Проблемный подход к изучению киноповести “Очарованная Десна”
О. Довженко – кинорежиссер с мировым именем, лауреат Ленинской премии. Он был большим сыном своего народа, пылким патриотом родной земли. Через всю жизнь пронес он горячую любовь к краю, где родился, к волшебной реке Десне.
Поэтому один из наилучших своих произведений назвал “Очарованная Десна”. Эта повесть – гимн земле и людям, которые воспитывали его, научили работать, любить все прекрасное.
Замысел Написать такое произведение возник у писателя еще в годы Великой Отечественной войны. В дневнике 7 декабря 1945 года появляется
Оно не только о детстве автора, О. Довженко решает важную проблему формирования человека вообще, его характера, взглядов на жизнь. Рассказчик в “Очарованной Десне” – сам писатель, который выступает в двух ракурсах: как автор и как герой произведения – маленький Саша. Рассказ в произведении имеет двуплановый характер.
Первый план – это поэтическое
Ярко раскрыта проблема природы и человека. Автор не только воссоздает красоту любимой реки и ее берегов, а и утверждает связь человека и природы как необходимое условие духовности, показывает благотворное влияние природы на человеческий ум и чувство. Главное место в киноповести занимает проблема воспитания работой. Отца Саша любил за чрезвычайное трудолюбие: “Сколько он земли управился, сколько хлеба накосил!” Неутомимой труженицей была и мать.
Дед Семен “…имел сухие натруженные руки, умел выжить линей просто руками”. Особенно захватывался малый Саша работой Самийла – талантливого косаря. Он “орудовал косой, как добрый маляр кистью…
Благодаря волшебной Десне и родным людям О. Довженко в течение всей своей жизни “не терял счастья видеть… звезды даже в будничных лужах на жизненных путях”. “Очарованная Десна” – не преисполненная радости и грусти искренняя исповедь писателя о своем детстве, о кровной связи с народом и родной землей. Это призыв любить жизнь, ценить и беречь все то прекрасное, что делает человека духовно богатым и счастливым, не забывать свои корни и что дал тебе твой народ и родители, чтоб ты стал их достойным сыном или дочуркой.
- Моральная красота и духовное величие человека в киноповести “Очарованная Десна” Гений начинается сызмала. Так или иначе, обнаруживает он себя смолоду – исключительной любознательностью, разительным отличием от других детей. Каждому ли ребенку придет в голову искать железные столбы, которые якобы подпирают небо, как шестилетний Тарас Шевченко? Не эта ли любознательность привела его потом, уже взрослого, к чему-то более важному и реальному, к поиску правды и справедливости. […]...
- Величие человека в киноповести А. Довженко “Очарованная Десна” А. Довженко, одаренный талантом “пылать в огне своих страстей”, вознамерился открыть миру свою Украину, ее народ в величии души и бессмертии своей родословной, своей исторической жизни. В своей киноповести “Очарованная Десна” он заявляет: “Я сын своего времени и весь принадлежу современникам своим”. Поэтому и не удивительно, что его произведение стало настоящим гимном красоте человеческих сердец, […]...
- Моральная красота человека в киноповести “Очарованная Десна” Замечательный мир “Очарованной Десны”. А. Довженко не может, на мой взгляд, никого оставить равнодушным. В этом мире не только природа привлекает своей красотой, а и духовное богатство и высокая мораль людей вызывает восхищение. Поэтому, когда читаешь эту повесть, кажется, что и сам становишься лучше, и так хочется, чтобы изменился этот жестокий мир – ведь рядом […]...
- Саша – главный герой киноповести “Очарованная Десна” Обогащенный немалым жизненным и творческим опытом, шестидесятилетний писатель показывает жизнь дореволюционного украинского села и его людей так, как их воспринимал когда-то маленький Саша. Довженко будто смотрит на них глазами наивного мальчика, характеризует и оценивает их, выражает эстетичное отношение к ним с позиции умного ребенка. Тем не менее, писатель, человек старшего возраста, видит не только то, […]...
- Волшебный мир родной земли (по повести А. Довженко “Очарованная Десна”) “Очарованная Десна” Александра Довженко – произведение, которое волнует и, как говорят, берет за душу своей чистотой, нежными и яркими красками детства, переменчивой и прекрасной природой, красотой самой жизни человеческого. Эта повесть почти во всем автобиографична. Писатель изображает собственное детство. Как прекрасно, как ярко описывает он его, как по-детски звучат слова малого Сашка! В действительности, в […]...
- “Очарованная Десна” – задушевный лирический рассказ о детстве писателя Цель: определить основные источники личности писателя и его таланта как основа для написания автобиографического произведения; совершенствовать умение учеников относительно анализа художественного произведения; развивать критическое мышление учеников; воспитывать духовные ценности личности. Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование: портрет А. П. Довженко, репродукции к киноповести, опорные схемы, электронное пособие “Книга вслух”. Ход урока. 1. Организационный момент. II. […]...
- Духовное величие человека в повести “Очарованная Десна” Наверное, природа вложила у Александра Довженко еще сызмала столько оптимизма, что он видел в мире только неповторимую красоту, а все безобразное, плохо отбрасывал от себя. Детство его проходило среди “неурядицы, плача, тьмы и сожаления”, тяжелой работы родных, постоянных нужд. Но мальчик умел находить простую жизненную радость, радоваться им и самой жизни. Большим лакомством Сашке казались […]...
- Пересказ романа Довженко “Очарованная Десна” – Глава пятая Картины плывут, несутся воды Дунаем, Десной, весенняя вода на Десне, Дунае. Тучи по небу плывут прихотливо и свободно и, плывя в пространствах голубых, совершают битвы и соревнования в таком числе, что когда бы одну тысячную судьбу суждено было укротить и поставить в ясный книжный или картинный ряд, недаром жил бы я в мире и отягчал […]...
- Пересказ романа Довженко “Очарованная Десна” – Эпилог Погибло и исчезло совсем с лица земли мое село не от воды, а от огня. И тоже весной. Через полвека. В огне то село сгорело за помощь партизанам, и люди, кто не был убит, бросались в воду, охваченные пламенем. Сгорела церковь, переполненная кричащими людьми. Высокое пламя полыхало ночью, трещало, взрывалось глухими взрывами, и тогда большие […]...
- Пересказ романа Довженко “Очарованная Десна” – Глава четвертая Улица была пуста. Все взрослые работали в поле. Только около магазина, на крыльце, как раз против колодезного журавля, сидел в черном сюртуке лавочник Масий, очень похожий на ласточку. Но перед Масием я не хотел снимать дедову шапку. Дед говорил, что у Масия не было души, а только сама пара, потому он и обмишуливал всех, кто […]...
- Пересказ романа Довженко “Очарованная Десна” – Пролог До чего же красиво и весело было в нашем огороде! Вот как выйти из сеней и посмотри вокруг – совершенно все зеленое и буйное. А сад было как зацветет весной! А что делалось в начале лета – огурцы цветут, тыквы цветут, картофель цветет. Цветет малина, смородина, табак, фасоль. А подсолнух, а мака, свекла, лебеда, укроп, […]...
- Пересказ романа Довженко “Очарованная Десна” – Глава седьмая В исполнение вечного закона жизни, склонив седую голову, шапку сняв и освящая мысли молчанием возвращаю я прибит печалью своей к нему, пусть сам продиктует мне свое завещание. Вот он стоит передо мной далеко на киевских горах. Прекрасное лицо его посиневло от немецких побоев. Руки и ноги вспухли, и тоска залила ему глаза слезами, и голос […]...
- Пересказ романа Довженко “Очарованная Десна” – Глава вторая Погуляв вокруг пчел и накушавшись огуречных бутонов, натолкнулся я на морковь. Более всего почему-то любил я морковь. Она росла у нас ровными кудрявыми строками везде между огурцов. Я оглянулся, не смотрит ли кто. Никто не видел. Вокруг только дремучий табак, мак и кукурузные тополя и подсолнухи. Чистое полуденное небо, и тихо-тихо, словно все заснуло. Одни […]...
- Ответы по теме Авторская позиция в киноповести “Украина, в огне” Что такое подтекст, как он создается? Подтекст – это своеобразный повтор словесного или ситуативного, но отнесенного на значительное место в произведении. Важным фактором при создании подтекста есть личность автора, время, условия создания произведения, ментальность общества в целом. Максимально полное включение читателя в сферу мироощущения автора и его героев. В чем заключается сущность взглядов Александра Довженко […]...
- “Зачарована Десна” Олександра Довженка Серед ланів, серед широкого українського степу в’ється гадюкою заринута у вічність стежка, невідомо, звідки вона бере початок, де її кінець. Нещадно ллє дощ, краплини якого падають на обличчя двох людей, що прямують кудись. В одного дощ викликає неабияке задоволення: він радіє, наче дитина, підставляє долоні назустріч заливному дощеві, який змиє усякий бруд з душі та […]...
- Осуждение войны в киноповести Александра Довженко “Украина в огне” Давно уже зарубцевались раны войны. Но народная память о ней живет, не слабеет боль потерь. Вечны между столетий те, что погибли в боях, знаменитые в веках живые, бессмертии солдаты; все, кто смело шел в бой, отстаивая право на жизнь, свободу для будущих. Нам, потомкам победителей над фашистской нечистью; все интереснее открывать правду о тех пламенных […]...
- Аллегорическая сцена в киноповести Александра Довженко Аллегорическая и разительная сцена в начале киноповести Александра Довженко: однорукий крестьянин – вчерашний солдат – дошел до крайности. В тупом бессилии, опустошенный неурожаем, бедностью, голодом и безысходностью, он люто бьет здоровой рукой беззащитную, ни в чем не виновную лошадь. А конь вдруг повернул голову и говорит обезумевшему хозяину человеческим голосом: “Не туда бьешь, Иван!” Великой […]...
- Комплексный подход в коррекции дисграфии и дислексии Прохорова Александра Владимировна, Учитель-логопед муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области” В настоящее время возрастает количество детей, имеющих трудности в обучении. Одна из причин этих трудностей – дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). В этом случае у учащихся наблюдаются специфические ошибки: пропуски букв и слогов, бывают “съедены” окончания, заменены […]...
- Традиционный и новаторский подход к изображению действительности во французской литературе: от сюрреалистических “изысков” до критического реализма Идейно-эстетические искания французских писателей 20-30-х гг. Многообразие художественных направлений и течений в искусстве (дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, критический реализм и т. д.). Дадаизм как предтеча сюрреализма в литературе. Стремление идеологов дадаизма Т. Тцары, Л. Арагона, А. Бретона вывести универсальную формулу существования человека. Ее суть сводится к бегству от действительности в область подсознания, “логического сна”. Цель […]...
- Рекомендации по изучению лирики по Лины Костенко Постановкой этой проблемы можно завершить изучение лирики Лины Костенко, не забывая при этом постоянно включать в разговор новые произведения поэтессы, которые наша великая современница подарит своим читателям в будущем. С того времени, когда “Маруся Чурай” впервые пришла к читателю, а это был год 1979, роман собрал многочисленную аудиторию искренних приверженцев творчества Лины Костенко. Теперь, уже […]...
- Проблемный вопрос в творчестве Маяковского Что такое актуальность? Нам известно, что значение этого слова объясняется как важность, значительность чего-либо для настоящего момента. Необходимость и верность идеи для нынешнего дня. И вот мы задаемся вопросом, современна ли на сегодня сатира Маяковского, актуально ли это? Я убежден в том, что да, сатира Владимира Владимировича злободневна даже по сей день. Затронуть хотя бы […]...
- Женские образы в киноповести “Украина в огне” Дружную, трудолюбивую семью рассеяла война. В первые же дни она забрала жизнь у смелого, но безрассудного Савки, ранила мать), бросила в водоворот боев сыновей. Отца Лаврентия Запорожца ожидало хуже смерти – обвинения в предательском, потому что он по просьбе общества стал старостой. Принуждал людей пахать землю, таща иго вместо коней, чтобы более злые были, не […]...
- Самое большое богатство – доброе имя “Удивительно и жалко временами думать, что нет у нас силы и качества духа, чтобы понимать счастье жизни, непостоянного в постоянной драме и радости, и что так много красоты проходит мимо наших глаз”, – писал А. Довженко в “Зачарованной Десне”. Глубокое философское содержание этих слов напоминает нам о том, над чем человек не задумывается в повседневных […]...
- “Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физкультуры” “Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физкультуры” Пискунова Татьяна Владимировна, учитель физической культуры, МКОШИ “Общеобразовательная школа интернат основного общего образования № 1”, г. Астрахань. Аннотация Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физкультуры – тема М. О. учителей-предметников на 2015 – 2015 учебный год. Раскрытие индивидуального потенциала ученика, реализация личностных запросов и потребностей, формирование ценностных установок, […]...
- ЕГЭ: серьезный подход к серьезному вопросу Единый государственный экзамен, и это следует признать со всей очевидностью, не стал очередным педагогическим экспериментом, пусть и широкомасштабным, а постепенно обрел черты неизбежной реальности. Именно поэтому и отношение к нему учеников в части подготовки требуется более чем серьезное. Успешная подготовка к ЕГЭ – что это такое? Для того чтобы по мере приближения к сдаче ЕГЭ […]...
- Очарованная душа ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Ромен Роллан (Romain Rolland) Очарованная душа (l’Ame enchantee) Роман-эпопея (1922-1933) По замыслу писателя роман представляет собой “нечто большее, чем литературное произведение. Это – живое существо, повесть о духовном мире одной женщины”, охватывающая сорок лет ее жизни – от беспечной юности до мужественной смерти. С первых страниц романа перед нами предстает “сильная, свежая девушка, […]...
- Материалы к изучению творчества Михаила Зощенко ЗАДАНИЕ 1 Прочитайте рассказ М. М. Зощенко “Обезьяний язык”. Подготовьте связный ответ “Роль “нового языка” в рассказе Зощенко”, опираясь на следующие вопросы и задания. – Какова стилистическая окраска слов кворум, вышедши, перманентно, завсегда, президиум? Как характеризует говорящих смешение в их речи лексики разных стилистических пластов? – Познакомьтесь с информацией о лексической сочетаемости слов: “Лексическая сочетаемость […]...
- Рекомендации по изучению “Слова о полку Игоревом” Заинтересованный в осмысленном восприятии школьниками памятников далекого прошлого, В. Я. Стоюнин рекомендует предварить работу над ними “чтением и разборами” произведений современных писателей. И лишь потом, когда “ученик начнет понимать литературный интерес”, его внимание можно переключить на “историю”, ограничившись при этом “самым небольшим числом памятников”. Учитель, замечает В. Я. Стоюнин, “должен выбрать только главнейшие сочинения, в […]...
- Советы по изучению “Записок охотника” Тургенева В изучении “Записок охотника” давно сложились свои устойчивые традиции. Когда мы говорим об антикрепостническом содержании книги, то вспоминаем рассказ “Бурмистр”, рассуждая же о поэтической ее стихии, останавливаемся на “Певцах”, “Бежине луге”, “Свидании”. Конечно, в книге Тургенева есть несравненные обличительные и уникальные поэтические страницы. Но – не теряется ли при таком постраничном изучении истинный ее масштаб, […]...
- Краткое содержание Очарованная душа Ромен Роллан Очарованная душа По замыслу писателя роман представляет собой “нечто большее, чем литературное произведение. Это – живое существо, повесть о духовном мире одной женщины”, охватывающая сорок лет ее жизни – от беспечной юности до мужественной смерти. С первых страниц романа перед нами предстает “сильная, свежая девушка, налитая соками жизни”, крепкая, белокурая, с упрямым выпуклым […]...
- Очарованная душа характеристика образа Ривьера Марка Ривьер Марк родился в первый год XX в. и вместе с ним прошел все испытания, все искушения. Первый раз увидев отца уже в юности и ощутив омерзение от его ультрапатриотического краснобайства, М. не так уж страдает от положения внебрачного ребенка. Ему повезло: иметь такую мать, как Анетта, – редкое счастье. Он всегда чувствует ее поддержку, […]...
- Эвристический урок по изучению романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, в основе которого постижение смысла произведения через анализ его художественной символики. Как правило, роман Булгакова “Мастер и Маргарита” изучается на уроке по традиционной схеме: сначала рассматриваются сюжет и композиция, затем – образы, после чего на основе собственного жизненного опыта ученики, безусловно, не без помощи учителя, пытаются дать им оценку, выйти к пониманию […]...
- Установка видеонаблюдения на различных объектах. Компания “СИЛА ВИДЕО” современный подход Установка видеонаблюдения на различных объектах. Компания “СИЛА ВИДЕО” современный подход. Предприятие Powervideo уже более 10 лет является несомненным лидером на рынке обеспечения видеонаблюденния. Необходимо перечислить несколько объяснений того, почему лучше приходить за услугами в указанную организацию. Для удобства заказчиков компания презентована в Рунете на сайте Powervideo. ru. Этот сайт в несложной и понятной форме раскрывает […]...
- “Очарованная душа” Роллана в кратком содержании По замыслу писателя роман представляет собой “нечто большее, чем литературное произведение. Это – живое существо, повесть о духовном мире одной женщины”, охватывающая сорок лет ее жизни – от беспечной юности до мужественной смерти. С первых страниц романа перед нами предстает “сильная, свежая девушка, налитая соками жизни”, крепкая, белокурая, с упрямым выпуклым лбом, еще ничего не […]...
- Урок первый по изучению повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” ” Чудовищная история “, или Что сделала революция “из милейшего пса”. Изучение творчества Михаила Афанасьевича Булгакова представляет собой серьезную методическую проблему, от решения которой во многом зависит успех или неуспех в изучении курса русской литературы в 11 классе, поскольку именно Булгаков, на наш взгляд, является одной из ключевых фигур мировой литературы ХХ века. Писателем, творчество […]...
- Анализ киноповести Довженко “Украина в огне” Киноповесть “Украина в огне” – один из самых сильных, наиболее поражающих произведений украинской литературы о трагедии народа в годы второй мировой войны да и на протяжении всей своей истории. Именно Украина приняла на себя первые удары захватчиков; самые страшные и наибольшие битвы, происходили на ее полях, и вся она пылала в огне и страданиях. Эти […]...
- Методические рекомендации по изучению темы “Информация и информационные процессы” в 7 классе Тема “Информация и информационные технологии” заняла прочное место в курсе информатики. На нее опирается изучение всех остальных тем курса. Собственно, с изучения этой темы и начинается изучение этого предмета. Поэтому важность этой ее не вызывает сомнения. Однако курс информатики еще недостаточно устоялся. Это связано не только и не столько молодостью школьного курса, сколько молодостью самой […]...
- Материалы к урокам по изучению поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”. 10-й класс Личность писателя. Мир гоголевского слова Начинаем урок с размышления о личности Гоголя. Нам представляется, что во многом осознание глубины личности творца помогает осознать и грандиозность созданного им произведения. В процессе мини-лекции останавливаемся на противоречивости характера писателя, приводим высказывания современников о нем (попутно предложив ученикам подумать над вопросом: Почему современники Гоголя часто давали ему совершенно противоположные […]...
- Урок третий по изучению повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Тема : “То есть он говорил? – Это еще не значит быть человеком” (М. Булгаков. “Собачье сердце”) Цель учебная : продолжить работу по рассмотрению взгляда писателя на происшедшие в жизни общества изменения, проследить за тем, как он объясняет природу общественных изменений нравственным состоянием общества; выяснить, что значит “быть человеком” но Булгакову. Цель воспитательная : воспитание […]...
- Пример урока по изучению поэмы Блока “Двенадцать”. Часть первая Тема урока: тезис о том, что это произведение не панегирик революции, а попытка понять свою страну и свой народ. Предоставленное школьной программой право учителю выбирать произведения для текстуального изучения может иногда сыграть довольно злую шутку с тем преподавателем, который, в погоне за “новациями”, поторопится отказаться от произведений, “скомпрометировавших” себя тем, как они изучались в школе […]...