Проблемы отцов и детей (Аргументы ЕГЭ)

Мы живем в динамическом мире, где все постоянно находится в процессе движения, где нет ничего абсолютно статического и неподвижного. Это физический закон применим ко всем вещам на нашей планете, и даже к вещам не материальным, как например мысль человека, его моральные ценности и социальные нормы и т. д. Именно эволюция человеческой мысли порождает непроизвольные изменения морали общества, и эта новая мораль накладывается на уже устоявшуюся годами мораль наших предков, что приводит к непониманию и противоречиям между “стариками” и “молодыми”.

Я взял эти два понятия в скобки, т. к. возраст в этих противостояниях не всегда имеет ключевое значение. Конечно же, молодые люди лучше приспособлены к жизни, имея жизненный тонус и будучи полными сил, они заставляют так или иначе завидовать людей постарше, которые уже во многом лишены всего этого.

Но не это первопричина проблемы. Новая принятая обществом мораль очень часто идет встык с моралью людей “прошлого века”, отрицая ее догмы и правила. Тогда у “стариков” есть только два пути: принять новую мораль полностью, или же отказаться от нее, всячески пытаясь насадить свою прошлую мораль своим детям, внукам, молодым знакомым и т. д. Часто бывает так, что и достаточно молодые люди жалуются на поведение “современной молодежи” их лет, ведь у этих двух групп людей различные системы ценностей. Вот почему бабушки на лавочке негодуют на современное поколение, щелкая семечки и приговаривая: “Молодежь уже не та…”

Но зачастую, не только система ценностей является причиной конфликта. Когда в ход идут физиологические данные и сравнения этих двух групп людей, говорить об одной лишь морали глупо. Гормональная (эндокринная) система человека развивается не за один день, и даже не за один десяток лет.

Это процесс долгий и муторный, сопровождаемый всевозможными побочными эффектами на поведение индивида и его психику. Так уж сложилось, что именно на возраст юношества. Молодых людей в этот период своего эндокринного созревания можно назвать “рабами своих гормонов”, что делает их объективные суждения о мире расплывчатыми, понижает критичность, логику и другие атрибуты здравомыслящего человека. В споре старшее поколение вправе приводить этот факт в качестве аргумента в свою пользу, что чаще всего и происходит, но вот только этого мало, чтобы выиграть спор.

Отрицаешь – предлагай, как говорится. И это предложение звучит так – “вернуть старые порядки”. Но это неконструктивно, т. к. мы уже знаем, что мир не стоит на месте, всегда есть что менять. К тому же мозг человека в старости подвержен не менее сильным физиологическим воздействиям, поэтому смотреть на возраст при споре – не вариант.

Старый – не значит мудрый, молодой – не значит глупый. И наоборот.

Споры и разногласия между разными возрастными группами были всегда, и во времена Сократа, и во времена Шекспира, и в наше время. Проблемы и вопросы оставались всегда теми же, и это из-за причин, описанных мной выше. Единственный способ разрешить эти споры – конструктивная мысль, основанная исключительно на фактах и реальной социальной обстановке.

Прийти к правде в споре можно лишь тогда, когда “старики” отбросят свои старые взгляды на мир и обратятся к реальности, а “молодые” смогут перебороть, или хотя бы контролировать свой максимализм и смотреть далеко в будущее.



Проблемы отцов и детей (Аргументы ЕГЭ)