Проблематика и герои одного из рассказов И. А. Бунина (“Господин из Сан-Франциско”)

В конце XIX – начале XX века в литературе преобладает реалистический метод. Один из представителей этого стиля – крупнейший писатель XX века, выдающий мастер слова Иван Алексеевич Бунин. Он по праву занимает одно из первых мест в искусстве русского реализма.

Хотя, в отличие от других писателей этого направления, Бунин стоял несколько в стороне от активной общественно-политической жизни.
Бунин – реалист, но в его произведениях реализм окрашен в романтические тона, он пишет с тоской. Почти все его стихи проникнуты печалью:
И ветер,

и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я в доме один. Мне темь За мольбертом, и дует в окно.(“Одиночество”, 1903 г.)
Бунин всегда – с первых до последних стихотворений и рассказов – был верен правде жизни, оставаясь подлинным художником. В правде и обнажалась его душа, на первый взгляд как бы скрытая за некой завесой. Приверженность к правде была неотделима от его любви ко всему чистому и доброму в мире, от любви к природе, к родной земле, к человеку.

Он не выносил произведений, в которых разрушается вера в силу разума, морем разливается “вульгарность,

надуманность и неизменно фальшивый тон”.
Сам он писал свое, простое – то, чем жил, что вошло в его плоть и кровь. Начав со стихотворений, к ним он не охладевал всю жизнь. И рядом с ними шла проза – естественная и мудрая, музыкальная и живописная по языку, исполненная глубокого психологизма.

Его рассказы “Антоновские яблоки”, “Господин из Сан-Франциско”, “Деревня”, книга новелл “Темные аллеи”, роман “Жизнь Арсенева” и многие другие произведения – значительное явление в русской и мировой литературе, одна из их недосягаемых художественных вершин.
Рассмотрим рассказ “Господин из Сан-Франциско”. В предреволюционные годы в творчестве писателя укрепляется мысль о бесполезности и греховности цивилизации. Бунин осуждает людей за их тягу к наслаждениям, за несправедливое устройство общественной жизни.
В рассказе “Господин из Сан-Франциско” протест против капитала и цивилизации достигает своего апогея. Гигантская “Атлантида”, на которой путешествует к острову наслаждений Капри американский миллионер, – это своего рода модель человеческого общества, с нижними этажами, где без устали снуют ошалевшие от грохота и адской жары рабочие, и с верхами, где обитают привилегированные классы. Автор показывает паразитизм богатых, населяющих этот цивилизованный ковчег: пассажиры “Атлантиды” утром “пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам… а в одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, еще более питательного и разнообразного, чем первый…”
С мельчайшими подробностями, так естественно сочетающимися в этом рассказе со странностью и взволнованностью, описывает Бунин окружающий мир, он не жалеет красок на изображение мира внешнего, вещного, в котором существует это общество сильных мира сего. Он презрительно перечисляет каждую мелочь, все эти порции пароходной, отельной и прочей роскоши, являющие собой истинную жизнь в понимании этих “господ из Сан-Франциско”. Впрочем, у них чувства и ощущения уже умерли, поэтому им ничто уже удовольствия доставить не может.

Самого же героя своего рассказа он почти не наделяет внешними приметами, а имени не сообщает вообще, потому что он не достоин называться человеком.
На примере судьбы господина из Сан-Франциско И. Бунин рассказывает о бесцельно прожитой жизни – в наживе, эксплуатации, алчной погоне за деньгами. Как стремился господин из Сан-Франциско насладиться культурой, как верил, что его жизнь будет вечной! Эта самая жизнь с поварами, с соблазнительными и доступными женщинами, с лакеями и гидами.

Как бодр был сам “сухой, невысокий, не ладно скроенный, но крепко сшитый” этот господин. В этом человеке нет ничего духовного. Буквально каждый шаг его преследует авторская ирония, пока, подчинившись общему закону, он не становится уже не “господином” из Сан-Франциско, а просто мертвым стариком, чья близость раздражает прочих веселящихся господ неуместным напоминанием о смерти.
Но рассказ не заканчивается смертью богатого господина. Уйдя из жизни, богатый американец продолжает оставаться его главным персонажем. Совершается отъезд героя на том же теплоходе, но теперь уже не в каюте люкс, а в железных подвалах парохода. Сюда не доносится сладостная и пошлая музыка вечного празднества салонов.

Бунин ярко показывает контраст между жизнью и смертью господина из Сан-Франциско. Этот контраст подчеркивает бессмысленность жизни в обществе, разъедаемом социальными противоречиями.
Большое значение имеет финал рассказа. Никто в залах “Атлантиды”, излучавших свет и радость, не знал, что “глубоко под ними стоял гроб господина”. Гроб в трюме – своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу.

Бальная музыка опять гремит “среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса, океаном”. Предостережения передаются и фигурой Дьявола, следящего за легкомысленной “Атлантидой”.
Может, именно Дьявол является главным героем рассказа? Может, с его благословения идет разгул цивилизации? Кто знает ответы на эти вопросы?

Рассказом “Господин из Сан-Франциско” Бунин предрекает конец сложившегося мира.
Мы знаем, что Бунин был вынужден покинуть Родину. Россию он оставил, но навсегда остался в литературе России как один из ее сынов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Проблематика и герои одного из рассказов И. А. Бунина (“Господин из Сан-Франциско”)