Проблема отцов и детей Тургенев
Размышления о социальной грани взаимоотношений между поколениями (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”).
Жизнь так устроена, что на смену уходящим поколениям приходят новые – люди более энергичные, с широким взглядом на мир, с непредвзятыми суждениями о природе явлений.
Старшие передают младшим свой опыт, учат жизненным правилам, и их опыт поучителен и полезен для сыновей и внуков. “Дети” могут соглашаться или не соглашаться с “отцами” по ряду вопросов, но более всего их разводит социальная рознь, сословная разъединенность.
В
Шестидесятые годы XIX в. для России являются переломными. Отмена крепостного права, становление финансовопромышленного капитала, революционные настроения в демократических массах – все взрастило разночинцев, межсословную категорию населения. Это выходцы из духовенства, мелких чиновников, купечества, мещанства, реже – из крестьянской среды. Сфера приложения сил этих людей была преимущественно умственная.
Люди
Наиболее ярко черты разночинца-шестидесятника показаны в образе Евгения Базарова. Он, человек труда, попадает в чуждую для него обстановку жизни дворянских семейств, праздную и размеренную. В своих имениях, вдали от обеих столиц, русское дворянство наслаждается радостями бытия и благами, данными от рождения.
Принадлежность к первому сословию в России, богатство, образованность, отсутствие необходимости тяжким трудом добывать хлеб насущный делают дворян Кирсановых неуязвимыми для житейских бурь и треволнений.
Итак, на первых страницах романа появляется главный герой, приехавший из Петербурга разночинец Базаров, друг молодого Аркадия Кирсанова, будущий уездный лекарь (сейчас он – “по медицинскому факультету”). Базаров наследует также маленькое имение с двадцатью двумя крепостными, где он “барин” скорее по названию, чем по сути. Точнее сказать, барство как образ жизни и представление о самом себе как о “барине” вовсе не свойственны бедному разночинцу с его “народным духом”.
И вот он предстает перед богатыми, изнеженными барами Кирсановыми. Мягкий, с либеральными взглядами, любящий искусство, примерный семьянин и приветливый хозяин, Николай Петрович, отец Аркадия, встречает своенравного гостя очень радушно и относится к нему более чем терпимо.
А старший брат его, Павел Петрович, аристократ с “принсипами”, но без какого бы то ни было реального дела, сразу возненавидел “волосатого” молодого человека с красными руками, не обученного приличным манерам.
Друг против друга их настраивает прежде всего сословная вражда и презрительное отношение к чувствам противника. Предки Павла Петровича – дворяне в нескольких предшествующих поколениях, а у Базарова один “дед землю пахал”, второй – “дьячок”, низший духовный чин. Один горд своей высокородностью, второй – тем, что его предки нравственно чисты и уважаемы, потому что они – люди труда.
Но их достоинства превращаются в недостатки в глазах противной стороны.
“Самоломанный” Базаров считает, что “Всякий человек сам себя воспитать должен”. И то, что Павел Петрович в свои сорок с небольшим лет “ни на что не стал способен” – непростительный порок, который нельзя оправдать ни жизненными трагедиями (у Павла Петровича – разбитая любовь), ни суровым временем, в условиях которого формировался характер молодого дворянина (это сороковые годы – эпоха “безвременья”). А для Базарова смысл жизни – в труде, который ему по сердцу.
С его волей, одаренностью, со страстной преданностью делу быть бы ему талантливым врачом или ученым- исследователем в области медицины. Но у него глобальные планы, связанные с переустройством России, и первый этап на этом пути – “сломать” то, что тормозит ее развитие. Так что ему по плечу роль и политика, общественного деятеля, и крупного ученого.
Смысл нигилизма Базарова имеет не созидающий, а разрушительный характер: задача “полного и беспощадного отрицания” того требует для России. Нужно “место расчистить” в консервативном, изжившем себя русском миропорядке, и это насущный вопрос времени.
“…И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером”, – так писал о своем герое И.С. Тургенев. За отрицание прекрасного, пренебрежительное отношение к духовным ценностям: музыке, природе, поэзии, святости веры – Базаров дорого расплатится, жизнь строго накажет бунтаря и мятежника. Он уйдет со сцены в расцвете лет и творческих сил.
Ведь даже люди для физиолога-материалиста подобны деревьям в лесу: все одинаковые, и страдают они лишь из-за несовершенства общества. И отдельный человек с миром его чувств мало что значит для будущего уездного лекаря.
Критик Писарев так определил причины конфликта Базарова с миром, с современной ему социальной средой: “От сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет юношескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности: за работой мечтать нельзя…” В этих словах – и осуждение, и оправдание главного героя.
И только перед смертью Базаров говорит о неповторимости тех ценностей, которые особенно близки ему в последний роковой час. Это любовь к женщине и дорогим для него родителям, несостоявшийся замысел “обломать дел много” и даже красота поэтического слова, раньше ему непонятная: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.
Вывод: в социальном конфликте между поколениями побеждают “отцы”, дворяне-либералы. Надолго ли? История покажет: конфронтация в обществе неизбежна.