Программа гимназического кружка “История гимназии № 9” и ее апробация

В Законе Украины “Об образовании” отмечается, что наряду с учебной деятельностью, развивающей личность на основе усвоения универсальных учебных действий, обязательна организация внеучебной деятельности, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Каждый ребенок вправе выбрать себе кружки по душе.

Закон Украины “О внешкольном образовании”, “Положение о внешкольном учебном заведении” определили главные задачи внешкольного образования и воспитания, направленные на развитие творческой личности,

получения детьми и подростками дополнительных знаний, умений и навыков по интересам, подготовку к социально – общественной деятельности.

Внеурочная деятельность должна осуществляться на основе образовательной программы. Сейчас к программам кружков предъявляются не менее серьезные требования, чем к рабочим программам по предметам. Дополнительная образовательная программа имеет определенный набор структурных элементов.

В данной статье хотелось бы показать это на примере моей рабочей программы кружка “Истории гимназии № 9”.

Кружок “История гимназии № 9” начал свою работу в гимназии

№ 9 Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым в 2009/2010 учебном году. В 2010 году решением Педагогического совета от 30.08.10. утверждена Программа кружка “Истории гимназии № 9” на базе музея истории гимназии № 9.

На мой взгляд, изучение истории своей родной гимназии помогает получить дополнительные знания по истории родного края и государства. Эти знания формируют у членов кружка чувство патриотизма, чувство гордости, как за свою гимназию, так и за страну.

Творческие способности детей раскрываются в организации разного рода гимназических мероприятий, встреч, практических конференций, в организации юбилейных праздничных дат и событий.

Свою работу кружок “История гимназии № 9 Симферопольского городского совета АРК” организует на базе Музея истории гимназии № 9, который создан и зарегистрирован в установленном порядке, имеет Свидетельство №1198, выданное Министерством образования и науки АРК от 06.12.2007г. №569, разработано и утверждено Положение о Музее истории гимназии №9, утвержденное приказом по гимназии от 12.09.2008г. №481.

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:

Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда; Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, гимназии, города, Автономной Республики Крым; Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;

– Оформление и экспонирование материалов;

– Организация экскурсий для учащихся 1-11 классов, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих гимназический музей;

– Организация научно-исследовательской работы;

– Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.

Богатый исторический материал позволяет теоретически и практически строить работу кружка в нескольких направлениях :

– ознакомление участников кружка с историческими, культурными и духовными ценностями нашего города;

– обучение ведения поиска материала, которые раскрывают историю гимназии №9 Симферопольского городского совета АРК;

– обучение обработке и оформлению полученных материалов;

– проведение экскурсий по экспозиции “История гимназии № 9”;

– организация практических конференций по обмену опытом работы и участие в подобных конференциях.

Программа кружка для учащихся

5-11-х классов (6 часов в неделю)

Ориентировочный план

Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Организационная работа

5

1

4

2

Поисковая работа

60

5

55

3

Работа с архивом кружка

40

4

36

4

Работа с экспозицией “История гимназии № 9”

40

10

30

5

Оформление “Вестника музея”

5

5

6

Периодические тематические выставки

20

5

15

7

Экскурсии

10

10

8

Проектная деятельность

25

5

20

9

Организация и проведение гимназических мероприятий

5

5

Всего

210

30

180

Организационная работа

Определение направлений в работе кружка, распределение обязанностей между участниками кружка.

Поисковая работа

Знакомство с методикой поисковой работы и отработки техники поиска:

– умение наладить контакт с людьми, которые интересуют поисковика (четкое определение цели посещения или телефонного звонка, этика поведения);

– отбор материала, который интересует, гарантия сохранения и заботливого отношения к оригиналу;

– четкое соблюдение сроков возвращения материала (если нужно возвратить документы);

– оформление и обработка материала, собранного в ходе поисковой работы.

Работа с архивами кружка ” История гимназии № 9″

Классификация материалов архива кружка и работа относительно сохранения и обновления материалов по темам:

” Так все начиналось”, “Вспомним всех поименно”, “9 женская средняя школа”, “Средняя школа № 9 с преподаванием ряда предметов на английском языке”, “Так было, было, было…” – история гимназии в 70-80-е годы XX века, “Гимназия сегодня”, “Они руководили школой”, “Галерея славы выпускников гимназии № 9”

Работа с экспозицией “История гимназии № 9”

Отработка навыков проведения экскурсий в соответствии с экспозицией и овладение фактическим материалом;

Проведение экскурсий, как для учеников гимназии, так и для гостей на русском, украинском, английском и немецком языках;

Обсуждение проведенных экскурсий с целью устранения недостатков.

Оформление стенда “Вестник музея”

Вестник музея – составляющая часть стенной печати гимназии. В ней освещаются разные моменты работы кружка:

– информация о режиме работы кружка, план работы кружка на определенный период времени;

– освещение интересных моментов работы кружка;

– информация о тематических выставках и экскурсиях.

Организация гимназических мероприятий

Как правило, гимназические мероприятия, которые проводятся членами кружка, планируются на основе материалов, которые находятся в архиве кружка. Это юбилейные, исторические, важные для гимназии даты, работа над проектами “Учителя – выпускники 9-ой школы”, “Врачи – выпускники 9-ой школы”, участие во Всеукраинском конкурсе ученических исторических проектов “Следами истории”, конкурсе-смотре музеев при учебных заведениях г. Симферополя, продолжение работы над проектом “Галерея славы выпускников гимназии № 9”.

По основной направленности Программа является Развивающей, Т. к. построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры и Социально-адаптивной, Потому что помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности. Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

Прогнозируемые результаты:

1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории гимназии, родного города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей Украины.

2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории своего учебного заведения, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед выдающимися выпускниками и педагогами разных лет.

3 ) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутригимназическом (выставки, часы общения) и городском, республиканском (семинары, конференции) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания гимназистов.

Результаты апробации программы кружка

В течение двух лет было оформлено 9 Тематических выставок: “Герои-подпольщики 9-ой школы” ко Дню партизанской славы и 65-ой годовщине освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков, “В начале жизни школу помню я…” (воспоминания и письма выпускников), “Их именами названы улицы г. Симферополя”, “В их судьбы вошла война”, посвященная выпуску 1940 года средней школы № 9. “Их именами названы улицы г. Симферополя – улица Волошиновых”, “Педагог – профессия от Бога”, посвященная Заслуженному учителю АРК Чукаревой Иннесе Ивановне, “В начале жизни школу помню я…” (воспоминания и письма выпускников), “Ця жінка вишивала Україну”, посвященная В. С. Роик, “Письма с фронта” выпускника Елисеева Сергея, погибшего в годы ВОВ.

Проведено 24 экскурсии для учащихся 1-11-х классов и 6 экскурсий для слушателей курсов КРИППО. Ежемесячно оформляется стенд “Вестник музея”.

Разработано два проекта “Школа славна не количеством, а славою своих учеников” – Галерея славы выпускников и “Капитаны гимназического корабля”, проект посвящен директорам нашей гимназии, начата работа над проектами “Педагог – профессия от Бога”, “Медицина – их судьба”, посвященные выпускникам гимназии – врачам и учителям, выпущен буклет о музеи гимназии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Программа гимназического кружка “История гимназии № 9” и ее апробация