Проблемы повести Тургенева “Ася”
Проблематика повести Тургенева “Ася”. Критика
Повесть “Ася” была написана в 1858 году. В отличие от романа “Отцы и дети”, в ней повествование ведется от лица героя – некоего Н. Н., а не автора.
Интересно Тургенев обходится и со временем в произведении: две временные точки зрения в повести то совмещаются, то расходятся, что помогает читателю увидеть разницу между героем молодым и нынешним, особенно в начале и в конце произведения.
У Лермонтова в “Герое нашего времени” автор удален из романа, но ему потребовалось
Такая форма характерна скорее для рассказа или повести, чем для романа, где автор, как правило, дает масштабное видение
В “Асе” особенно важны пейзажи. Природа играет очень важную роль в жизни многих героев Тургенева. Здесь, в отличие от “Отцов и детей”, природа является одним из героев повести: она влияет на то, как складываются отношения героя и Аси.
В отличие от героев романа “Отцы и дети”, герои повести “Ася” – люди с тонкой душевной организацией, люди, которые чувствуют природу, отвечают душой на музыку, и даже запахи играют большую роль для них.
Главной загадкой произведения предстает Ася – самая энергичная из всех тургеневских девушек. Непредсказуемая, темпераментная, она ведет себя не как барышня круга Н. Н. Здесь в очередной раз проявляется тончайший тургеневский психологизм. Читатель стремится узнать, что стоит за ее эксцентричностью.
Тургенев показывает Асю в смятении: она не может понять, что с ней происходит, а главное – как себя вести, как скрыть зарождающиеся в ней чувства.
В Гагине, как и в Н. Н., можно разглядеть черты русского героя, черты, которые уже встречались в Онегине, Печорине и частично в Павле Петровиче. Это образованные люди, светские, но с каким-то внутренним изъяном, которые не смогли реализовать себя в жизни. Когда Гагин показывает герою свои рисунки, читатель видит, что ни один из них не окончен.
Н. Н. начинает подозревать, что Ася не совсем сестра Гагину. И опять в произведении Тургенева присутствует неравная любовь: это уже встречалось в его романе “Отцы и дети”, где Николай Петрович – дворянин в преклонном возрасте – начинает жить в гражданском браке с дочкой экономки Фенечкой. В “Асе” Гагин рассказывает, что Ася – “дочь моего отца и бывшей горничной моей матери”, то есть ребенок от внебрачной связи.
Здесь отчетливо видны пушкинские мотивы. В “Евгении Онегине” Татьяна, любя человека, отказалась быть с ним, заботясь о его же благе, а здесь герой не решается любить Асю. У него происходит объяснение с Гагиным. Герой понимает, что не сможет любить 17-летнюю девочку с ее нравом, но поступает даже хуже, чем Онегин, ведь Онегин не любил Татьяну, а Н. Н. любит Асю, но просто не способен взять на себя ответственность.
Н. Н. страдает, пытается отыскать Гагиных, это ему не удается, и жизнь проходит без Аси.
После разрыва герой недолго грустит, хотя в конце жизни он понимает, что “ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!”. Он понимает, что Ася была самой большой любовью его жизни.
В финале повести есть перекличка с финалом “Отцов и детей”, но в романе читателям была дана мысль о жизни бесконечной, о примирении, в том числе и автора с героем, а после прочтения “Аси” остается тягостное впечатление, горечь, разочарование.
После выхода повести “Ася” Н. Г. Чернышевский пишет критическую статью “Русский человек на rendez-vous”. В ней он говорит, что в произведении нет ничего от русской жизни. Он называет Н. Н. Ромео, Асю – Джульеттой, говорит о том, как не похожа их история на историю шекспировских героев. Далее Чернышевский отмечает, что во многих русских романах, и в тургеневских в частности, мы встречаем такого героя – вроде хорошего, милого и благородного, но в решительную минуту отступающего. “Он не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны были все отношения и дела, к которым он привык.
Это первое. Второе: он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск, опять-таки потому, что жизнь приучила его только к бледной мелочности во всем”. Чернышевский рассуждает с позиции революционных демократов, оценивая, готов ли будет этот человек к решительным действиям.
Он понимает, что к общественным действиям эти герои не будут готовы, говорит об их несостоятельности.
Далее критик рассуждает, сможет ли Ася встретить лучшего человека, и приходит к неутешительному выводу: “… едва ли встретится ей человек более достойный; в том и состоит грустный комизм отношений нашего Ромео к Асе, что наш Ромео – действительно один из лучших людей нашего общества, что лучше его почти и не бывает людей у нас”. Лучший представитель, которой все равно оказывается ни на что не способен. В этом и заключается основной психологический феномен – такой же, как и в романе Пушкина “Евгений Онегин”.