Проблема самостоятельности мышления
В значительной степени личностный авторитет определяют по уровню интеллектуальной сферы, сформированной в человеке, самостоятельности его мышления, умственных качеств и способности к аргументированию правильности собственной точки зрения. Однако важно при этом научиться принимать и точку зрения иных людей, одновременно, проявляя сообразительность и остроумие.
Уровень развития самостоятельности мышления имеет непосредственную связь со способностью к принятию взвешенных решений, составлению прогноза на будущее, формированию стратегии
Именно в силу наличия этих причин мышление входит в число основных задач обучения.
Важно научить школьников способности к отделению своей собственной позиции от позиции оппонента или партнера, проведению оценки логики суждений, как собственных, так и “чужих”, и овладению приемами доказательства.
Необходимо прибегнуть к созданию таких ситуаций, при наличии которых обучаемый школьник сумеет провести сравнение его индивидуального хода рассуждений с теми рассуждениями,
Дети младшего возраста могут решать эту задачу посредством учебной деятельности, в ходе которой происходит формирование эталонов самостоятельной мыслительной деятельности, требуемых в индивидуальном мышлении. Так как младшие школьники склонны к подражанию в условиях обучения в группе, они эти эталоны быстро принимают на “вооружение”.
А вот в подростковом возрасте более успешно происходит развитие доказательности суждений, и усиление внимания к логическим суждениям и позиции соучеников.
Старшеклассниками же аргументируются их суждения в самостоятельном порядке.
- Развитие образного мышления школьников на уроках литературы Важнейшей задачей преподавания литер в школе является создание опред картины мира, которая должна стать живым образом мира, где мир не раскладывается на классификационные “полки”. Живое знание, которое должны получить дети из художественной литературы, строится на связи образования, науки и искусства. Лит образование и развитие учащихся основывается на синтезе эмоционального и рационального, логического и образного восприятия, […]...
- Формирование основ логического мышления у старших дошкольников (из опыта работы) Учитывая особенности формирования и развития образно-логического мышления, как одного из компонентов логического мышления в старшем дошкольном возрасте мною было разработано руководство по формированию основ логического мышления и серия игр и задач для старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что при разработке этого руководства и подборе игр было учтено, что в раннем и младшем дошкольном возрасте развитие […]...
- Конспект урока для 6 класса на тему “Понятие как форма мышления” Конспект урока Тема урока: Понятие как форма мышления (6 класс). Цели и задачи урока: Обучающие – Познакомить учащихся с логикой – наукой о законах и формах человеческого мышления; сформировать представление о понятии как одной из форм мышления; закрепить навыки создания таблиц, размещения в них текстовой и графической информации; Развивающие – Развивать логическое мышление, память, внимание, […]...
- Краткое содержание книги Боно “Шесть шляп мышления” Миф: смелый предприниматель с отличной идеей и техническими ноу-хау быстро станет успешным Обрабатывая информацию, мы сталкиваемся с несколькими мыслями одновременно: эмоциональными, информационными, логическими, творческими и ориентированными на будущее. Пытаться обработать все сразу – словно жонглировать слишком большим количеством мячей. Решение – метод шести шляп. Каждая шляпа имеет собственный цвет (белый, красный, черный, желтый, зеленый или […]...
- Сочинение на тему: “Мой первый опыт самостоятельности” МОЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Еще с раннего возраста нам очень хочется, ну прямо не терпится, стать самостоятельными, независимыми и взрослыми людьми. К тому же, сказать, все очень даже по-разному воспринимают и изъявляют самостоятельность. И я тому не исключение. Первым моим взрослым и самостоятельным поступком, на мой взгляд, стало решение учиться вдали от родных. Мне казалось, […]...
- Формирование пушкинского исторического мышления Философия была призвана дать метод для решения важнейших вопросов действительности. В этих условиях само развитие исторических знаний тесно сплелось с философией. В первую очередь предстояло определить методологические принципы исторического исследования, выработать новое качество исторического мышления. Вот почему особую остроту и актуальность в русской общественной жизни этих лет приобретают вопросы философии истории; обнаруживается стремление приложить общие […]...
- Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы Одна из задач уроков литературы – воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приемы технологии развития критического мышления. По пословице, доброе начало полдела откачало. Приемы […]...
- Прилагательное. Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Урок с использованием технологии критического мышления Цель: усвоить теоретический материал темы; формировать у учеников умения отличать прилагательное от других частей речи; воссоздавать информацию целостно, осознанно, привязывая теорию к практике; воспитывать уважение к устному народному творчеству, украинскому языку, песне. Оборудование: опорный плакат, учебник, запись песни. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Ход урока. І. Организация класса. 1. Объявляется девиз. 2. Проверка домашней […]...
- Проблема сиротства. По тексту А. А. Лиханова Лепестинья смахивает прозрачные слезы, мне хочется пожалеть ее (ЕГЭ по русскому) Своими размышлениями, касающимися проблемы сиротства, поделился с читателями Альберт Лиханов – писатель, выступающий в роли президента, под руководством которого функционирует Международная ассоциация детских фондов, и директора научно-исследовательского института детства. Автор озадачивается вопросом, связанным с причинами отсутствия у многих современных детей родительской опеки. По словам Альберта Анатольевича, раньше дети оставались без родителей из-за голода, войны и […]...
- Проблема силы человеческого духа Что означает сила народного духа? От каких факторов зависит победа в сражении? На эти и другие вопросы исчерпывающе отвечает современный прозаик Сергей Покровский. Среди ряда поднятых автором тем, наиболее важной для меня показалась проблема непостижимого русского характера, общего национального духа. Неимоверная сила, проявляющаяся в бою, исходит из необходимости встать на защиту своей земли, дома, семьи. […]...
- Сочинение на тему: Экзамен на зрелость свободного И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ Перед вами по-своему уникальная книга. В ней под одной обложкой собраны и представлены образцы сочинений на свободную тему. Поэтому книга окажется незаменимым помощником для тех, кто принял решение непременно покорить вершину высшего образования. Однако не следует думать, что наша книга является всего лишь обычной “шпаргалкой”. Любой письменный экзамен всегда следует воспринимать как серьезную работу, если […]...
- Проблема ложных и истинных ценностей В чем заключаются главные ценности человека? Почему люди иногда заблуждаются в своем выборе? Автор данного текста поднимает проблему истинных и ложных ценностей. Ю. Нагибин приводит монолог героя, который говорит о главных ценностях человека. Автор рассуждает, что отношение к героическому не должно подчиняться моде, так как все зависит от нравственных качеств человека, скрывающихся под внешней “оболочкой”. […]...
- Зарядка позитивного мышления Дейла Карнеги “Именно сегодня” 1. Именно сегодня меня постигнет счастье. Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств. Поэтому человек счастлив настолько, насколько он полон решимости быть счастливым. 2. Именно сегодня я постараюсь приспособиться к жизни, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить все к своим желаниям. Я приму мою семью, мою работу, обстоятельства моей жизни […]...
- Проблема выбора профессии по Громову Каждого человека с раннего детства готовят стать деятельным творческим (ЕГЭ по русскому) С раннего детства человек готовится к будущей жизни. Уже в школьном возрасте необходимо подумать, кем ты хочешь стать, какую сферу деятельности и профессию ты выберешь. М. М. Громова, автора данного текста, волнует проблема выбора профессии. Автор говорит нам о том, что на подготовку ко взрослой жизни нужно значительное количество времени. “Для достижения максимального эффекта в […]...
- Проблема выбора профессии по тексту Громова (ЕГЭ по русскому) Советский летчик, профессор М. М. Громов, поднимает в прочитанном мною тексте важную проблему выбора профессии. В юности или молодости перед каждым человеком встает выбор:кем стать, чему посвятить, свою взрослую жизнь? Автор текста замечает, что уже с раннего детства в каждом из нас начинают проявляться определенные таланты и способности, и на них должны обратить внимание семья […]...
- Рассуждение по тексту Ю. Коваля Проблема помощи ближнему (ЕГЭ по русскому) Проблема помощи ближнему-из тех, которые встают перед человечеством вновь и вновь. Этот вопрос важен в наши дни, потому что большинство людей с безразличием относятся у своим родным и помогают кому-либо ради личной выгоды. В данном эпизоде герой не проходит мимо детской беды:он угощает Нюрку хлебом и яблоком, даже”понарошку” с нею умирает. И девочка улыбается. Автор […]...
- Проблема истинного героизма по тексту Кузнецова (ЕГЭ по русскому) “В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать о том, что якобы массовый героизм советских людей во время Великой Отечественной войны был обусловлен страхом.” Что такое героизм? В каких условиях он проявляется? Какого человека можно назвать героем? Именно проблему героизма затрагивает в данном тексте А. Н. Кузнецов. Автор размышляет над тем, что героизм […]...
- И. П. Цыбулько Вариант №8 Проблема малодушия и страха, проблема оправдания невнимательного отношения к людям по тексту Гранина Из всей нашей компании после войны остались только мы с Веней (ЕГЭ по русскому) Мы часто бываем равнодушными к окружающим нас людям и к их проблемам. Задумывались ли вы когда-нибудь о проблеме малодушия? Допустимо ли оправдывать свое невнимательное отношение? Так и писатель Даниил Александрович Гранин задумывается над этой проблемой. В произведении автор раскрывает проблему на примере повествования случая из собственной жизни, который произошел через несколько лет после окончания войны. […]...
- Проблема перенаселения Земли. Грозит ли планете перенаселение? Я считаю, что проблема перенаселения Земли довольно актуальна в наши дни, потому что нужно задумывать над ее решением уже сейчас, поскольку, если соотнести данные населения планеты, то будет видно, что оно буквально увеличивается в геометрической прогрессии, вместе с этим идет активная урбанизация, из-за чего страдает сельское хозяйство, продуктов питания все меньше. Перенаселение вообще по своему […]...
- Проблема уникальности каждого человека Индивидуальность человека, его уникальность и непохожесть на других людей – вот проблема, над которой рассуждает автор. Этому психологическому вопросу уделяли и уделяют внимание философы и психологи, писатели и педагоги. Самой яркой книгой, помогающей человеку познать собственное “я”, считается произведение Дейла Карнеги “Как завоевать друзей”. Она очень популярна и в наши дни, так как многим людям […]...
- Выбор пути как жизненная проблема С юных лет человек задумывается о будущей профессии, которой посвятит жизнь. Выбор не всегда прост, ведь после школы открываются огромные возможности. Но хочется сразу найти истинное призвание, которое принесет удовлетворение. Только любимое дело способствует реализации творческого потенциала. В основе выбора лежит склонность к определенной профессии и нравственные ценности, заложенные с детства. Важно, чтобы будущий специалист […]...
- Проблема отцов и детей Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что они его ослушались… Этот отрывок из Библии как нельзя лучше свидетельствует о том, что проблема “отцов и детей” будет актуальна всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас индивидуальность и каждый имеет свою […]...
- Проблема недопонимания по тексту Львова (“Нередко в близком человеке…”) (ЕГЭ по русскому) Все чаще и чаще между близкими людьми случаются ссоры из-за несоответствия вкусов и предпочтений. Именно поэтому С. Л. Львов поднимает проблему недопонимания. Автор рассказывает о молодой семье, в которой муж перестал интересоваться увлечениями жены и вскоре обнаружил у нее любовь к серьезной музыке. Но не оценил этого. Муж всячески презирал ее увлечение, отказался пойти с […]...
- Проблема качеств личности настоящего гражданина по тексту Д. А. Гранина Дмитрий Сергеевич Лихачев жил, работал ежедневно… (ЕГЭ по русскому) В тексте Д. А. Гранина, знаменитого писателя и общественного деятеля, описана проблема качеств личности настоящего гражданина, которая актуальна в современном мире. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве, знаменитом общественном деятеле. Мужчина всегда был на стороне разума, добра и справедливости. Он никогда не изменял своим принципам и всегда делал то, что считал […]...
- Проблема мировоззрения. По тексту М. Горького B дни зимних вьюг, когда вся земля, все на земле – дома (ЕГЭ по русскому) Писатель Максим Горький размышляет в своем произведении о полярности взглядов на мир. От первого лица автор описывает человека с мировоззрением, отличным от точки зрения “толпы”. Показателен эпизод восприятия Капендюхиным слов рассказчика о том, что будь он богат, непременно купил бы книги. Задавший вопрос казак раздосадовано отвернулся от. Народ всегда мечтает о переменах к лучшему, но […]...
- Проблема нравственной брезгливости Текст по Искандеру написан на тему нравственной брезгливости. Сохраняется актуальность этой проблемы и сегодня. Вначале, автор выражает свое по мнение относительно продолжающегося процесса развития физической брезгливости вместе с цивилизацией. Затем читатель знакомится с авторской точкой зрения касательно того, что развитие нравственной брезгливости происходит параллельно с развитием культуры и религии. В качестве примера им приводится образ […]...
- Черта характера. Проблема ханжества в современном обществе Проблема ханжества в современном обществе – вот вопрос, над которым размышляет И. К. Серков. Писатель считает, что человек-ханжа как в средние века, так и в современном обществе под красивыми, благими словами, пытается скрыть свой характер и свои дела. И. К. Серков уверен, что ханжество – человеческий порок, отличающийся недоверием к окружающим, подозрительностью, стремлением манипулировать другими […]...
- Проблема определения понятия мудрость. По тексту Б. М. Бим-Бада Высшее, чего может достичь человек, – это мудрость. (ЕГЭ по русскому) Тема размышлений Бориса Бим-Бада – кандидата педагогических наук посвящена проблеме, связанной с определением понятия мудрость. Автор также выступает в качестве старшего научного сотрудника научно-исследовательского института, занимающегося исследование проблем общей педагогики. По словам научного деятеля, мудрость должна нами расцениваться, как предельная высота того, чего способен достичь человек. Мудрость испытывает потребность в знаниях, однако не сводится исключительно […]...
- Игорь Шайтанов: “Проблема подготовки учителя – главная проблема” – Игорь Олегович, постоянные читатели “Литературы” знают Вас не только как литературоведа, но и как автора школьных учебников по зарубежной литературе. Сегодня, в обстоятельствах сиротского положения литературы в школе, эти учебники выглядят как некое ретро, прекрасное, но почти не имеющее применения. Это так или я слишком пессимистичен? – Я надеюсь, что через вашу газету эти […]...
- Проблема отцов и детей Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что они его ослушались… Этот Проблема отцов и детей Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что они его ослушались… Этот отрывок из Библии как нельзя лучше свидетельствует о том, что проблема “отцов и детей” будет актуальна всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас индивидуальность […]...
- Проблема человеческих отношений. По тексту В. Солоухина Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока еще не попали. (ЕГЭ по русскому) Множественное число произведений посвящено Великой Отечественной войне. В них звучат из уст участников сражений воспоминания и рассказы о подвигах героев, и историях, взятых из военного детства. Писатель Виктор Солоухин был студентом, когда шла война. Жил парень в общежитии, и отлично знал, как это – переживать холодные и голодные времена. Его воспоминания посвящены тяготам военного времени […]...
- Проблема чтения книг Моя мама рассказывала мне о том, как много она читала в детстве. Могла прочитать большой роман и рассказать его содержание своим друзьям. Во времена ее детства страна была самой читаемой в мире. Все люди очень любили читать. Читая книги, они жили более насыщенной жизнью. В. Лакщин ставит перед нами проблему чтения в современном обществе. Соотнося […]...
- Проблема влияния литературы на человека. По тексту Ф. Искандера В тринадцать лет я впервые прочел “Анну Каренину” (ЕГЭ по русскому) Русский писатель Фазиль Искандер в своем произведении рассуждает о благотворном влиянии литературы на человека. Автор вспоминает свое состояние после прочтения случайно найденной “Анны Карениной” Льва Толстого. Он три дня ходил словно пьяный, настолько книга потрясла его. Ни прежде, ни позже он не испытывал подобного чувства. Искандер уверен, что литературные произведения должны оказывать положительное влияние на […]...
- Проблема: Роль матери в жизни человека. По тексту И. Ф. Гончарова Начнем с очевидного. Слово “мама” – особое слово. (ЕГЭ по русскому) Российским публицистом Иваном Федоровичем Гончаровым, который выступал еще и в качестве педагога, в тексте была затронута проблема значения материнской опеки в жизни человека. Бесспорно, эта тема актуальна, так как каждый здравомыслящий человек мать рассматривает в роли самого близкого и дорогого человека. Повествуя о матерях, И. Гончаров отзывается о них достаточно тепло. Текст, созданный им, содержит […]...
- Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” “В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”, – так писал А. С. Грибоедов о своей пьесе. С этой авторской точкой зрения вполне можно согласиться, а центральный вопрос, поставленный в […]...
- Проблема утраты милосердия, сострадания к окружающим по тексту Лаптева Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач (ЕГЭ по русскому) По праву профессия врача считается достаточно ответственной, так как целиком и полностью человек доверяет собственное здоровье и жизнь доктору. Однако какими качествами обязан обладать настоящий профессиональный врач: холодным сердцем или душевной человеческой добротой? Данной проблемы коснулся в своих рассуждениях Е. А. Лаптев. Чтобы акцентировать внимание на этой теме, автор решил ознакомить нас с историей, посвященной […]...
- Семейная проблема. Взаимоотношения отцов и детей Какими должны быть взаимоотношения отцов и детей – вот проблема, над которой рассуждает автор. В. Захаров, анализируя взаимоотношения И. С. Тургенева и его матери, делает вывод, что связь родителей и их детей разрушается на почве разницы во взглядах на мир, юношеского максимализма детей и старческого нетерпения отцов. Автор считает, что отцы и дети – близкие […]...
- Проблемы людей. Проблема формирования у человека привычки к труду Почему человек должен стремиться формировать у себя привычку к труду, – вот вопрос, над которым размышляет М. Шагинян. Автор задумывается о том, что у современной молодежи легкое и пустое отношение к времени. Если бы оно заполнялось практикой, повторением, изучением, приобретением трудовых навыков, то способности и умения молодых людей за это время окрепли бы, вошли в […]...
- Сочинение на тему: “Проблема воспитания и обучения” Проблема воспитания и обучения является важной проблемой всех времен и народов. Ведь именно воспитание является фундаментом в жизни каждого человека. Именно от того, как будет воспитан человек, какая атмосфера будет царить в его семье, будет зависеть его будущее, его характер и его жизненные цели. Обучение, также несомненно важно в жизни каждого человека, ведь без образования […]...
- Проблема оккультных наук. По тексту А. Сухотина Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой (ЕГЭ по русскому) В современном мире таится много таких явлений, которые с научной точки зрения не объяснимы. С увеличением силы запрета на наблюдение за явлениями, обладающими паранормальным характером, увеличивается прямо пропорционально и интерес к ним. Когда же все-таки разгадка станет близка, то все, что находилось в категории невозможного и непознанного, станет объяснимо. Однако здесь ключевым моментом является соблюдение […]...