Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека”

Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека.
Рассказ М А. Шолохова “Судьба человека” был написан в 1956 году – в начале “оттепели”, сложного, переходного исторического периода. Он посвящен событиям Великой Отечественной войны и послевоенных лет и представляет собой повествование простого

человека, шофера Андрея Соколова о своей жизни. В этом бесхитростном рассказе – типичная история тысяч людей: в юности батрачил, воевал в гражданскую, работал на заводе, обзавелся семьей, построили домишко. Война перечеркнула все его мирное счастье: погибла семья, убили старшего сына-офицера.

Все э го было обычно для того времени, как обычно и то, что подобно тысячам других людей для Андрея Соколова в этой ситуации был единственно возможный нравственный выбор: мужественно защищать свою Родину. “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала”, – говорит

он своему собеседнику. Когда надо подвезти снаряды артиллеристам и командир спрашивает Соколова, проскочит ли он, для Андрея не может быть даже сомнений в этом: “Я должен проскочить, и баста!” Он не привык думать о себе, он прежде всего думает о погибающих товарищах. Но контузия и плен ставят его в совершенно новые, непривычные для него условия. Он готов к смерти, и для него важнее не уронить своего достоинства, остаться человеком, верным нравственному закону собственной совести.

Ему нелегко принять решение убить предателя, готового выдать своего командира. Но жить по принципу “своя рубашка к телу ближе” он не может, и для спасение худенького парнишки-командира Соколов своими руками задушил предателя. Он переживает это событие: “Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой?

Он же хуже чужого, предатель”. Ситуация нравственного выбора разрешается героем по законам социалистического реализма: гибелью предателя предотвратить гибель многих честных людей.
Главный нравственный выбор героя в условиях плена был тот же: не пойти на сговор с врагами, не предать своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынести пытки и унижения. Кто-то менее стойкий духом донес на Андрея за неосторожно сказанную фразу, и вызванный к коменданту лагеря Соколов готовится бесстрашно принять смерть, “чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…”. Отказываясь пить “за победу немецкого оружия”, Андрей Соколов соглашается выпить “за свою погибель и избавление от мук”, гордо отказываясь от закуски.

Ему важно было показать, “что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались”. И его достоинство оценил даже враг, отпустивший Соколова с миром в барак и подарив ему хлеба и сала. Поделить “харчи” на всех – это тоже нравственный выбор героя, остающегося верным своим понятиям о чести, справедливости, коллективизме.
Андрею Соколову еще многое придется вынести: побег из плена, известие о гибели семьи, смерть сына – “аккурат девятого мая, утром, в День Победы”. Такие удары судьбы могут сломить любого человека, не менее стойкого, чем Андрей Соколов. Демобилизовавшись, он работает шофером, выпивая после рейса “сто грамм с устатка”.

Но не спивается, не жалуется на свою судьбу – герой находит в себе силы подобрать мальчика-сироту и усыновить его. Это тоже нравственный выбор Андрея Соколова – найти в себе душевную щедрость и взять на себя ответственность за маленького человечка, обездоленного войной. И автор верит, что, человек твердой воли, с добрым и мужественным сердцем, Андрей Соколов сумеет вырастить человека с такими же нравственными критериями, как и у него, человека, “который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека”