Проблемное обучение и его цели
Цель Проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются
Проблемная ситуация – это, по определению А. М. Матюшкина, “особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим
Психологическая структура проблемной ситуации включает: а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности, б) неизвестное достигаемое знание или способ действия, в) интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт” (Матюшкин А. М. 1972. С. 193).Проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные) и неданные, новые (неизвестные) элементы. Проблемная ситуация – означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его.
Проблемная ситуация – это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: “начало мышления – в проблемной ситуации” (С. Л. Рубинштейн). Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся.
Проблемная ситуация возникает чаще всего тогда, когда имеется несколько вариантов решения при ограниченной информации, исходных данных.
Например, при изучении физики учитель создает проблемную ситуацию с помощью ряда вопросов: почему некоторые предметы тонут, а другие плавают? Учащиеся пытаются найти ответ (“не тонут легкие предметы”). Учитель снова ставит вопросы: почему легкие очки тонут, а тяжелый корабль – нет? от чего зависит плавание тел? и т. д.
Этот пример показывает, что учитель старается обнажить перед учащимися противоречие между известными им фактами, наблюдениями и необходимостью их объяснения. Реализация проблемно обучения осуществляется на основе применения учителем ряда принципов дидактики (проблемности, мотивации, межпредметных связей, доступности и др.). Как и всякую другую дидактическую систему, систему проблемно – развивающего обучения составляют цели, содержание, формы, методы и средства обучения.
- Что представляет собой обучение и каковы его задачи Предметом педагоги как науки является изучение процессов обучения и воспитания личности. Проблемы обучения исследует дидактика. Объектами дидактических исследований являются реальные процессы обучения связи между различными их сторонами. К числу основных понятий дидактики относятся: обучение, преподавание, учение, образование. Обучение – это целенаправленное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта […]...
- Какие цели важно ставить на жизненном пути? У каждого из нас есть собственные стремления в жизни. Мечтаем кем-то стать, стремимся что-то иметь, либо где-то побывать. Это и есть наши жизненные цели, которым отводится роль маяка, наличие которого необходимо для того, чтобы не ощущать себя потерянными на жизненном пути. Следовательно, важно правильно определиться с тем направлением, в каком стоит двигаться дальше. Цель в […]...
- Обучение в малых группах на уроке-исследовании Как развивать мышление и личность ребенка младшего школьного возраста Данная статья рассказывается о применении групповых форм работы для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и личности ребенка. Автор: Толокнева Анна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 2 г. Георгиевска, Ставропольского края Об обучении в малых группах на уроке-исследовании “Уча других, мы […]...
- Обучение технике легкоатлетических упражнений – бег МБОУ СОШ №11, г. Белгорода Обучение технике легкоатлетических упражнений – бег С. В. Пономаренко Учитель физической культуры, Школа №11, г. Белгород Белгород 2012 Эффективность процесса обучения в метаниях в первую очередь зависит от соответствия веса метательного снаряда и сложности упражнения силам и возможностям учащихся, их подготовленности. Если данное условие соблюдено, то школьники в основном быстро […]...
- Обучение чтению, письму с помощью В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, […]...
- Раннее обучение иностранному языку Часто у родителей возникает вопрос: “Стоит ли обучать ребенка английскому языку, и, если стоит, то когда и с чего начать?”. Бытует мнение, что раннее начало изучения языка, является непростительным усложнением содержания дошкольного образования, и вредно, поскольку “лишает ребенка детства”. Однако, имеющийся опыт отечественных и зарубежных исследований в данной сфере, доказывает, что изучение иностранного языка, в […]...
- Обучение педкадров на станции юннатов В ноябре учителя химии и биологии школ города приняли участие в семинарах, которые традиционно проводятся на станции юных натуралистов. Целью семинаров было обобщение и распространение опыта работы городских методических объединений учителей биологии и химии города Евпатории. Содержание семинаров было направлено на повышение профессионального мастерства педагогов по использованию инновационных коммуникативных технологий с целью развития исследовательского и […]...
- Урок на тему “Белки – носители жизни” Тема: “Белки – носители жизни” Цель: создание условий для самостоятельной деятельности учащихся при усвоения знаний о структуре, составе, свойствах и функциях белковых молекул, расширения кругозора учащихся и формирования естественно – научной картины мира. Задачи: О Бразовательные: – рассмотреть химический состав, строение и структуру белковой молекулы; – изучить физические и химические свойства белков; – охарактеризовать значение […]...
- Тема урока. Анализ контрольной работы – обучение дифференциации ошибок Цели: продолжить обучение дифференциации ошибок; используя схему работы над ошибками, формировать навык анализа ошибок; используя инновационный элемент “чтение с остановками”, нацелить учащихся на негативное отношение к ошибкам, прививая желание предупреждать их появление. ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания Заслушивание устных изложений текста научного стиля. II. Актуализация опорных знаний Словарный диктант Запишите слова в столбик. Подберите […]...
- Обучение грамоте – как один из основных разделов изучения языка Из опыта работы учителя начальных классов Автор: Рузанова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, Коробчеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида, Московская область, Коломенский район, село Коробчеево Описание работы : Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям и всем тем, кто обучает детей чтению. Цель: Поделиться находками и приемами обучения чтению, чтобы коллеги […]...
- Дифференциация обучения на уроках литературы Концепция курса Сегодня перед учителем литературы стоят сложные задачи. Как помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить литературе каждого ученика, чтобы приобретенные знания и умения стали для него личностно значимыми? Как определить уровень и динамику литературной подготовки разных учащихся? Как научить понимать произведения разных родов и жанров в той мере, которую могут обеспечить возможности, […]...
- Жизнь скучна без нравственной цели Роман Гончарова ” Обломов ” является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание читателя на главную черту своего героя: “Душа та открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук”. Вот с каким обаятельным […]...
- На пути к благородной цели все ли средства хороши? В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с фразой: цель оправдывает средства. Однако звучит она скорее, как отговорка, придуманная для того, чтобы совершить неправомерный поступок, маскирующийся “благородной” целью. Действия никогда не должны подразумевать совершение зла, насилия и причинение боли, и даже в том случае, если кто-то считает, что это способно улучшить многим людям жизнь. В […]...
- Опыт – лучший учитель, только плата за обучение слишком высока Опыт и ошибки это сиамские близнецы; одно не существует без другого, и делать этого, по-моему, не должно. Каждый человек, да и каждое животное, рано или поздно совершает ошибку, приобретая тем самым опыт; я, например, пока не родилась, не поняла: смотреть на этой земле не на что, а неудачно покрасив волосы Гарньер, увидела, что лучше пользоваться […]...
- Учебно-педагогический комплекс “Педколледж – детский сад” 129282, г. Москва, ул. Грекова, 3, корп. 1. Тел. 478 33 75, 478 38 98, 478 21 62. Проезд: ст. метро “Медведково”, выход из последнего вагона. Специальности на базе 9 классов (3 гю 10 мес.): преподавание в начальных классах с доп. специализациями: воспитатель в группе продленного дня, учитель начальных классов с правом обучения иностранному языку; […]...
- Эссе обучение в России, что это значит для моей карьеры Россия – это удивительная страна, излучающая непередаваемый колорит и разнообразие. “Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет”, – считал Александр Суворов. С раннего детства на своей Родине я слушал множество замечательных рассказов о России, о той Великой и Могучей державе. Я хотел жить в России, понимая, что здесь у меня будет больше возможностей […]...
- Обучение анализу текста с целью выявления авторской позиции в художественном произведении Тема. развитие умений работать над текстом художественного произведения. Цели: формировать и развивать умения анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию по отношению к главному герою; раскрыть столкновение сильного характера с окружающей его средой и обстоятельствами; развивать умения и навыки квалифицированного читателя. Оборудование: фрагменты текста трагедии для исследования; тетради; эпиграф на доске. Решает судьбу книги живой человек, […]...
- Обучение технике резьбы по дереву Резьба по дереву для начинающихРезьба по дереву для детейМастер-класс “Обучениеконтурной резьбе по дереву” Автор : Жбанов Александр Семенович, учитель ИЗО и технологии МБОУ “ПерхляйскаяООШ” Рузаевского района Республики Мордовия Назначение : Мастер-класс рассчитан на учащихся 4-11 классов, учителей и родителей, желающих приобрести навыки резьбы по дереву. Цель: Обучение навыкам резьбы по дереву. Задачи : Научить всех […]...
- Вспомогательные формы организации обучения Вспомогательные формы организации обучения направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. К наиболее распространенным вспомогательным формам организации обучения относятся факультативы, кружки и клубы. Факультативы являются эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Основная задача факультатива состоит в углублении и расширении знаний, развитии способностей и интересов учащихся, а […]...
- Можно ли жить без цели? Успех без цели прийти не может. Добиваются успеха в любом деле лишь те люди, которые умеют максимально сосредоточиться на своей цели. Чем крупнее и значительнее поставленная цель, тем большего успеха может человек добиться. Без нее даже самый талантливый человек не имеет возможности реализовать свой потенциал, применить способности и возможности. Умение поставить цель можно сравнить со […]...
- Что бы дойти до цели, надо прежде всего идти Рождаясь на свет, человек попадает в общество, которым движут идеи. Ради них, ради своих целей, люди совершают поступки. Поэтому с уверенностью можно сказать, что понятие цели – это основопологающий термин философии. Итак, цель – это желаемое, нечто, чего человек добивается. Но существует в языке людей и такое слово, как целеустремленность. Кого же можно назвать целеустремленным? […]...
- Взгляды на воспитание и обучение украинских писателей Г. Сковорода, “Алфавит, или Букварь мира”, “Басни Харьковские”. Не только в этих произведениях автор высказывает свои взгляды на воспитание, обучение и т. п., отмечая, что именно следует воспитывать в ребенке да и в себе. А в трактате “Признательный Еродий” Сковорода писал: “Всякое дело имеет успех, когда природа оказывает содействие”. Итак, не следует противиться естественным способностям […]...
- Обучение здоровому образу жизни – основа профилактики ВИЧ-инфекции По оценкам экспертов, состояние здоровья подростков и молодежи на Украине составляет угрозу национальной безопасности. Современная молодежь страдает от таких связанным с здоровьем проблем, как табокурение, употребление алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ, ВИЧ/СПИДа и других инфекций передающихся половым путем, подростковой беременностью, суицидов. Молодежь недостаточно социально адаптирована и подготовлена к жизни. И это во время, когда […]...
- Сочинение на тему: “Публицестические цели “Путешествия из Петербурга в Москву” “Путешествие из Петербурга в Москву” необычное и интересное произведение А. Н. Радищева. Его анализировали многие эксперты, причем анализировали со всех сторон, также, помимо содержания, очень важна сама форма повествования. Картины жизни, быт, реальные события – все это интересовало и занимало читателя 18 века. Появляется форма мемуаров и писем, а также форма путешествия. Ярким примером жанра […]...
- Тема.”Рисует узоры мороз на стекле” Интегрированный урок ИЗО(трудовой обучение+ИЗО) Тема. Рисует узоры мороз на стекле Цель: . Образовательные: познакомить с разновидностями пейзажного жанра, расширить знания обучающихся в области графики, изучить технологию выполнения рисунка в технике граттаж; Воспитательные: воспитывать у детей интерес к разнообразным техникам, самостоятельность, усидчивость, наблюдательность, эстетический вкус; Развивающие: развивать у воспитанников творческое мышление и фантазию, умение грамотно пользоваться средствами художественной выразительности, способствовать […]...
- Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в специальных (коррекционных) школах VII вида I. Основа активности учебно-познавательной деятельности: – адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям; – стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся; – преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения. II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить: – о возрастных и […]...
- Образование: Обучение управлению капиталом и форекс в Москве Вместо того чтобы прозябать над, порой, нищенской заработной плате, тратить свое время впустую, у каждого из нас всегда есть возможность улучшить условия собственного существования. Вместо того чтобы прозябать на, порой, нищенской заработной плате, тратить свое время впустую, у каждого из нас всегда есть возможность улучшить условия собственного существования. Но одним проще сидеть и жаловаться на […]...
- Сущность процесса обучения Сущность процесса обучении – это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся, – организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; – Овладение научными знаниями умениями, навыками; – формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной […]...
- Научно-познавательная литература для детей на уроках в 5-6-х классах Изменившийся вокруг нас мир, изменившиеся общественные приоритеты и круг интересов современного ребенка поставили перед методикой преподавания литературы в школе ряд вопросов, одним из которых является вопрос о месте и роли научно-познавательной литературы в системе литературного образования в 5-6-х классах. Во многом такое внимание к научно-познавательной литературе, являвшейся вспомогательной и, естественно, необязательной для изучения, объясняется установкой […]...
- Конспект урока на тему “Площадь параллелограмма” Мишукова Л. А., учитель математики, МОУ Красненская СОШ Тема урока : Площадь параллелограмма Тип урока: урок закрепления и применения полученных знаний на практике. Цели урока: продолжить отработку навыков решения задач на нахождение площади параллелограмма; способствовать развитию внимания, мышления и познавательной активности учащихся, интереса к предмету; развивать навыки работы с интерактивной доской; воспитывать культуру общения и […]...
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является “переживание” знаний, “вчувствование” в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в […]...
- Проблема жизненной цели и назначение человека в пьесе Чехова “Чайка” Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в свет при жизни автора. Но большая работа Чехова-драматурга началась значительно позже, через восемнадцать лет, из “Чайки”, которая была […]...
- Конспект урока “Обучение технике низкого старта” 7 Класс Урока по физической культуре В 7 классе Тема урока: Обучение технике низкого старта. Задачи урока: 1.Обучение технике низкого старта. 2.Развитие быстроты. 3.Воспитание трудолюбия, интереса к занятиям физической культурой. Тип урока: обучающий. Метод проведения: поточно-групповой, соревновательный. Место и время проведения: спортзал Оборудование и инвентарь: гимнастические маты, секундомер Содержание Методические указания 1. Вводная. 1. Построение, сообщение задач […]...
- Конспект урока по математике “Задача на совместную работу” 6 класс Задача на совместную работу Цель урока: Развитие логического мышления учащихся, формирование вычислительных навыков, развитие и обогащение речи учащихся, развитие познавательного интереса к предмету, формирование и развитие нравственных качеств учащихся: гордость, чувство собственного достоинства, дисциплинированность; Способствовать развитию прочных навыков решения задач данных типов Ход урока 1. Организационный момент. (2 мин) Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас урок […]...
- Конспект урока повторения и обобщения по математике в 7 классе ” Линейные уравнения с одной переменной” Конспект урока повторения и обобщения по математике в 7 классе. Тема: ” Линейные уравнения с одной переменной”. Обучающая цель: повторение теоретического материала по данной теме; формирование знаний и умений по изученному материалу, закрепление навыков решения уравнения с одной переменной. Развивающая цель : развитие интереса к математике, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, математической речи учащихся, […]...
- Конспект урока по математике “Построение сечений многогранников” 10 класс Государственное бюджетное образовательное учреждение Лицей №281 “Построение сечений многогранников” Урок геометрии. 10 класс Выполнила: учитель математики Высшей категории ГБОУ Лицей №281 Кудрева Елена Львовна. Учебник Л. С. Атанасян и др. Геометрия, 10-11 класс Санкт – Петербург 2015г. Тема урока: “Построение сечений многогранников” Цель урока: Образовательная – формирование у обучающихся навыков решения задач на построение сечений;обобщить, […]...
- Викторина по основам безопасности жизнедеятельности и экологии для учащихся 1 классов Муниципальное общеобразовательное учреждение “Рождественская средняя общеобразовательная школа” Викторина По основам безопасности жизнедеятельности и экологии Для учащихся 1 классов Разработчик: учитель основ безопасности жизнедеятельности Учитель начальных классов Мураховская Ольга Александровна С. Рождествено 2014 год Цели: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника. Задачи: Образовательные: Формировать навыки безопасного поведения в лесу; правила экологической […]...
- План-конспект урока по технологии “Вязание крючком. Забавные поделки” Резниченко Зоя Георгиевна Учитель технологии, 1 категория Казахстан, город Кокшетау Урок технологии. Тема : “Вязание крючком “забавные поделки” Цель: приобщение учащихся к художественному вязанию крючком Задачи: Образовательная: – формирование знаний учащихся о технологии выполнения вязаных изделий крючком; – ознакомить учащихся с историей вязания, видами материалов для вязания крючком; – научить приемам работы крючком (подбор крючка, […]...
- Тема: Решение уравнений с помощью систем 11 Класс – скачать бесплатно Тема: Решение уравнений с помощью систем Цели: 1. Образовательные – рассмотреть основные методы решения уравнений с помощью систем, учить учащихся приемам и методам решения уравнений с помощью систем. 2. Развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной памяти, развитие математической речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать […]...
- Развитие образного мышления школьников на уроках литературы Важнейшей задачей преподавания литер в школе является создание опред картины мира, которая должна стать живым образом мира, где мир не раскладывается на классификационные “полки”. Живое знание, которое должны получить дети из художественной литературы, строится на связи образования, науки и искусства. Лит образование и развитие учащихся основывается на синтезе эмоционального и рационального, логического и образного восприятия, […]...