ПРОБУЖДЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

Роман “Евгений Онегин” создавался в те-
чение восьми лет. Начал писать свой роман
Пушкин, когда общественное движение наби-
рало силу, в период расцвета свободолюбивых
идей, а закончил писать его в годы страшной
реакции после восстания декабристов.
Почему главным героем романа стал
именно такой человек, как Евгений Онегин?
Почему Пушкин обратил на него внимание?
Я думаю, что такие люди окружали его. Чем-
то они отличались от него, чем-то были похо-
жи. Автор недаром утверждает: “Мы все
учились понемногу

чему-нибудь и как-ни-
будь”. Но тем не менее мы можем утверж-
дать, что Евгений Онегин – один из самых
образованных людей своего времени. Он пре-
красно знал историю:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей…
Во времена ПушкинА слово “анекдот”
имело совершенно иное значение, чем сей-
час. Разбирался Онегин и в экономике: “зато
читал Адама Смита”. Знал он в совершенст-
ве и французский язык.
Но откуда пошли все беды Онегина? По
сути дела, его воспитали так, что он только и
может “казаться”, “являться”,
“лицемерить”,
“умеет скучать”, а вот искренне радоваться,
переживать, страдать не умеет.
Мир Онегина – это мир светских раутов,
праздников, балов. Это мир, где нет любви,
есть только игра в любовь. Праздна и одно-
образна жизнь Онегина. Пушкин показывает,
как просыпается город:
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик…
А Онегину некуда спешить, он все еще в
постели:
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра – жизнь его готова,
Однообразна и пестра…
Наверное, мы не прочь были бы немнож-
ко пожить так. На первый взгляд жизнь Ев-
гения привлекательна. Немножко, но всю
жизнь?! Представим себе: каждый день “то
же, что и вчера”. Но ведь Онегин – образо-
ванный человек. Неужели ему это не надо-
ело? Надоело!
…Рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум.
Следует обратить внимание на то, что не
только красавицы, но и “друзья и дружба на-
доели”. Я думаю, что при таком образе жиз-
ни, который вел Онегин, не может быть на-
стоящих друзей.
А ведь он встречал в свете не только лег-
комысленных волокит, но и Каверина, Чаада-
ева, ПушкинА. Почему же он не сблизился
с ними?
Пушкин постоянно подчеркивает разницу
между Онегиным и собой”. Но это беда, а не
вина Евгения, что в обществе, которое его ок-
ружало, он чувствовал свою ненужность. Бе-
да Онегина и в том, что “труд упорный ему
был тошен”. Евгению ничего не надо – в этом
его трагедия. Холодность героя, равнодушие
к людям, опустошенность – вот что видим
мы в нем.
Устав от такой пустой жизни, Онегин
едет в деревню. Человек, привыкший к тру-
ду, нашел бы там для себя огромное поле де-
ятельности. Евгений тоже пытался:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил…
На большее его не хватило. Может быть,
его заинтересуют люди? Но какие? Достаточно
вспомнить дядю, который “лет сорок с ключ-
ницей бранился, в окно смотрел и мух да-
вил.,,”. Может быть, другие соседи содержа-
тельнее? Да нет, “их разговоры о вине, о псар-
не, о своей родне” Онегину скучны.
И тут он знакомится с Ленским. Это со-
вершенно другой человек, он не похож на со-
седских помещиков. Встретившись и подру-
жившись с Ленским, Евгений Онегин на ка-
кое-то время вроде бы ожил. Вот он поехал
знакомиться с возлюбленной Ленского Оль-
гой и на обратном пути бросает Ленскому
фразу: “Я выбрал бы другую”, имея в виду
Татьяну.
Вот, кажется, и встретились два челове-
ка, которые могли дать друг другу счастье.
Но Онегин не верит в любовь, не верит
в счастье, ни во что не верит. Годы, прожи-
тые в фальшивом мире, не прошли для него
даром. После стольких лет жизни во лжи
Евгений не может всецело отдаться своему
счастью. Этим и объясняется его трагичес-
кое непонимание Татьяны. Свою отповедь
Татьяне он объясняет заботами о юной де-
вушке.
На первый взгляд отповедь Онегина ка-
жется даже очень благородной. Но если заду-
маться, то можно понять, что герой мертв ду-
шой. Он испугался волнений любви, страда-
ний. Конечно, он мог бы насладиться любовью
Татьяны, но он не обычный светский франт,
он все-таки выше этих людей, поэтому и гово-
рит Татьяне:
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел…
То, верно б, кроме вас одной,
Невесты не искал иной…
Возможно, именно такая девушка, как Та-
тьяна, была когда-то мечтой Евгения, но свет
убил в нем все идеалы. Главная трагедия Оне-
гина в том, что он не может оживить свою ду-
шу, испорченную светом. Убийство Ленского
помогает нам понять сложный характер Оне-
гина: ведь он умнее, мудрее Ленского, мог бы
отказаться от дуэли, объяснить все другу.
Но Онегин, который считает себя выше окру-
жающих его людей, в то же время является
рабом этого общества. Его пугают хохот и пе-
ресуды глупцов.
Удивительно трогательное, щемящее чув-
ство вызывает последняя сцена в романе.
Сердце героя, прежде наглухо закрытое, воз-
рождается к жизни.
Сомнений нет: увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен.
Можно уже не сомневаться, что Татьяна
действительно была его идеалом. И только
теперь Онегин это понял. Страдающий герой
становится нам ближе и понятней. И этот но-
вый Евгений измучен безответной любовью.
Боль, которую он причинил Татьяне, каза-
лось, вернулась к нему бумерангом.
Но нет, в любви всегда есть радость. Оне-
гин узнает, что любим, любим благородней-
шей из женщин, и это приносит ему не толь-
ко страдания. Теперь он воспринимает
жизнь душой, а не холодным умом. Видеть
Татьяну для него уже радость. Вот в такую
сложную минуту жизни и оставляет его
Пушкин.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ПРОБУЖДЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)