Проблема влияния судьбы на жизнь человека пьесы Кальдерона “Жизнь это сон”
Проблема судьбы (фатума) и ее влияния на жизнь человека была воплощена еще в мифах и издавна интересовала писателей. Так, сам Зевс боялся судьбы (вспомните троянский цикл и тайну Прометея). Не убежал от своей судьбы и киевский князь Олег, таки убитый своим “верным товарищем” – боевым конем (“Повесть временных лет” Нестора Летописца и “Песня о вещем Олеге” А. Пушкина). Недаром в Элладе возникла так называемая “трагедия фатума”.
Так, Эдип (“Эдип царь” Софокла) не смог избегнуть своей судьбы, хотя как он того хотел,
Ты страдал поэтому в неволе
И в темнице был закованный,
Скрытый, чтобы отвернуть
Зло и безжалостности
Так же объясняет свое решение и Басилио:
Поверив в судьбу,
Что мне явило небо
Увещеваниями лихими
И будущей бедой,
Я решился подвергнуть заключению
Зверя, порожденного мной
Кальдерон все-таки оставляет едва заметные лазейки в черной завесе фатализма, тем самым интригуя читателя. Время от времени герои (пусть попутно и несмело), но припускают, что судьбу можно одолеть, по крайней мере на нее можно повлиять. Так, к Сехисмундо обращается Клотальдо:
Но с верой, что ты
Поборешь зловещие звезды,
Так как благородный муж и в горе
Способный их победить” или Басилио:
Я желание
Имел встретить тебя на воле,
Когда ты звезд и судьбы
Победишь увещеванием
И правда, как говорилось, пророчество, которое начало сбываться, “отменилось”: сын извинил отцовские несправедливость и возвратил ему власть, а седина Басилио не стала ковром для его ног. Одолел пророчество именно тот, против кого оно провещало, – Сехисмундо.
Через всю пьесу “Жизнь – это сон” последовательно проводится мысль: человек может и должен одолевать не приговоры судьбы, а самого себя – путем духовного и морального усовершенствования, это и есть тот истинный путь, который ведет к добру. Надо укрощать в себе зверя, и тогда человек не полностью будет зависеть от фатума. Этот, второй, “рецепт” тоже заключен в уста Сехисмундо:
Кто смочь желает
Свою судьбу, тот умным
И терпеливым быть имеет






Related posts:
- “Жизнь есть сон” краткое содержание пьесы Кальдерона Облаченная в мужскую одежду Росаура и шут Кларин находят среди диких скал тюрьму принца Сехисмундо. Услышав голос узника, пара пугается и хочет бежать, но жалость к человеку, закованному в цепи, берет свое, и герои остаются на месте. Перед ними появляется Сехисмундо. Принц вопрошает небо о том, в чем заключается его грех? Герой считает, что он […]...
- Характеристика героев по произведению Кальдерона де ла Бланка “ЖИЗНЬ ЕСТЬ СОН” &;#124; СЕХИСМУНДО СЕХИСМУНДО Сехисмундо – сын польского короля Басилио, который накануне рождения сына получил зловещее предзнаменование: в мир придет чудовище в облике человека. Басилио решает заточить сына в башне. И вот повзрослевший Сехисмундо, облаченный в звериную шкуру, закованный в цепи, проводит дни в горьких размышлениях. Монолог Сехисмундо в первой сцене первого акта поражает глубиной философских раздумий: почему […]...
- Анализ пьесы Педро Кальдерона “Жизнь есть сон” Сехизмундо – наследный принц, государства Полония, который растет в башне-тюрьме без человеческого общества. Единственным человеком, которого он видел, был тюремщик Клотальдо. В результате Сехизмундо рос в печали, и каждый день думал, почему у него такая судьба. Он думал, почему Бог дал волю речке, рыбе, птице, зверю, а его обделил. А в ходе своих размышлений и […]...
- Сюжет пьесы Кальдерона “Жизнь это сон” Если выводить происхождение термина “бароко” от слова “жемчужина”, то пьеса “Жизнь – это сон” есть разве что самой ценной жемчужиной как по месту в творческом наследии П. Кальдерона, так и в роли иллюстрации основоположных принципов и поэтики барокко. От времени ее создания прошли сотни лет, а знаменитый монолог Сехисмундо (“Ох, горе здесь мне…”) до этого […]...
- “Жизнь – это сон” Кальдерона в кратком содержании В безлюдной горной местности, неподалеку от двора польского короля, заблудились Росаура, знатная дама, переодетая в мужское платье, и ее слуга. Близится ночь, а вокруг ни огонька. Вдруг путники различают в полумраке какую-то башню, из-за стен которой им слышатся жалобы и стенания: это проклинает свою судьбу закованный в цепи Сехизмундо. Он сетует на то, что лишен […]...
- Герой драмы Педро Кальдерона “Жизнь есть сон” Королю Басилио, мудрецу и звездочету, светила предсказали, что его сын С. станет чудовищным тираном; чтобы спасти страну от бедствий, Басилио объявил, что ребенок родился мертвым, и приказал держать его в горной башне. Решив проверить, не обманули ли его небесные знамения, король велит, усыпив Сехисмундо перенести его во дворец. Узнав, что он – будущий государь, которого […]...
- Определите философско-моральный конфликт драмы Педро Кальдерона “Жизнь – это сон” “Жизнь – это сон” – одна из лучших драм Кальдерона. Писатель поднимает в ней важные вопросы человеческого существования: что такая жизнь, что такое человек, в чем заключается смысл ее бытия, что такое свобода, которая обуславливает поступки личности, которое ее место в мире, что является моральной основой для ее жизни и др. Центральными категориями, которые интересуют […]...
- Жанровая своеобразность пьес Кальдерона Драма (как жанр, не путать с драмой как с родом литературы!) – это пьеса социального или бытового характера с острым конфликтом, который развивается в постоянном напряжении. Автор стремится раскрыть психологию персонажей, исследовать эволюцию их характеров, мотивацию поступков и действий. Относительно пьес Кальдерона, то их “жанровая классификация проводится в зависимости от того, к которому из полюсов, […]...
- Краткое изложение пьесы “Жизнь – это сон” В безлюдной горной местности, неподалеку от двора польского короля, заблудились Росаура, знатная дама, переодетая в мужское платье, и ее слуга Кларнет. Близится ночь, а вокруг ни огонька. Вдруг путники различают в полумраке какую-то башню, из-за стен которой им слышатся жалобы и стенания: это проклинает свою судьбу закованный в цепи Сехизмундо. Он сетует на то, что […]...
- Проблема влияния искусства на человека (по тексту А. П. Чехова) Искусство – составная часть духовной культуры человечества. Без приобщения к нему человек не будет иметь нравственной душевной опоры в жизни, будет неправильно понимать различные жизненные проблемы. Другими словами, искусство не только воспитывает человека, но и развивает его мировосприятие. В своем тексте А. П. Чехов затрагивает проблему влияния искусства на человека. Автор изображает эту проблему в […]...
- Проблема отрицательного влияния человека на природу (Аргументы ЕГЭ) Далее будут приведены 2 готовых аргумента на данную тему. 1. Проблема вредительства по отношению к природе со стороны человека всегда волновала каждого из нас. Вспомним В. Распутина, который в своем произведении “Прощание с Матерой” поднимает именно эту проблему. Вначале автор рассказывает нам о гармонии в жизни человека и природы. Однако, человеку требуется построить гигантскую плотину, […]...
- Проблема влияния книги на внутренний мир человека по тексту Д. Лихачева (ЕГЭ по русскому) В центре внимания Дмитрия Сергеевича Лихачева проблема влияния книги на внутренний мир человека. Эта проблема очень актуальна. Автор раскрывает ее, вспоминая случай из своего детства. Любовь к книгам ему привил учитель литературы, Леонид Владимирович, который умел преподнести детям самые интересные моменты из произведений так, чтобы всем захотелось прочитать книгу. Он умел удивиться искусству писателя и […]...
- Проблема влияния литературы на человека. По тексту Ф. Искандера В тринадцать лет я впервые прочел “Анну Каренину” (ЕГЭ по русскому) Русский писатель Фазиль Искандер в своем произведении рассуждает о благотворном влиянии литературы на человека. Автор вспоминает свое состояние после прочтения случайно найденной “Анны Карениной” Льва Толстого. Он три дня ходил словно пьяный, настолько книга потрясла его. Ни прежде, ни позже он не испытывал подобного чувства. Искандер уверен, что литературные произведения должны оказывать положительное влияние на […]...
- Образ правителя по философской драме Педро Кальдерона “Жизнь – это сон” Во многих произведениях мировой литературы созданные образы правителей – вожди народов и государств. Это или сильные, справедливые, добрые властители или жадные, жестокие, злопыхательские, отвратительные, властолюбивые тираны, или слабые, сластолюбивые трусы. Все они определяют судьбу своих народов, всех, кто им подвластны. Жестокие войны и смерти, голод, насилие и беспорядок в государстве чаще всего является результатом бездарных, […]...
- Проблема влияния красоты природы на человека (К. Г. Паустовский “Средняя полоса России – страна необыкновенная. Достаточно увидеть…”) (ЕГЭ по русскому) Красота природы нашей страны необыкновенна. Широчайшие полноводные реки, изумрудные леса, ярко-синее небо. Какой по-настоящему богатый выбор для русских художников! Но как влияет на нас красота природы? Какой след в душе человека она оставляет? Эти вопросы в своем тексте раскрывает К. Г. Паустовский. В тексте, предложенном для анализа, К. Г. Паустовский ставит проблему влияния красоты природы […]...
- Проблема влияния красоты природы на поступки человека по тексту Белова про пробуждение природы (ЕГЭ по русскому) С чьей-то легкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной… Вступление Существующая в природе гармония, ее величие и красота положительным образом сказываются на формировании духовного мира человека любого возраста, а особенно это касается ребенка. Дети способны более остро воспринимать все, что их окружает. Современный мир в какой-то степени лишает подростка непосредственного общения […]...
- Человек – герой пьесы Андреева “Жизнь человека” “Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни” – так определяет историк театра и литературы С. А. Венгеров сущность творчества Андреева. “Искание бесконечного в конечных его проявлениях” настолько сильно у писателя, что едва ли есть хотя бы одно произведение, где бы ни ставились основные вопросы бытия человеческого: о смерти и бессмертии, о цели и смысле жизни, […]...
- Краткий очерк о пьесах Кальдерона Кальдерон, как выдающийся художник не ограничивается выражением аскетической идеи. Он противопоставляет этой идее жизни. Например, в “Стойком принце” Кальдерон, объединяет историю святого подвижника с историей сугубо светского характера – изображает любовь принцессы Феникс к мавританскому полководцу Мулею, а также уводит образ шута, солдата Брито. В пьесе “Поклонение кресту “трезвую, скептическую ноту привносят недалекие умом крестьяне […]...
- Краткое изложение Жизнь – это сон П. Кальдерон Жизнь – это сон В безлюдной горной местности, неподалеку от двора польского короля, заблудились Росаура, знатная дама, переодетая в мужское платье, и ее слуга. Близится ночь, а вокруг ни огонька. Вдруг путники различают в полумраке какую-то башню, из-за стен которой им слышатся жалобы и стенания: это проклинает свою судьбу закованный в цепи Сехизмундо. […]...
- Жизнь есть сон – Педро Кальдерон В безлюдной горной местности, неподалеку от двора польского короля, заблудились Росаура, знатная дама, переодетая в мужское платье, и ее слуга. Близится ночь, а вокруг ни огонька. Вдруг путники различают в полумраке какую-то башню, из-за стен которой им слышатся жалобы и стенания: это проклинает свою судьбу закованный в цепи Сехизмундо. Он сетует на то, что лишен […]...
- Проблема ответственности человека за жизнь на Земле в романе Ч. Айтматова “Буранный полустанок” Мысль об ответственности человека за жизнь на Земле присутствует в каждом произведении писателя, потому что в этом он видит смысл жизни человека. Буранный Эдигей – один из тех, на которых земля держится. Он связан со своей эпохой, он сын своего времени. Он не занимает ответственных постов, он просто человек и труженик. Для писателя человек значителен […]...
- В чем заключается моральный аспект драмы Кальдерона “Жизнь – это сон”? Кальдерон – одна из центральных фигур в европейской художественной культуре XVII столетия. Его творческое наследие постоянно пересматривалось и по-разному оценивалась не только современниками, но и исследователями в зависимости от эстетичных и этических норм и концепций, присущий нациям и народам в разные периоды их духовного развития. О жизни и творчестве Кальдерона было создано немало легенд. Жизненные […]...
- Проблема судьбы < p>Основная черта характера Печорина – стремление к самопознанию: он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии, пытаясь раскрыть корни добра и зла в одном человеке: “Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю других…”, “Зло порождает зло”, “А что такое счастье?., если б все меня любили, я в себе нашел бы […]...
- Проблема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман Лермонтова “герой нашего времени” по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским романом, а потому философские вопросы органично входят в него. Основная идея романа – поиск места сильной личности в жизни, проблема свободы человеческого действия и роли судьбы, ее ограничивающей. Проблема действия как в социальном, так и философском плане была одной из важнейших […]...
- Особенности барочного искусства на примере творчества Педро Кальдерона Педро Кальдерон де ла Барка, испанский драматург, родился 17 января 1600 года в Мадриде. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Учился в колледже и в Саламанкском университете. С начала 1620-х годов стал известным в Мадриде как автор пьес для театров, а с 1625 г. полностью отдался литературной деятельности. В 1637 году его приняли […]...
- Творческий путь Педро Кальдерона Контрреформация в Испании XVII века одним из основных своих направлений выбрала борьбу с театром как наиболее коллективным и наименее контролируемым средством духовных исканий. В 50-70-е годы именно Кальдерон своим авторитетом в церковных и государственных кругах сдерживал разгром театра. И когда друзья писателя, сразу же после его смерти, напечатали полное собрание его “комедий”, возмущение церковников вышло […]...
- Жанровые особенности “Судьбы человека” Жанровые особенности. Структура “Судьбы человека”;, по мнению Б. Ларина, восходит к “русскому изводу жанра новеллы”;. “Монументальный рассказ”; – так определяют жанр “Судьбы человека”; современные исследователи. Писатель обратился к форме “рассказа в рассказе”;. Повествование обрамлено авторским зачином и краткой концовкой. Авторский зачин носит черты эпического повествования, концовка представляет собой лирическое отступление, в котором автор подчеркивает свою […]...
- Жизнь величайшего барочного драматурга Испании Педро Кальдерона Жизнь величайшего барочного драматурга Испании Педро Кальдерона, де ла Барки Енао де ла Барреда-И-Рианьо (такой есть полная фамилия Кальдерона), казалось бы, очень далекой от того, что бы она отобразилось в его художественных произведениях. Он принадлежал к давнему, но обедневшему дворянскому роду. Учился в иезуитской коллегии и Саламанкском университете, где изучал гражданское и каноническое право. В […]...
- ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” В романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это пишется с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и […]...
- Проблема влияния учителя на своих учеников по тексту В. Г. Короленко (“Кажется я был в пятом классе, когда у нас появились…”) (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания текст Владимира Галактионовича Короленко, русского писателя и общественного деятеля, описана проблема влияния учителя на своих учеников. Размышляя над этой проблемой, автор обращает внимание на историю, происшедшую в школе на уроке химии. Молодой учитель, недавно окончивший университет, пришел преподавать в школу уроки химии. Владимир Васильевич – талантливый учитель, но очень робкий и […]...
- ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ РОССИИ В ПОВЕСТИ ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ РОССИИ В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА “КОТЛОВАН” Андрей Платонов – один из тех немногих советских писателей, которые в своем осмыслении новой эпохи сумели перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира искренне, почти фанатично – и ничем в этом смысле не отличался от большинства своих современников. Ему […]...
- Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой оказали огромное воздействие на развитие русской и всемирной литературы. Это не только талантливейшие художники, но и гениальные мыслители. Каждый из них в научных трактатах и художественных произведениях размышлял над различными вопросами: вера в Бога, роль человека в Мироздании, человек и история, человек и судьба, человек и общество, добро […]...
- “Несостоявшиеся судьбы” героев пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” Каждому человеку судьбу создают его нравы. Античный афоризм “Вишневый сад” – последняя пьеса А. П. Чехова. Когда он держал в руках ее печатные оттиски, жить ему оставалось недолго, несколько считанных месяцев. Как и любая пьеса, она населена различными действующими лицами: среди них – главные, второстепенные, эпизодические. Ho все характеры, созданные зрелым Чеховым, почти всегда открывают […]...
- Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в прозе Солженицына “Почему период существования тоталитарного государства в 20 веке является самым трагическим?” – на этот вопрос может ответить любой старшеклассник, но лучший ответ можно найти в таких произведениях Солженицына, как “Архипелаг ГУЛАГ”, “В круге первом”, “Один день Ивана Денисовича”. Все они рассказывают о том, как могла измениться жизнь советского человека из-за ложных слухов, неверного шага или […]...
- Проблема творчества и судьбы художника “Молчат гробницы, мумии и кости, – Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена”. И. Бунин Если бы Архимед не открыл закон Архимеда, его бы открыл бы кто-нибудь другой. Вон Леонардо изобрел не то вертолет, не то подводную лодку зашифровал, чтобы люди не использовали их для злых дел. А эти […]...
- Проблема судьбы родного села Живописное село Стрешин является моей малой родиной. Тут живут приветливые люди, на окружающих просторах дышится привольно и легко. Летом радуют зеленеющие луга и певчие птицы, зимой – запорошенный снегом лес и переливающиеся бриллиантовым цветом поля. Осень радует буйством красок, а весна – пробуждением природы. Все на первый взгляд выглядит прекрасным, вроде бы обитателям большого села […]...
- Влияния музыки на человека по тексту Айтматова Откуда все это в человеке – музыка, песни, молитвы, какая необходимость была и есть в них (ЕГЭ по русскому) Проблема, которую поднял автор текста Ученые, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на людей. Песня способна вызвать волнение. оживить самые сокровенные думы. Ч. Т. Айтматов поднимает в своем тексте проблемы воздействия музыки на человека. Позиция автора текста Данияр – главный герой произведения. Он своей песней пробуждает в собеседнике такие чувства, каких он […]...
- Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в произведениях Солженицына Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. […]...
- Жизнь и судьбы действующих лиц романа “Война и мир” Жизнь и судьбы действующих лиц романа “Война и мир” теснейшим образом связаны с историческими событиями. Вместе с героями романа читатель присутствует на смотрах войск, военных советах, видит подвиги солдат на полях сражения, слышит распоряжения верховного командования, наблюдает формирование народных партизанских отрядов; видит убитых, кровь раненых, муки и страдания людей, поражения и победы. Правдиво рисуя военные […]...
- Человек и власть. Драматизм судьбы умного искреннего человека в эпоху застоя В чем заключается драматизм судьбы умного искреннего человека в эпоху застоя-вот проблема, над которой рассуждает Н. В. Горланова. Автор данного текста с болью описывает судьбу советской учительницы Елены Николаевны. Н. В Горланова рассказывает, как безжалостно относились к поистине искренним и умным людям в эпоху застоя, как эту учительницу выжили из элитной школы. И она ушла […]...