Произведение – это оригинальный связный текст

Цель: совершенствовать умение учеников писать произведения-раздумья на предложенную тематику, которая охватывает знания учеников содержания уже изученных программных произведений художественной литературы (И. Котляревского “Энеиды”, “Наталка Полтавка”; Г. Квитки-Основьяненко “Маруся”, “Конотопская ведьма”); развивать память, внимание, наблюдательность, умение грамотно излагать в письменной форме собственные мысли, мотивировать свои суждения, приводить убедительные аргументы, строить заключения; воспитывать уважение к художникам слова; прививать трудолюбие, добросовестное отношение к творческой деятельности, интерес к ее следствиям.

Тип урока: применение знаний и умений.

Оборудование: портреты И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, библиотечка-выставка, фотоиллюстрации к произведениям.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Мини-круглый стол. Обсуждение вопросов.

– Какими произведениями художественной литературы вы увлекаетесь? Ответ мотивируйте.

– Что побуждает человека писать и в результате этого получать наслаждение?

– В чем ценность того или иного ученического произведения-раздумья?

– Что необходимо учитывать во время подготовки к письменной работе?

– Почему так важно грамотно излагать собственные мысли, наблюдения, свое видение события, проблемы, поступков героев и т. п.?

– Какое произведение, на ваш взгляд, будет интересным и актуальным?

III. Эмоциональная готовность учеников перед выполнением творческой работы

“Микрофон”: я желаю всем…

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

V. Основное содержание урока.

Жить – значит работать.

Работа есть жизнь человека.

Вольтер

Ребенок научится составлять произведение только в том случае, когда каждое слово – как готовая кирпичина, которой заранее приготовлено место.

В. Сухомлинский.

1. Работа “Творческая мастерская ученика” (рассказ учителя).

Произведение – это оригинальный связный текст, самостоятельно составленный в устной или письменной форме по определенной теме. Он предоставляет широкие возможности для самостоятельного творческого выявления связной речи школьника, но одновременно и возможность обойти пробелы в своих знаниях по орфографии и пунктуации.

Работа над произведением, т. е. выработка навыков самостоятельно, в связной форме, логической последовательности излагать мысли по определенной теме, предусматривает овладение такими умениями:

– раскрывать тему и основную мысль;

– собирать и систематизировать материал, который обеспечивает оптимально возможное качество произведения по смыслу и форме, развивает творческую активность учеников, готовит их к составлению аннотаций, рефератов и т. п. Сбор, отбор и систематизация материала непосредственно связаны с умением наблюдать окружающую действительность, раскрывать содержание картины, работать с книгой и справочной литературой;

– строить произведения в определенной композиционной форме с учетом типов и стилей речи, способов преподавания мыслей;

– правильно, ясно, выразительно высказывать свои мысли;

– совершенствовать написанное: первый (черновой) вариант произведения, как правило, по качеству не наилучший, он не раскрывает потенциальных возможностей ученика; этот вариант ученики редактируют, временами перестраивают композицию, устраняют лишнее, добавляют нужное, исправляют неточности и ошибки.

2. Особенности написания произведения-раздумья.

Написание произведения-раздумья требует умения наблюдать, анализировать, сравнивать, аргументировать, строить соответствующие заключения. И вдобавок произведение-раздумье, как и любое другое произведение, имеет свои правила, законы, внутреннюю логику, лингвостилистическое оформление и такую структуру:

– тезис – основное утверждение, четко сформулированная мысль;

– доказательства, аргументы, которые ее подтверждают;

– вывод, который вытекает из доказательств (обобщение). Все части текста взаимосвязаны.

В основе раздумья лежат причинно-следственные связи.

Основная часть произведения – это непосредственное раскрытие темы. Не следует забывать, что название произведения лейтмотивом проходит через весь текст, логика мышления ученика должна развиваться от конкретной детали к обобщению или наоборот – от общего к конкретному.

Вступление и выводы могут быть меньшими по объему, но не следует сокращать основную часть, так как тогда раскрытие темы произведения не будет достаточным.

3. Перечень тем, предложенных для написания контрольного произведения-раздумья:

– “Энеида” И. Котляревского – воспроизведение сердечного тепла, тонкого юмора и живых красок своей родины”.

– “Наталка – идеал для современной девушки?” (по произведению И. Котляревского “Наталка Полтавка”).

– “Маруся” Г. Квитки-Основьяненко – это Малороссия с ее поэтической природой, с ее поэтической жизнью простого народа, с ее поэтическими обычаями”.

– “Самое прямое, самое благородное мое стремление – показать, от чего у нас зло” (по произведению Г. Квитки-Основьяненко “Конотопская ведьма”).

– “Жизнь без любви – не жизнь, а существование” (по произведениям поэтов-романтиков).

4. Написание учениками произведения.

Образец творческой работы по теме “Наталка – идеал для современной девушки?”

(по произведению И. Котляревского “Наталка Полтавка”).

Золото – не девка! И. Котляревский.

Какой должна быть современная девушка? Привлекательной, трудолюбивой, воспитанной, умной, искренней душой – идеальной.

Героиня произведения И. Котляревского “Наталка Полтавка” является олицетворением наилучших черт девушек, стала идеалом национального характера, в котором гармонично соединились внешняя красота и богатый духовный мир.

Перед нами – простая украинская девушка – труженица, которая жила в начале ХIХ ст. Наталка – добрая, вежливая и честная девушка. “Золото – не девка! – говорят о ней.- Кроме того что красивая, здравомыслящая, проворная и во всяком деле остроумная, у нее доброе сердце, она уважает мать свою… трудящаяся, себя и мать на свете содержит”.

Чем это не идеал для современной девушки?

Для нее, как для настоящей девушки-украинки, наибольшее богатство – честное имя. Когда Тетерваковский ухаживал за ней, она с достоинством отвечала: “Знайся конь с конем, а вол с волом”. Хотя возный и господин, но она не хочет иметь богатства без любви, для нее счастье – жизнь с любимым. “Бедность и богатство – есть то Божья воля, с милым их делить – есть счастливая судьба”,- высказывается героиня.

Нежная и искренне стыдливая, она уверена в себе, это помогает ей не прийти в упадок духом при нищей жизни. Я восхищаюсь необыкновенной решительностью и стойкостью героини в борьбе за свое счастье, когда судьба сводит ее с любимым Петром. Наталку не пугает человеческое осуждение, она остается с человеком, которого любит превыше всего.

Героиня еще не одно поколение читателей будет учить добропорядочности и незыблемой преданности высочайшим чувствам. Она представляет собой заверение извечного женского идеала моих соотечественников, который основывался на святынях народной морали.

Прошли десятилетия, изменялось общественное устройство жизни, добавлялись новые черты к социальному лицу женщины, тем не менее, в этот идеал оставался без перемен. Нам близкий и дорогой образ женщины, богатой духовно, честной, трудолюбивой и сердечной. С течением времени такие идеалы не стареют, так как они – общечеловеческие и вечные, актуальные для любой эпохи.

Именно таким должен быть любящий ребенок, преисполненный глубокого уважения к родителям. Именно такой должна быть женщина: порядочной, трудолюбивой, умной. Именно такой должна быть невеста: искренне любящей, верной, готовой с достоинством отстоять свою любовь.

Все эти моральные качества воплотил в своей героине И. Котляревский, подав их в совокупности с чертами волшебной внешней красоты Наталки – еще одной характеристикой народного идеала для современных украинских девушек.

VI. Итог урока.

VII. Домашняя задача.

Подготовиться к уроку литературы родного края – обработать идейно-художественное содержание произведения Б. Гринченко “Солнечный луч”, составить вопросв к произведению.



Произведение – это оригинальный связный текст