Проблематика “Маленькой трилогии” А. П. Чехова

Творчество А. П. Чехова занимает особое место в литературном наследии русского народа. Очень сложно определить самую главную проблему, которую ставил писатель перед собой. И все же хочется вспомнить слова Максим Горького: “Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней.

Никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины”.
Думаю, большинство своих произведений А. П. Чехов посвятил изображению людей, которые ведут “футлярную жизнь”.

/> На мой взгляд, данный термин является ключевым к так называемой “Маленькой трилогии”, которая была создана в конце 90-х годов 19 века. Сюда входят рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Все эти произведения объединены одной общей темой – темой неприятия духовной ограниченности человека.
“Человек в футляре” рассказывает об учителе греческого языка Беликове. Жизнь его настолько скучна и обыденна, что, на первый взгляд, очень сложно определить, для чего Чехов обращается именно к такому образу. Но внимательнее вчитываясь в рассказ, становится понятно: автора, в первую
очередь, волнует тот факт, что такое трусливое существо, как Беликов, и сам живет в постоянном страхе, и запугивает окружающих его людей.

Он вздыхает, ноет и всегда боится “как бы чего не вышло”.
Беликова привлекает только то, что было в прошлом: “Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь”.
Работая в учительском коллективе, Беликов понимает, что следует поддерживать отношения с коллегами, поэтому приходит в гости к ним, тихо садится в углу и молчит. При этом он уверен, что выполнил долг настоящего товарища.
Но однажды в городе появляется новый учитель Михаил Саввич Коваленко с сестрой Варенькой. Девушка неожиданно для всех проявляет к Беликову понимание и, в некоторой степени, интерес. Окружающие немедля приняли решение женить героя рассказа.

Все убеждают его в том, что брак – это серьезный шаг.
Но Беликова снова одолевает тревога, которая заставляет его еще глубже уйти в свой футляр. Однажды главный герой видит Вареньку и Михаила Савича, катающихся на велосипедах, что приводит его в негодование. В ответ Коваленко говорит, что не любит фискалов и спускает Беликова с лестницы.

Через месяц после этого случая главный герой умирает: “Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет”.
На мой взгляд, данное произведение весьма комично и во многом карикатурно, но проблема футлярной жизни актуальна и в наши дни.
Другим примером подобного существования является жизнь врача Николая Ивановича Чилимша – Гималайского, который всегда мечтал иметь свое имение и вырастить свой крыжовник. Следуя этой цели, он отказывает и себе, и близким ему людям во всем, пытается найти выгоду даже в женитьбе. Наконец, главный герой покупает имение и сажает двадцать кустов крыжовника.

Он становится настоящим барином.
На мой взгляд, особое внимание следует уделить тому моменту, когда кухарка подает к столу полную тарелку крыжовника. Рассказчик с удивлением рассматривает Ивана Николаевича, который пробует ягоды, собранные в первый раз с тех пор, как были посажены кусты: “Он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку и сказал: – как вкусно!”
Таким образом, следует говорить о духовной ограниченности героя, для которого счастьем на протяжении всей жизни являлся крыжовник, выращенный в собственном имении.
В рассказе “О любви” Павел Константинович Лехин влюблен в Анну Алексеевну, которая к этому времени уже замужем. Главный герой часто приходит к ней в гости и пытается “понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит замуж за неинтересного человека, почти старика”. Очень долгое время Лехин скрывает свои чувства, но догадывается, что Анна Алексеевна также влюблена в него. Однако страх перед действительностью заставляет этих людей скрывать свои чувства.

Думаю, подобное поведение становится также своеобразным проявлением футлярной жизни.
Люди в рассказах Чехова не могут быть искренними даже с самими собой и вынуждены подчиняться внегласным законам общества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Проблематика “Маленькой трилогии” А. П. Чехова