Произведение Михаила Булгаков “Мастер и Маргарита” – роман-миф

Трансформация мифических мотивов; объединение реальности и фантастики

Цель: помочь ученикам осмыслить идейно-художественные особенности произведения, новаторский подход писателя к решению философско-этических проблем; развивать навыки анализа художественного произведения, художественных образов, устная речь, умение выделять главное и детали, высказывать свои впечатления и мысли, обосновываться их; воспитывать стремление к добру и гуманизму.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы к нему, таблицы к характеристике образов произведения.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. “Тайна жизни непостижима, но мы не можем отказаться от соблазна все же таки познать ее и понять”, – писал Й. В. Гете. Тайны жизни и художественного творчества М. Булгакова мы и будем стараться познать на сегодняшнем уроке.

II. Объявление темы и цели урока

III. Формирование умений и навыков.

1. Решение проблемного вопроса

Какой жанр произведения М. Булгакова “Мастер и Маргарита”?

Ожидаемый ответ

В романе объединена история, философия, сатира, что обусловило его полифонию. В нем есть черты детектива, психологического, философского, исторического, любовного, авантюрного романа.

2. Слово учителя

– роман “Мастер и Маргарита” настолько сложный и неординарный, что литературоведы по сей день не могут определить точно ни его жанр, ни главного героя. Роман-судьба, роман-завещание, роман-миф (Б. Гаспаров).

Одни считают главным героем произведения мастера (Виноградов), другие – Ивана Бездомного (Палиевский), третьи – Воланда (Дунаевский).

Сюжет романа “Мастер и Маргарита” не новый. Но библейские мотивы приобретают у Булгакова новые черты: персонажи наделены земными характерами и решают земные проблемы.

Приведите примеры “заземления” библейских героев. (Головная боль Понтия Пилата, жажда Ешуа и др.)

3. Эвристическая беседа по смыслу “Ершалаимской” части романа.

Почему арестовали Ешуа? (Выступал против старой веры.)

Как изменяется отношение Понтия Пилата к узнику? (От насмешки – до почтительного отношения, от истязаний – до попытки спасти)

Почему прокуратор, который уже собирался отпустить Ешуа, все же таки не делает этого? (Не имеет права как прокуратор простить философу его высказывание о власти, поскольку держится за должность и боится за свою жизнь.)

Почему первосвященник Каифа считает Ешуа более опасным преступником, чем Вараввана? (Его проповеди заострили социальную обстановку, направлены против старой веры, что может привести к восстанию народа.)

Кто из близких по духу людей находится рядом с Ешуа во время его смертной казни? (Левий Матвей)

Какая судьба Юды? Почему с ним так поступили? (По приказу Понтия Пилата его убили – попытка оправдаться перед Ешуа.)

Какой моральный путь проходит Понтий Пилат на страницах романа? (От боязни и измены до раскаяния).

4. Характеристика образов романа.

Комментарий. Хотя Булгаковскому Ешуа и присущи некоторые черты мессии, и он больше похож на Сына Человеческого, а не Сына Божьего. Человеческие его черты рельефно проявляются, в частности, в сцене допроса.

Этот странствующий философ проповедует моральный закон Добра. Он ни на йоту не отступает от своих убеждений и пренебрегает враньем, чтобы спастись: не понимает или не желает понимать намеков прокуратора. И даже за миг до смертной казни, когда ему, жаждущему, подняли ко рту мокрую губку, он исповедует этот закон: отказывается от этой милости в пользу осужденного соседа, который так же страдал от жажды.

Главным антагонистом Ешуа является Понтий Пилат: носитель абсолютного добра, вечных истин и разочарованный в моральных ценностях охранник государственного порядка, власти. Главным свидетельством духовного величия Ешуа является его бескомпромиссность в отстаивании высшей истины.

Пилат потерпит моральное поражение, капитулирует перед страхом за свою жизнь. За ошибочный моральный выбор Пилат на протяжении тысячелетий расплачивается мучениями совести. Прокуратор желал идти рядом с Ешуа по лунной дороге.

И только после двух тысяч лет раскаяния перед Пилатом пролег долгожданный путь – дорога к свету. Лунное сияние у Булгакова является символом Истины, вечной духовной жизни.

Другой противоположностью Ешуа является Воланд. Если Рафаэль из “Фауста” Гете является воплощением зла, всесильным, как Бог, то Воланд имеет целью восстановление справедливости, хочет доказать, что зло и добро тесно переплетаются, вот только зло неизбежно наказывается.

Булгаковский Воланд не сеет зло, а разоблачает его. Жестокими, но вместе с тем справедливыми приказами и поступками он восстанавливает равновесие между добром и злом. Зло в романе – не затеи Сатаны.

Ответственность за несправедливость автор возлагает на человека. Карательная сила, которую воплощают Воланд и его свита, действует выборочно и осмысленно. “Воланд – это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за несоблюдение заповедей Христа”, – пишет В. Соколов в “Булгаковской энциклопедии”.

Кстати, в Старом Завете Библии Сатана также не враг Бога, как в Новом Завете, а земное божественное правосудие. В жизни часто Сатана кроется в нас самих, и от нас зависит, какой выбор сделать, каким путем пойти.

5. Составление сравнительной “анкеты” Ешуа и Воланда.

Писатель создает свой миф, трансформируя, переосмысливая библейские легенды, литературные источники и собственное понимание вечных истин.

6. Определение реального и фантастического в романе “Мастер и Маргарита”.

IV. Домашняя задача

Повторить содержание разделов “московской” части романа. Уметь характеризовать героев и ситуации. Подготовить инсценировки (из “московской части).

V. Итоги урока.

Интерактивное упражнение “Микрофон”.

Продолжите предложение: Проблемы романа “Мастер и Маргарита” близки нашему времени тем…



Произведение Михаила Булгаков “Мастер и Маргарита” – роман-миф