Произведение Ералаш (Горький А. М.)
Другой рассказ “Ералаш”. В селе праздник. Он развертывается на фоне буйного пробуждения весны.
Половодье весны захлестнуло и людей, пробудив в них обостренную жажду счастья, любви, широкого раздолья. Красива яркой “земной” красотой Марья, “синеокая вдова”. В ней сильно чувство любви, без всяких оглядок, без рамок национальной и религиозной разобщенности.
Весь свой душевный порыв вкладывает она в песню, которую запевает вместе с ненавистным снохачом Устином Сутыриным, как бы забыв о своей ненависти к нему. Все “темное”
Когда автор рассматривает отдельного человека, он видит, что душа его не однородна, в большинстве случаев он исковеркан условиями жизни, поэтому автор готов отнестись снисходительно к своим героям, больше жалея их, чем осуждая. Но когда эти черты пассивности, фатализма, равнодушия становятся явлением общественным,
Источники:
- Горький А. М По Руси; Хозяин/Предисл. и прим. Е. А. Тенишевой.- М., Правда, 1986. – 480 с., ил.
Аннотация:Рассказы, составившие цикл “По Руси”, занимают важное место в творчестве Горького. Русь предстает перед читателем и в ее географическом размахе, и в разнообразии социальных категорий, и в разнообразии индивидуальных характеров.
В книгу вошла также повесть “Хозяин”. В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор.
- Рассказ Ералаш (Горький А. М.) Соединяя позднее книгу “По Руси” в одном цикле с книгой “Ералаш” и другие рассказы”, М. Горький, как уже сказано, исходил из автобиографического характера большинства вошедших в обе книги произведений. Но вторая книга отличалась от первой и по своему настрою, и по теме, и по главным героям. Разница настроя, эмоциональной окраски понятна: рассказы второй книги писались […]...
- Произведение Зритель (Горький А. М.) Наиболее впечатляюще эта тема звучит в рассказе “Зрители”. С большой художественной силой здесь воспроизведено целое общественное явление – “зоологически звериный эгоизм”, рожденный мещанской мелкособственнической средой. Жители Прядильной улицы могут собраться только в толпу, как “зрители”, но они совершенно лишены чувства коллектива, так как их мораль – мораль мещан, мелких собственников, признающих только свои собственные интересы. […]...
- Пейзаж и природа в цикле По Руси (Горький А. М.) Как существо социальное, человек может быть изломан ходом истории, укладом жизни. Но в то же время он – часть самой природы, яркой, животворящей и прекрасной. В рассказах “По Руси” природа является не просто фоном, “пейзажем”, она самостоятельный персонаж. Природа передана писателем в движении, яркости красок, величии простора, она – воплощение красоты, которая пробуждает в сердце […]...
- Образ и характер сектанта Калинина (Горький А. М.) Другой герой – Алексей Калинин заинтересовал “проходящего” с первого взгляда – он увидел его впервые в церкви и был удивлен необычным поведением богомольца, в молитвах которого было “ясное отсутствие обычного – рабьего, пугливого отношения к своему богу”. Как личность он оказался значительнее Губина. Будучи лакеем у генерала, Калинин влюбился в его дочь, которая жестоко подшутила […]...
- Образ и характер Татьяны Власьевны в рассказе Женщина (Горький А. М.) Яркими гранями сверкнул характер простой русской женщины-рязанки Татьяны Власьевны (“Женщина”). В ней живет жажда человеческого счастья, которое она ищет, скитаясь по дорогам России. Душа ее раскрыта горю и радости, но видит она больше горя вокруг, и ей “всю-то жизнь жалко, всю наскрозь, всех людей”. Ищет она не просто достатка и покоя – замкнутая жизнь зажиточных […]...
- Рассказ Вечер у Панашкина (Горький А. М.) Рассказ “Вечер у Панашкина” наиболее ярко раскрывает мысль об отупляющем, разрушающем влиянии российской действительности того времени на человека. Панашкин – умный, добрый человек, умеющий глубоко любить. Но жизнь не оставила ему ничего Дни надежд, ни желаний. Рассказчик не может принять этой пассивности, но не может и перечеркнуть человека, ибо в этом – не столько вина, […]...
- Рассказ Тимка (Горький А. М.) Тема толпы “зрителей” проходит и через другие рассказы. Это жители дома Хлебникова в рассказе “Тимка”; слушатели, которые “сидят, лежат и жадно, молча питаются странной чепухой Брундукова” в рассказе “Вечер у Панашкина”. Горький гневно обличает мещанство как антиобщественное явление не только непосредственно в мещанском сословии, но и в других слоях общества, какими бы формами внешней жизни […]...
- Осип герой рассказа Ледоход (Горький А. М.) И Силантьев и Татьяна, скитаясь по дорогам страны, как бы вырваны из обычных социальных условий жизни, из круга социальных взаимоотношений. Но что представляет собою человек из народа, находящийся в потоке обыденной жизни? И здесь прежде всего интересен образ плотника Осипа в рассказе “Ледоход”. Он возглавляет плотничью артель, занятую починкой ледореза. Осип, “чистенький и складный” мужичок, […]...
- Критики о цикле По Руси (Горький А. М.) Критика отмечала, что в цикле “По Руси” органически слились особенности писателя – жизнеутверждающее настроение и социальный протест: “Радостным, утверждающим жизнь является его творчество, согретое беспокойным стремлением исправить, перестроить, переделать все окружающее”. Эмоционально выразила свои впечатления от чтения этих рассказов видная деятельница социалистического движения А. М. Коллонтай. Она писала Горькому в начале мая 1913 года, что […]...
- Проходящий как герой цикла По Руси (Горький А. М.) “Проходящий” убеждается в том, что одаренность народа, его талантливость, мощная созидательная сила ярче всего проявляются в его труде. До великого труженика вырастает образ “маленького” человека, хлебопашца Василя (“Покойник”). Он один из тех, кто работает “больше сил своих”. Достоинство этого человека состоит в том, что непосильный труд не раздавил его, а привил ему чувство уверенности в […]...
- Образ характер Неудачник Губин (Горький А. М.) Философия другого обывателя, Ираклия Вырубова (“Кладбище”), еще примитивнее. Он вообще лишен чувства сострадания к людям, он воплощение самых низменных черт “рабьей” психологии, “зоологического, звериного эгоизма”. Несколькими штрихами Горький создает психологически и социально выразительный портрет этого человека:”… мне неотвязно воспоминался Ираклий Вырубов, в валяных туфлях на тяжелых лапах, толстогубый с жадным ртом и лживыми глазами”. Вся […]...
- Образ Грохало и Семенова в автобиографической повести Хозяин (Горький А. М.) Одновременно с рассказами сборника “По Руси” Горький работал над автобиографической повестью “Хозяин”. Во время работы над этим замыслом Горький писал в одном из своих писем в 1912 г.: “Вы скажете – марксист! Да, но марксист не по Марксу, а потому, что так выдублена кожа. Меня марксизму обучали лучше и больше книг казанский булочник Семенов и […]...
- Почему М. Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы – “На дне жизни”? по пьесе На дне (Горький А. М.) Максиму Горькому пришлось раздумывать над заглавием для своей социальной пьесы. Изначально у него было несколько вариантов: “Ночлежка”, “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни” и все же автор выбрал самое меткое – “На дне”. Если предыдущие версии оттеняли тяжелое положение бедноты, то последнее название обладало многозначительностью. “На дне” можно воспринимать довольно широко – от жизненных реалий […]...
- Цикл рассказов По Руси (Горький А. М.) “Рождение человека” открыло целый цикл произведений с общим названием “По Руси”. Необходима оговорка: надо различать цикл “По Руси”, какой мы читаем сегодня, и книгу “По Руси”, с какой имели дело дооктябрьские читатели. Первые одиннадцать рассказов цикла (от “Рождения человека” до “Покойника”) были опубликованы в журналах и газетах в 1912-1913 годы и вышли с указанным заглавием […]...
- В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев? по пьесе На дне (Горький А. М.) В данном произведении Горький описывает людей достигших самого низа, “люди дна”. Каждый из героев в прошлом имел свое положение в жизни, социальный статус, но по некоторым обстоятельствам этого лишился. Человек “на дне” есть у Гоголя Н. В. в произведении “Мертвые души”. Плюшкин – богатый помещик, который потерял все свое имение после смерти жены. Он ожесточился, […]...
- Рассказ Зрители (Горький А. М.) Для основного содержания книги “Ералаш” и другие рассказы” характерен рассказ “Зрители”, рассказ о том, как из-за каменного равнодушия обывателей погиб раненный лошадью маленький мальчик – сирота. Не так уж много требовалось усилий, чтобы спасти его, но это, как и все вообще, было безразлично “людям, для которых весь мир – только зрелище”. Даже ручей крови не […]...
- Рассказ Едут и Покойники (Горький А. М.) Необходимо подчеркнуть: рассказывая в книге “По Руси” о своей великой нации и рисуя “некоторые свойства русской психики и наиболее типичные настроения русских людей”, М. Горький неразрывно связывал национальный вопрос с социальным, а оба эти вопроса – с историческими традициями русского народа, прежде всего – с его революционными традициями. В этом отношении примечательны два заключительных рассказа […]...
- Цикл автобиографических рассказов “По Руси” (Горький А. М.) Цикл “По Руси” был задуман Горьким одновременно с другими его автобиографическими произведениями – “Хозяин”, “Случай из жизни Макара”, “Детство”. Некоторые высказывания писателя свидетельствуют о том, что он, начиная работу над этой серией произведений, ставил перед собой определенные творческие задачи в связи с новыми потребностями времени. Так, одному из своих адресатов, М. Неведомскому, он писал в […]...
- Рассказ Как сложили песню (Горький А. М.) В рассказе “Как сложили песню” показан самый процесс коллективного народного творчества. М. Горький, как мало кто из художников слова, умел воспроизводить словами индивидуальное и хоровое пение. Но в этом рассказе передано не просто исполнение песни, а ее рождение – в этом отношении горьковское произведение уникально. Очень интересен и рассказ “Легкий человек”, который рассматривался М. Горьким […]...
- Рассказ Кладбище (Горький А. М.) В рассказе “Кладбище” М. Горький вложил в уста персонажа одну из своих самых глубоких, самых “программных” мыслей: “Жизнь вся, насквозь – великое дело незаметно маленьких людей”. Само собой разумеется, что “маленькими” эти люди только кажутся – кажутся индивидуалистам, подобным Алексею Калинину или Губину (из одноименного рассказа), который может иногда “засветиться”, но сразу же и гаснет, […]...
- Рассказ Женщина (Горький А. М.) Еще более сложная перекличка М. Горького с творчеством В. Г. Короленко заключена в рассказе “Женщина”. Эта перекличка имела свою предысторию. Когда в 1899 году в народническом журнале “Русское богатство” появился рассказ Короленко “Маруся” (позднее он получил название Шарусина заимка”), критики сразу же отметили, что автор затронул то самое явление, которое получило отражение во многих ранних […]...
- Краткое изложение Горький М Максим Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя – 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР) – русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа (“босяка”), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, находившийся в оппозиции […]...
- Рассказ Нилушка (Горький А. М.) Не все рассказы книги “По Руси” содержали в себе народные типы; некоторые подходили к проблеме русского национального характера “с другого конца”: они опровергали ложные представления о нем. В рассказе “Нилушка” оспорено убеждение, что отличительными чертами русского народа являются безропотность, всепрощение, вселюбие и что полнее всего эти черты выразились в “праведниках” – блаженных. Полемическое острие рассказа […]...
- Рассказ Страсти-мордасти (Горький А. М.) Особо надо сказать о самом, пожалуй, замечательном из всех произведений цикла “По Руси” – о гениальном рассказе “Страсти-мордасти”. Этот рассказ построен на трагическом контрасте между той страшной грязью жизни, которая царила в старом мире, и той чистотой, красотой и человечностью, которые иной раз неожиданно встречались там, где их, казалось бы, меньше всего можно было ждать,- […]...
- Рассказ Вечер у Шамова у Панашкина у Сухомяткина (Горький А. М.) Однако, как уже отмечено, в книге “Ералаш” и другие рассказы” внимание М. Горького было сосредоточено на других сторонах жизни. Рассказы “Вечер у Шамова”, “Вечер у Панашкина” и “Вечер у Сухомяткина” составляют как бы особый маленький цикл во всем большом цикле “По Руси”. Они дают три разных среза той буржуазно-мещанской среды, с которой М. Горький соприкасался […]...
- Образ и характер Калинина в рассказе Калинин (Горький А. М.) Герой рассказа “Калинин” особенно близок к таким персонажам раннего горьковского творчества, как Шакро в “Моем спутнике” (обнищавший князек, проникнутый животным эгоизмом) и как Промтов в “Проходимце” (опустившийся на “дно” интеллигент, ставший воплощением цинизма). Образ Калинина, уверенного, что каждый должен жить “сам по себе”, презирая всех остальных (“позвольте мне наплевать на игру вашу, а жить я […]...
- Чем особенно отвратителен автору мир Костылевых? по пьесе На дне (Горький А. М.) Написанная в 1902 году социальная пьеса “На дне” была новаторским произведением. Максим Горький показал в ней не только сломанные судьбы людей, но и борьбу идей, споры о смысле жизни. Центральным сюжетом пьесы является проблема правды и лжи, восприятие жизни без прикрас, со всей безысходностью для героев. Горький впервые открыл читателям неизведанный для них мир отверженных […]...
- Решение упражнений. Страницы 39-43: Блок, Горький Решение упражнений. Страницы 39-43: Блок, Горький АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК с. 39. Россия Поэт очень любит Россию, она дорога ему, не смотря не на что: “нищая Россия”, “разбойная краса”, “пускай заманит и обманет”, “забота затуманит”. Сначала у поэта грустное настроение: вид России вызывает у поэта слезы. Но потом в словах поэта появляются нотки гордости, любви к […]...
- Сочинение на тему: Максим Горький Горький – писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции – человеколюбие и открытая идеологичность. Преобладание конкретно-социального, ориентированного на пролетариат взгляда в определенный (после революции 1905 г.) отрезок времени было распространено на все творчество, и Горький […]...
- Рассказ Рождение человека (Горький А. М.) Когда М. Горький кончил читать свой новый, еще не опубликованный рассказ – несколько тысяч слушателей, заполнивших вечером 15 апреля 1912 года самый большой в Париже зал Ваграм, устроили ему овацию. Чем взволновало собравшихся, в большинстве – русских политических эмигрантов, произведение писателя-революционера? Оно не имело никакого отношения к теме вечера, посвященного столетию со дня рождения А. […]...
- Какие нравственные проблемы решают герои по пьесе На дне (Горький А. М.) В каждом своем произведении Максим Горький обращается к сложной нравственной проблематике. Особенно остро она стоит в пьесе “На дне”, где автор объединил целый ряд теорией, предположений и раздумий. Действующие лица пьесы – сломленные судьбой люди, обреченные на гибель. Обитатели городской ночлежки находятся на самом мне социальной и нравственной жизни. Проблематика раскрывается не столько в действиях […]...
- Смысл название пьесы “На дне” (Горький А. М.) Почему из названий заголовков “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни”, “Ночлежка” Горький выбрал название “На дне”? Название пьесы должно выражать ее суть. По-моему, заголовок “Ночлежка” – поверхностный, называет лишь место действия. Он не отражает бедственного, отчаянного положения персонажей пьесы. Название “Без солнца” – более глубокое, оно показывает, что в жизни обитателей ночлежки нет тепла, света […]...
- Образы босяков в произведениях Горького (Горький А. М.) В одной из ранних статей Горький сказал о себе, что “сызмальства склонен к “мудрости эллинской, филозофией зовомой, сиречь любомудрием”. Эта черта была в нем народной чертой и вместе с тем знамением эпохи. На пороге великих перемен мысль народная пульсировала особенно напряженно, страстно, порой следуя самыми причудливыми путями в поисках истины. И надо сказать, что для […]...
- История создания романа “Мать” (Горький А. М.) От ницшеанских увлечений Горький пришел к идее “коллективного разума”, способного, как он считал, интегрировать человечество, возвысить его, дать ему смысл существования в “религиозном, весь мир связующем значении труда”. Торжество “коллективного разума” он нашел в идее социализма – самой популярной социальнополитической концепции того времени. Однако социализм Горького был тесно связан с его романтической философией Человека, с […]...
- Споры о правде и человеке по пьесе На дне (Горький А. М.) В пьесе “На дне” Горький поднимает одни из самых важных вопросов, которыми должен задаваться человек. Что же такое правда? Каково назначение человека на земле? И в чем смысл жизни? В своем произведении автор показывает мир полной нищеты и страдания, мир людей. Поставленных в предельно бесчеловечные условия жизни. Именно здесь сталкиваются три правды: Луки, Бубнова и […]...
- Человек – это звучит гордо по пьесе На дне (Горький А. М.) Во все времена человек стремился к познанию своего “Я”. Раскрытие этой тайны является одной из главных целей писателей. Проблему добра и зла, силы и слабости, поиска себя пытались разрешить великие умы, в том числе и Максим Горький. В стенах ночлежки оказались самые разные люди. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Но всех их объединяет […]...
- Роль пейзажа в рассказе по рассказу Челкаш (Горький А. М.) Пейзаж в рассказе “Челкаш” М. Горький противопоставляет жизни людей. Проблемам взаимоотношений между людьми посвящены рассказы писателя 90-х годов XIX века. Автор наблюдает за жизнью России, находится в поисках своего положительного героя, пытается найти пути изменения современного ему общества. Однако природа занимает большое место в его рассказах. Пейзаж в рассказе “Челкаш” выполняет обрамляющую роль – он […]...
- Образ и харатер Жизнь Матвея Кожемякина (Горький А. М.) Размеры статьи заставляют нас ограничиваться лишь одним примером, но примером чрезвычайно выразительным. Речь пойдет об одном из самых замечательных образов, созданных Горьким,- о Матвее Кожемякине. Историко-хронологический диапазон романа “Жизнь Матвея Кожемякина” чрезвычайно широк: от 60-х годов XIX века до эпохи первой русской революции. Необыкновенно богат историческим и житейски-бытовым содержанием и необыкновенно красочен этот роман. Артистизм […]...
- Образы героев ранней романтической прозы (Горький А. М.) Горький много думал о смысле жизни, размышлял о самом существовании человека. Писатель много путешествовал, проводил исследования на эту тему. Максим Горький много думал о существовании Бога. Известный писатель того времени, отобразил свои исследования, мысли и знания в следующих произведениях: “старуха Изергиль”, “Челкаш” и “Макар Чудра” и т. д. Герои произведений Горького свободны и независимы. Их […]...
- Образы хозяев жизни по пьесе На дне (Горький А. М.) Произведения Горького очень интересны своей проблематикой и глубиной философских рассуждений. Пьеса “На дне”, в этом плане, достигла определенного совершенства, поскольку представляет собой совокупность социально-философских воззрений самого автора. С помощью развернутой авторской ремарки и высказываний самих персонажей пьесы, Горький очень выразительно изображает место действия – ночлежку, которая больше похожа на пещеру. Здесь живут, дерутся и умирают […]...