ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ В. БЫКОВА “СОТНИКОВ”
“Война есть противное человеческому ес-
теству состояние”, – писал Лев Толстой, и
мы вынуждены согласиться с этим утверж-
дением, ведь война приносит страх, кровь,
слезы. Война также является и испытанием
для человека.
Проблема нравственного выбора героя на
войне характерна для всего творчества
В. Быкова. Эта проблема ставится практи-
чески во всех его повестях: “Альпийская
баллада”, “Обелиск”, “Сотников” и других.
В повести Быкова “Сотников” подчеркнуто
заострена тема подлинного
ма, которая составляет суть сюжетной кол-
лизии произведения.
В повести сталкиваются не представите-
ли двух разных миров, а люди одной стра-
ны. Герои повести – Сотников и Рыбак –
в обычных условиях, возможно, и не прояви-
ли бы свою истинную натуру. Но во время
войны Сотников с честью проходит через
тяжелые испытания и принимает смерть,
не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак
перед лицом смерти меняет свои убеждения,
предает Родину, спасая свою жизнь, которая
после предательства теряет всякую цену. Он
фактически становится врагом. Он уходит
лучие ставится выше всего, где страх за свою
жизнь заставляет убивать и предавать. Пе-
ред лицом смерти человек остается таким,
каков он есть на самом деле. Здесь проверя-
ется глубина его убеждений, его гражданская
совесть.
Идя на задание, они по-разному реагиру-
ют на предстоящую опасность, и кажется,
что сильный и сообразительный Рыбак более
подготовлен к подвигу, чем хилый, больной
Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь
“ухитрялся найти какой-нибудь выход”, вну-
тренне готов к предательству, то Сотников до
последнего дыхания остается верным долгу
человека и гражданина. “Что ж, надо было
собрать в себе последние силы, чтобы с до-
стоинством встретить смерть… Иначе зачем
тогда жизнь? Слишком нелегко дается она
человеку, чтобы беззаботно относиться к ее
концу”.
В повести Быкова каждый занял в ряду
жертв свое место. Все, кроме Рыбака, про-
шли свой смертный путь до конца. Рыбак
стал на путь предательства только во имя
спасения собственной жизни. Жажду про-
должения жизни, страстное желание жить
почувствовал следователь-предатель и, поч-
ти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака:
“Сохраним жизнь. Будешь служить великой
Германии”. Рыбак еще не согласился идти в
полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак
не хотел умирать и кое-что выболтал следо-
вателю.
Сотников во время пытки терял сознание,
но не сказал ничего. Полицаи в повести изоб-
ражены тупыми и жестокими, следователь –
хитрым и жестоким.
Сотников примирился со смертью. Он хо-
тел бы умереть в бою, но это стало для него
невозможно. Единственное, что ему остава-
лось, определиться в отношении к людям, ока-
завшимся рядом. Перед казнью Сотников по-
требовал следователя и заявил: “Я – парти-
зан, остальные тут ни при чем”. Следователь
приказал привести Рыбака, и тот согласился
поступить в полицию. Рыбак старался убедить
себя, что он не предатель, что убежит.
В последние минуты жизни Сотников не-
ожиданно утратил свою уверенность в праве
требовать от других того же, чего он требует
от себя. Рыбак стал для него не сволочью,
а просто старшиной, который как гражданин
и человек не добрал чего-то. Сотников не ис-
кал сочувствия в толпе, окружавшей место
казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо дума-
ли, и разозлился только на выполнявшего
обязанности палача Рыбака. Рыбак извиня-
ется: “Прости, брат”. “Иди ты к черту!” –
следует ответ.
Что случилось с Рыбаком? Он не одолел
судьбы заплутавшегося на войне человека.
Он искренне хотел повеситься. Но обстоя-
тельства помешали, и остался шанс выжить.
Но как выжить? Начальник полиции полагал,
что “подобрал еще одного предателя”. Вряд
ли начальник полиции понимал, что творит-
ся в душе этого человека, запутавшегося,
но потрясенного примером Сотникова, кото-
рый был кристально честным, выполнившим
долг человека и гражданина до конца. На-
чальник увидел будущее Рыбака в служении
оккупантам. Но писатель оставил ему воз-
можность иного пути: продолжение борьбы
с врагом, возможное признание в своем паде-
нии товарищам и, в конечном итоге, искупле-
ние вины.
Произведение проникнуто раздумьями
о жизни и смерти, о человеческом долге и гу-
манизме, которые несовместимы – с любым
проявлением эгоизма. Углубленный психоло-
гический анализ каждого поступка и жеста
героев, мимолетной мысли или реплики –
одна из самых сильных сторон повести “Сот-
ников”.
Папа Римский вручил писателю В. Быко-
ву за повесть “Сотников” специальный приз
католической церкви. Этот факт говорит о
том, какое общечеловеческое, нравственное
начало усматривается в этом произведении.
Огромная нравственная сила Сотникова со-
стоит в том, что он сумел принять страдания
за свой народ, сумел сохранить веру, не под-
даться той низменной мысли, которой под-
дался Рыбак. “Все равно сейчас смерть не
имеет смысла, она ничего не изменит”. Это
не так – страдания за народ, за веру всегда
имеют смысл для человечества. Подвиг все-
ляет нравственную силу в других людей, со-
храняет в них веру.