Процесс написания второго тома поэмы “Мертвые души”
Полнее процесс написания второго тома “поэмы” писателя раскрывается в цикле под названием “Четыре письма к разным лицам по поводу “Мертвых душ””. С одной стороны, Гоголь готов проявить крайнее смирение, согласиться с самыми резкими нападками критиков (в том числе Булгарина, Сенковского, Полевого) на содержание и стиль его сочинений (как должно было это уязвить и огорчить Белинского, назвавшего Гоголя писателем, ставшим “во главе поэтов”!). Впрочем, тут же писатель оговаривает, что для него главный критик – это читатель
Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?”.
На деле в этом отступлении, пишет Гоголь, отставив на время своего героя, он передавал свое собственное ощущение российских просторов, грустной песни, разливающейся по всей стране
Что касается героев “Мертвых душ”, то они, утверждает Гоголь, не портреты действительных людей, но вышли из души их создателя (“все мои последние сочинения – история моей собственной души”) (VIII, 292). Можно было бы подумать, что в данном случае Гоголь говорит о законах художественного обобщения, о том, что жизненные наблюдения должны пройти через душу, сознание художника, явив новый синтез. Но нет, писатель настойчиво повторяет, что наделял героев своими собственными “мерзостями” и пороками, очищаясь тем самым от них.
Все это очень противоречиво и еще раз свидетельствует, что в это время мировоззренческие и эстетические искания писателя не завершены, что перед нами не тупик, а переходное состояние, явление духовного кризиса. Гоголь продолжает так огорчившую Щепкина “перетрактовку” героев “Ревизора” и особенно “Мертвых душ” (чиновники – это “паши страсти”, пороки и недостатки персонажей – отражение “мерзостей”, живущих в собственной душе художника и т. д.). И тут же отделяет свою авторскую личность от личностей героев: “Не думай, однако же, после этой исповеди, чтобы я сам был такой же урод, каковы мои герои.
Нет, я не похож па них. Я люблю добро, я ищу его и сгораю им”. И общая картина – не выдумка, не пустая карикатура: “Выдумывать кошемаров – я также не выдумывал, кошемары эти давили мою собственную душу: что было в душе, то из нее и вышло”.
Но если “кошемары” социальной жизни увидены и раскрыты, то тут же Гоголь говорит о своей духовной, художественной трагедии, связанной с “пятилетним трудом” над вторым томом “Мертвых душ” и его беспощадным сожжением. Он отвечает на идущие со всех сторон упреки, почему до сих пор не показал наряду с образами жизненной пошлости “явлений утешительных”, рядом с Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным – “людей добродетельных”. Замечательно, однако, что внешне, соглашаясь с обвинениями, смиряясь перед ними, Гоголь-художник вдруг поднимает голову и отстаивает свое право высказывать горькую правду о современном обществе, обличать его мелочность, раздробленность, пустоту.
С глубоким сочувствием и внутренним согласием вспоминает он мысли Пушкина о присущем ему (Гоголю) даре комического писателя, обличителя темных сторон жизни. “Он мне говорил всегда, свидетельствует Гоголь,- что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”.
Смех Пушкина сменялся унынием и грустью, комические типы гоголевских мелочных пошлых героев, их поведение, образ жизни исторгли из его сердца тоскливый возглас: “Боже, как грустна наша Россия!”.
Всеми требуемую новую “серьезную” страницу искусства Гоголь связывает со своим душевным делом, собственным перевоспитанием, ибо прекрасных людей надо, говорит он, увидеть во плоти, почувствовать сердцем, а головой их “не выдумаешь”. При этом прежняя эстетика комического им не отрицается, он вновь и вновь обращается к праву художника выявлять глубинные пороки как отдельного человека, так и всего общества. Более того.
Гоголь считает сатиру правомерной и необходимой для своей “переходной” эпохи. Он как бы отвечает всем, кто упрекал его в односторонности, а заодно и самому себе, вернее, своим сомнениям и мыслям о “бесполезности” всего ранее им содеянного: “Нет, бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого. Последнее обстоятельство было мало и слабо развито во втором томе Мертвых душ, а оно должно было быть едва ли не главное; а потому он и сожжен”.
Поднимается здесь и другой существенный вопрос: о путях к идеалу. Явно недостаточным считает Гоголь наличие во втором томе его “поэмы” нескольких благородных характеров, они кажутся ему маловыразительными и к тому же составляют исключение. А задумано показать пути преображения всех, душевного очищения каждого героя и, более того, всей страны.
Эта непомерная задача еще теснее связывает эстетику Гоголя с вопросами нравственными, социальными и предполагает явное определение идеала государственно-общественного построения и средств приближения к нему. И если ранее, пишет Гоголь, в “Ревизоре” он решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое “тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости и за одним разом посмеяться над всем”, то на новом этапе своего духовного развития писатель уже не мог ограничиться смехом, в котором была и глубокая печаль, но не было ответа на неотложные вопросы: “зачем? к чему это? что должен сказать собой такой-то характер? что должно выразить собою такое-то явление?”.
“Я увидел ясно,- говорит далее Гоголь,- что больше не могу писать без плана, вполне определительного и ясного, что следует хорошо объяснить прежде самому себе цель сочинения своего… С этих пор человек и душа человека сделались больше, чем когда-либо, предметом наблюдений”. Все эти неотложные вопросы встали перед писателем особенно остро в период написания второго тома “Мертвых душ”, хотя и в первом томе Белинский зорко подметил места, говорившие о новом направлении мысли автора. Замысел романа расширяется в духе “Божественной комедии” Данте, предполагая очищение душ и их преображение.
Время требовало ответа и на такой существенный вопросов чем же авторский идеал общественно-государственного строя, каковы грани взаимоотношений между сословиями и отдельными людьми?