Проблема нравственного выбора человека в романе “Тихий Дон”
Роман Михаила Шолохова “Тихий Дон” создавался на протяжении многих лет, первые главы романа были написаны в 1925 году, а последние его страницы были опубликованы в журнале “Новый мир” в 1940 году. Свой замысел романа Шолохов определял так: “Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который знал…”
Роман “Тихий Дон” повествует о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и моральные потрясения. Рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая
“Тихий Дон”- это эпическое повествование об исторических судьбах донского казачества, о его путях к революции, о сложной ожесточенной классовой борьбе в революционную эпоху. На широком эпическом фоне движения народных масс к революции Шолохов с большой художественной силой показал запутанный, противоречивый путь, трагическую судьбу Григория Мелехова. Именно на долю Григория выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплощением основных черт мощного народного духа.
Судьба Григория
Воспитанный в лучших традициях, Григорий смолоду берег казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. “Война стала для Григория испытанием всех его жизненных сил. Крепко берег казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые годы войны”. Главному герою “Тихого Дона” присущи смелость, мужество. Вместе с тем он выступает против жестокости и ненависти, которые видит на войне.
Григорий спасает от смерти своего кровного врага Степана Астахова, освобождает из тюрьмы женщин и детей, запрещает уничтожать и раздевать пленных красноармейцев, выступает против отвратительного грабежа, сурово осуждая за мародерство своего отца. Его симпатии всегда на стороне тех, кто не теряет мужества и достоинства в самые трудные минуты жизни. Осуждая слабодушие и трусость, сам Григорий и на фронте империалистической войны, и в отряде Подтелкова, и командуя дивизией в белогвардейской армии, держал себя мужественно и стойко.
Григорий Мелехов – цельная личность, словно вырубленная из одного куска, он не умеет приспосабливаться, скрывать свои чувства, жить “двойной” жизнью. И это тоже было причиной глубоких душевных потрясений на войне. Честно выполняя свой казачий долг, он не прятался за спинами товарищей. Четыре Георгиевских креста и четыре медали – вот ценное свидетельство заслуг Мелехова на войне.
Мучительные поиски истины приводят Григория то в белогвардейские ряды, то в Красную Армию. Сражаясь в рядах белогвардейцев, он не может не видеть презрительного отношения к казакам, их жестокость; не разделяет он и желание белых офицеров привлечь англичан и французов для борьбы с Красной Армией. С гневом говорит он об интервентах, “Я бы им на нашу землю и ногой ступить не дозволил”.
Всякий раз, вступая на путь борьбы против народа, Григорий испытывает тяжелые мучения, что заставляет тянуться к новому, испытывать “острое чувство огромного ненасытного любопытства к красноармейцам, к этим русским солдатам, с которыми ему для чего-то нужно было сражаться”.
Командуя дивизией повстанцев, Григорий хочет примириться. с красными, но не знает, как это сделать. С самого начала восстания он понимает его обреченность, потому что оно “против народа” Григорий ощущает, что от “старого” “холодом прет”, но свое, казачье берет верх “над большой человеческой правдой”, и он снова возвращается в стан белых. Григорий чувствует, что и у красных, и у белых есть своя правда, потому и мечется между двух огней, пытаясь понять, на чьей стороне истина. Но ни тем, ни другим Мелехов с его обостренным чувством справедливости не нужен.
Не приживается он среди белых офицеров, презирающих новоявленного командира дивизии, да и красные тоже боятся и ненавидят Григория, не разбираясь, почему и как он стал белым офицером.
Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. Казаки никогда ни перед кем не ломали шапок, жили обособленно, изолированно от остального мира, ощущая некоторую свою исключительность, особенность и стремясь ее сохранить, И белые, и красные для большинства казаков “иногородние”, принесшие на донскую землю разлад и войну. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене, к детям, пахать землю, вести свое хозяйство.
Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвал казаков с родных мест и бросил их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Мучительно и долго колеблясь между лагерями, Григорий начинает искать несуществующий “третий путь” в революции. “И от того, что стал он на грани в борьбе двух начал, – пишет Шолохов, – отрицал оба их, родилось глухое, неумолчное раздражение”.
Находится Григорий на распутье и в личной жизни. К жене Наталье его тянет хозяйская душа, семейный покой, любовь к детям, Аксинья привлекает силой своего протеста, вольнолюбием, страстностью цельной натуры. Но в отличие от нее, Григорий пассивен в выборе пути. Когда Аксинья советует ему порвать с хутором, уйти на работу в шахты, Григорий смеется в ответ.
Он боится оторваться от своего хозяйства, лишиться собственности, земли, привилегий казака; “Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на этот год. Не годится дело…
От земли я никуда не тронусь”.
Покорясь воле отца, он даже готов подавить в себе любовь к Аксинье, “покончив эту историю с ней”. На первых порах Григория больше всего волнует его собственная судьба в связи с решением отца женить его на дочери кулака Коршунова. Колебание его объясняется стремлением примирить любовь к Аксинье с семейными традициями, собственническими законами.
Вяло в этой женитьбе и легкомыслием молодости, не осознавшей цены первой большой любви. Так возник компромисс, который принес несчастье не только ему, Аксинье. Наталье, но и другим людям. Компромисс привел Григория к внутреннему разладу.
Он понял, “что не вконец порвано с Аксиньей, осталось что-то, как заноза в сердце…”. Многое пришлось пережить Григорию, прежде чем он понял, что любовь к Аксинье самое важное в его жизни. Глубокой трагедией оборачивается для него смерть любимой женщины.
Все было кончено для него.
Проследив весь трагический жизненный путь Григория, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только вскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный портрет мы находим на страницах “Тихого Дона”, можно многое понять в трагической судьбе казачества, да и русского народа в целом.