Осип герой рассказа Ледоход (Горький А. М.) И Силантьев и Татьяна, скитаясь по дорогам страны, как бы вырваны из обычных социальных условий жизни, из круга социальных взаимоотношений. Но что представляет собою человек из народа, находящийся в потоке обыденной жизни? И здесь прежде всего интересен образ плотника Осипа в рассказе “Ледоход”. Он возглавляет плотничью артель, занятую починкой ледореза. Осип, “чистенький и складный” мужичок, […]...
- Почему М. Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы – “На дне жизни”? по пьесе На дне (Горький А. М.) Максиму Горькому пришлось раздумывать над заглавием для своей социальной пьесы. Изначально у него было несколько вариантов: “Ночлежка”, “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни” и все же автор выбрал самое меткое – “На дне”. Если предыдущие версии оттеняли тяжелое положение бедноты, то последнее название обладало многозначительностью. “На дне” можно воспринимать довольно широко – от жизненных реалий […]...
- Рассказ Тимка (Горький А. М.) Тема толпы “зрителей” проходит и через другие рассказы. Это жители дома Хлебникова в рассказе “Тимка”; слушатели, которые “сидят, лежат и жадно, молча питаются странной чепухой Брундукова” в рассказе “Вечер у Панашкина”. Горький гневно обличает мещанство как антиобщественное явление не только непосредственно в мещанском сословии, но и в других слоях общества, какими бы формами внешней жизни […]...
- Рассказ Едут и Покойники (Горький А. М.) Необходимо подчеркнуть: рассказывая в книге “По Руси” о своей великой нации и рисуя “некоторые свойства русской психики и наиболее типичные настроения русских людей”, М. Горький неразрывно связывал национальный вопрос с социальным, а оба эти вопроса – с историческими традициями русского народа, прежде всего – с его революционными традициями. В этом отношении примечательны два заключительных рассказа […]...
- Цикл рассказов По Руси (Горький А. М.) “Рождение человека” открыло целый цикл произведений с общим названием “По Руси”. Необходима оговорка: надо различать цикл “По Руси”, какой мы читаем сегодня, и книгу “По Руси”, с какой имели дело дооктябрьские читатели. Первые одиннадцать рассказов цикла (от “Рождения человека” до “Покойника”) были опубликованы в журналах и газетах в 1912-1913 годы и вышли с указанным заглавием […]...
- Образ Грохало и Семенова в автобиографической повести Хозяин (Горький А. М.) Одновременно с рассказами сборника “По Руси” Горький работал над автобиографической повестью “Хозяин”. Во время работы над этим замыслом Горький писал в одном из своих писем в 1912 г.: “Вы скажете – марксист! Да, но марксист не по Марксу, а потому, что так выдублена кожа. Меня марксизму обучали лучше и больше книг казанский булочник Семенов и […]...
- Образ характер Неудачник Губин (Горький А. М.) Философия другого обывателя, Ираклия Вырубова (“Кладбище”), еще примитивнее. Он вообще лишен чувства сострадания к людям, он воплощение самых низменных черт “рабьей” психологии, “зоологического, звериного эгоизма”. Несколькими штрихами Горький создает психологически и социально выразительный портрет этого человека:”… мне неотвязно воспоминался Ираклий Вырубов, в валяных туфлях на тяжелых лапах, толстогубый с жадным ртом и лживыми глазами”. Вся […]...
- Рассказ Страсти-мордасти (Горький А. М.) Особо надо сказать о самом, пожалуй, замечательном из всех произведений цикла “По Руси” – о гениальном рассказе “Страсти-мордасти”. Этот рассказ построен на трагическом контрасте между той страшной грязью жизни, которая царила в старом мире, и той чистотой, красотой и человечностью, которые иной раз неожиданно встречались там, где их, казалось бы, меньше всего можно было ждать,- […]...
- Рассказ Нилушка (Горький А. М.) Не все рассказы книги “По Руси” содержали в себе народные типы; некоторые подходили к проблеме русского национального характера “с другого конца”: они опровергали ложные представления о нем. В рассказе “Нилушка” оспорено убеждение, что отличительными чертами русского народа являются безропотность, всепрощение, вселюбие и что полнее всего эти черты выразились в “праведниках” – блаженных. Полемическое острие рассказа […]...
- Сочинение по рассказу “Старуха Изергиль” (Горький А. М.) Как решается конфликт свободы и морали в рассказе. Какова позиция автора и как она выражена в рассказе “Старуха Изергиль” Для героев рассказа мораль не ограничивает их свободы. Ларра всегда получает все, чего хочет, не задавая себе вопрос: правильно это или неправильно? Он ставит себя выше людей, ведь он сын орла, а значит, ему все позволено. […]...
- Рассказ Кладбище (Горький А. М.) В рассказе “Кладбище” М. Горький вложил в уста персонажа одну из своих самых глубоких, самых “программных” мыслей: “Жизнь вся, насквозь – великое дело незаметно маленьких людей”. Само собой разумеется, что “маленькими” эти люди только кажутся – кажутся индивидуалистам, подобным Алексею Калинину или Губину (из одноименного рассказа), который может иногда “засветиться”, но сразу же и гаснет, […]...
- Что такое драматическое произведение Драматические произведения (драматический – относящийся к драме, от греч. drama – действие) – это произведения, в которых описание жизни раскрывается через действие, поступки и разговоры героев. В основном они предназначены для постановки на сцене, в театре. Такие произведения называют пьесами. Пьесы бывают разные: комедия, пьеса-сказка, трагедия и т. д. Конечно пьесы, можно и читать. Однако […]...
- Рассказ Вечер у Шамова у Панашкина у Сухомяткина (Горький А. М.) Однако, как уже отмечено, в книге “Ералаш” и другие рассказы” внимание М. Горького было сосредоточено на других сторонах жизни. Рассказы “Вечер у Шамова”, “Вечер у Панашкина” и “Вечер у Сухомяткина” составляют как бы особый маленький цикл во всем большом цикле “По Руси”. Они дают три разных среза той буржуазно-мещанской среды, с которой М. Горький соприкасался […]...
- Цикл автобиографических рассказов “По Руси” (Горький А. М.) Цикл “По Руси” был задуман Горьким одновременно с другими его автобиографическими произведениями – “Хозяин”, “Случай из жизни Макара”, “Детство”. Некоторые высказывания писателя свидетельствуют о том, что он, начиная работу над этой серией произведений, ставил перед собой определенные творческие задачи в связи с новыми потребностями времени. Так, одному из своих адресатов, М. Неведомскому, он писал в […]...
- “Человек – это звучит гордо!” (М. Горький) Все мы живем в обществе. Каждый день мы встречаемся с подобными себе людьми, общаемся с ними. Рано или поздно каждый начинает задумываться: для чего он живет, какова его цель, куда он стремится. “Человек – это звучит гордо!” – сказал всем нам известный русский писатель Максим Горький. Что же он имел ввиду? Давайте поразмыслим. Человек отличается […]...
- Рассказ Как сложили песню (Горький А. М.) В рассказе “Как сложили песню” показан самый процесс коллективного народного творчества. М. Горький, как мало кто из художников слова, умел воспроизводить словами индивидуальное и хоровое пение. Но в этом рассказе передано не просто исполнение песни, а ее рождение – в этом отношении горьковское произведение уникально. Очень интересен и рассказ “Легкий человек”, который рассматривался М. Горьким […]...
- Рассказ Женщина (Горький А. М.) Еще более сложная перекличка М. Горького с творчеством В. Г. Короленко заключена в рассказе “Женщина”. Эта перекличка имела свою предысторию. Когда в 1899 году в народническом журнале “Русское богатство” появился рассказ Короленко “Маруся” (позднее он получил название Шарусина заимка”), критики сразу же отметили, что автор затронул то самое явление, которое получило отражение во многих ранних […]...
- Образ и характер Калинина в рассказе Калинин (Горький А. М.) Герой рассказа “Калинин” особенно близок к таким персонажам раннего горьковского творчества, как Шакро в “Моем спутнике” (обнищавший князек, проникнутый животным эгоизмом) и как Промтов в “Проходимце” (опустившийся на “дно” интеллигент, ставший воплощением цинизма). Образ Калинина, уверенного, что каждый должен жить “сам по себе”, презирая всех остальных (“позвольте мне наплевать на игру вашу, а жить я […]...
- Алеша Пешков – главный герой образ по повести Детство (Горький А. М.) Повесть “Детство” является автобиографическим произведением известного русского писателя М. Горького. Алеша Пешков – главный герой повести. После смерти отца мальчик стал жить с бабушкой и дедом. Дед был суровым человеком, атмосфера в его доме царила мрачная. Условия для формирования характера Алеши были не самыми лучшими, однако они не оказали сильного влияния на мировоззрение мальчика. Едва […]...
- Образ Алеши Пешкова по повести Детство (Горький А. М.) Повесть Максима Горького “Детство” представляет собой не только автобиографическое произведение, но и передает впечатления автора о его нелегком детстве, воспоминания о людях, которые приняли участие в формировании его характера. Раскрывая перед читателем свои мысли, свою душу, Горький высказывает протест против общества, в котором царят жестокие нравы, а также предостерегает от тех ошибок, которые не имеет […]...
- Первое произведение по истории древней Руси (Литература XI-XII веков) “Начальная русская летопись” (Летописи называют жителей Древней Руси русскими, но надо помнить, что эти “русские” или “русичи” IX-XIII веков были общими предками украинцев, великорусов и белорусов. Киевская Русь, охватившая пространство от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге, от Карпат на западе до Волги на востоке, была общей прародиной трех братских народов.) – […]...
- Наши духовные проводники. Произведение-очерк Любой из нас ищет свой идеал. Это может быть человек, произведение искусства, произведение художественного слова, литературный герой. Избранный идеал становится проводником и особенно, тогда, когда он духовно богатый человек. Для меня идеалом является Киевский князь Владимир Мономах, который сел на великокняжий киевской престол в 1113 году. Его действия как князя были направлены на укрепление Киевской […]...
- Анализ драмы по пьесе На дне (Горький А. М.) В реалистичных произведениях Максима Горького человек изображается отвергнутым обществом, изгоем. Автора интересует внутренний мир героя, его переживания, эмоции. Пьеса “На дне” была написана в конце 1901 года. В то время, когда человек готов и способен заявит о своих правах, о свободе. В пьесе автор поставил два вопроса, которые были важны всегда. Это вопрос о свободе […]...
- Чем особенно отвратителен автору мир Костылевых? по пьесе На дне (Горький А. М.) Написанная в 1902 году социальная пьеса “На дне” была новаторским произведением. Максим Горький показал в ней не только сломанные судьбы людей, но и борьбу идей, споры о смысле жизни. Центральным сюжетом пьесы является проблема правды и лжи, восприятие жизни без прикрас, со всей безысходностью для героев. Горький впервые открыл читателям неизведанный для них мир отверженных […]...
- Произведение, не похожее на другие: “НОЧИ НА ВИЛЛЕ” Гоголя Именно так определил “Ночи на вилле” К. В. Мочульский: “…Они стоят совершенно особо в гоголевском творчестве и не похожи ни на одно его произведение”. Этот сохранившийся в отрывках и, по-видимому, незаконченный текст заключил в себе тугой узел проблем как личного, так и творческого характера. Но вначале о тех событиях, которые предшествовали созданию этого произведения и […]...
- Рассказ Рождение человека (Горький А. М.) Когда М. Горький кончил читать свой новый, еще не опубликованный рассказ – несколько тысяч слушателей, заполнивших вечером 15 апреля 1912 года самый большой в Париже зал Ваграм, устроили ему овацию. Чем взволновало собравшихся, в большинстве – русских политических эмигрантов, произведение писателя-революционера? Оно не имело никакого отношения к теме вечера, посвященного столетию со дня рождения А. […]...
- Народная одежда – произведение искусства Украинская народная одежда – яркое и самобытное явление в истории ее народа. Оно развивалось и совершенствовалось в течение столетий. История украинской одежды связана с традициями Киевской Руси. Коллекционируя рисунки украинской одежды, мы приходили к выводу, что с она тесно связана с развитием ткачества и разнообразных ремесел. Так, костюм украинской крестьянки во времена Древней Руси состоял […]...
- Краткое изложение Мальчик Максим Горький Максим Горький Мальчик Речь от автора. “Трудно рассказать эту маленькую историю – она так проста”. По воскресениям лирический герой весной и летом собирал детей и с утра уводил их на природу. “Как пастух, шел сзади беззаботных ягнят”. В полдень младшие спали, а старшим рассказывал истории. “И часто, несмотря на всю самонадеянность юности и на присущую […]...