В трагедии поднимаются глубочайшие философские и политические проблемы. Наравне с ними Пушкин рассматривает проблемы нравственности и совести. Большое внимание
А. С. Пушкин уделяет проблеме народа и власти, в своем произведении он показывает
идеал русского народа, идеал правды и совести.
Сразу в экспозиции перед нами встает толпа народа (сцена у Новодевичьего монастыря), плачущая и кричащая. Но многие из них даже не знают, что там происходит, зачем они сюда пришли. Люди зовут Бориса на трон: «Будь наш отец, наш царь! — но эти слова им продиктовали бояре.
Хотя почти все знали, что Борис — цареубийца, его все равно призывали на царство.
В этой сцене Пушкин показывает народ равнодушным (ему все равно, кто взойдет на престол), слепым орудием в руках бояр: О чем там плачут? — А как нам знать! то ведают бояре, не нам чета.
Вот так не понимая, что сами делают, люди выбирают себе в цари убийцу. Им все равно, убийца — царь, он грешник, а не они.
Но когда умирает Борис, над ним свершается Божий Суд, он не закатывается на смерти главного виновного. В судьбе целой страны не может быть повинен только один человек. Народ тоже согрешил и согрешил сильно, выбрав убийцу на трон.
Божий Суд продолжается — теперь страдает народ.
Приходит новый правитель, и люда снова слепо верят ему и идут за ним. Действие близится к развязке, в финальной сцене, как и в экспозиции, снова главную роль играет народ.
Люди снова по велению бояр готовы избрать себе нового царя. Но на их глазах совершается убийство невинного царевича. И если преступление Бориса Годунова было известно всем по слуху, то тут они сами стали свидетелями нового убийства.
Совершилось новое преступление, народ снова обманут, правда попрана. Но народ уже не тот. Проснулись совесть и сознание.
Это сознание и говорит в роковом безмолвии. Этим
молчанием народ отвергает неправду, ложь. Бог наказал народ за грех, и теперь они осознали, что пошли по неправедному пути. Перед народом, как и перед Борисом, встает
выбор: идти против совести или выбрать правильный путь. Но в отличии от царя народ совершает верный выбор.
Народ осознал, что в начале пошел против совести и теперь раскаялся. Трагедия заключается в осознании народа, в его пробуждении. Совершать новый грех люди отказываются, выражается этот протест в роковом безмолвии.
- НАРОД И ВЛАСТЬ (трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов») Автор начинает свою трагедию с главной темы, он заявляет ее сразу. В экспозиции пе- ред нами. предстает толпа народа (сцена у Новодевичьего монастыря), плачущая и кри- чащая. Но многие из этой толпы даже не знают, что происходит, зачем они сюда при- шли. Люди зовут Бориса на трон: «Будь наш отец, наш царь!» Но эти слова ... Читать далее...
- Как изображен Борис как царь в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»? «Борис Годунов» знаменует новую стадию в обращении к исторической теме. От предшествующего времени этот этап отличается принципом исторической верности. Для создания трагедии Пушкин обращался к изучению исторических источников, по которым старался восстановить не столько истинное сцепление обстоятельств, сколько тот колорит эпохи, национальное своеобразие, «дух времени», который и придавал произведению характер исторической подлинности. Но само понимание ... Читать далее...
- Историческая тема в трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина Продолжая работу над начатым на юге романом «Евгений Онегин», Пушкин написал в Михайловском четыре главы (третью, четвертую, пятую и шестую), в которых дал реалистические картины помещичьей жизни и быта народа. Другим крупным реалистическим произведением, над которым Пушкин работал с конца 1824 по конец 1825 года, была трагедия «Борис Годунов». В этой трагедии Пушкин воскресил «минувший ... Читать далее...
- Народ в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» Трагедия «Борис Годунов» была написана Пушкиным в 1825 году. Пул псина всегда волновали причины крушений революционных и народно-освободительных движений (в Испании, Италии, Греции). Его внимание привлекали к себе такие исторические личности, как Степан Разин и Емельян Пугачев. В 1824 году Пушкина сильно заинтересовали события конца XVI — начала XVII вв., когда русским государством управлял Борис ... Читать далее...
- Русская история глазами А. С. Пушкина (по трагедии «Борис Годунов» ) Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения, но величайшим произведением поэта на эту тему является трагедия «Борис Годунов». В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном ... Читать далее...
- Переломные моменты прошлого России в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» Содержание трагедии — это, по словам Проспера Мериме, судьба человеческая, судьба народная. А. С. Пушкин мечтал о драматургии самых высоких, освободительных идей, острых конфликтов, больших страстей, крупных национальных характеров и яркой занимательности, основанной на жизненной правде. Свои раздумья, принявшие форму четких реалистических принципов, он впервые воплотил в трагедии «Борис Годунов». В этой пьесе поэт с ... Читать далее...
- РОЛЬ НАРОДА В ИСТОРИИ (трагедия А. С Пушкина «Борис Годунов») В 1824 году А. С. ПушкинА сильно заин- тересовали события конца XVI — начала XVII века, когда русским государством уп- равлял Борис Годунов, трон которого потом занял Лжедмитрий. Изучая данный матери- ал, Пушкин задумал написать произведение о власти и народе. Для того чтобы ярче пока- зать минувший век со всеми его особенностя- ми, Пушкин счел ... Читать далее...
- Сочинение по трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов» А. С. Пушкин — один из немногих известных литературных гениев, творчество которых отличается жанровым разнообразием. Вот и трагедия «Борис Годунов» не является исключением: яркая историко-политическая тематика выделяется на фоне преобладающей романтичности в литературном наследии таланта. «Борис Годунов» открывает перед нами картины двух трагедий: трагедий власти и народа. Главный герой кажется неплохим человеком в начале произведения. ... Читать далее...
- «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина История создания Трагедии «Борис Годунов» связана с событиями 1825 г. Пушкин писал ее около года и закончил в 1825 г. в Михайловском, а опубликовал в 1831 году. В «Борисе Годунове», законченном за месяц до восстания декабристов, Пушкин нашел историческое решение волновавшей его и декабристов проблемы — отношений царя и народа. Идеи декабристов, состоявшие в ограничении ... Читать далее...
- Тема преступной власти в трагедиях Шекспира «Макбет» и Пушкина «Борис Годунов» План-конспект урока в 9-м классе Эпиграфы к уроку Я смею все, что можно человеку, // Кто смеет больше, тот не человек (Шекспир. «Макбет»); …Я в кровь // Так далеко зашел, что повернуть // Уже не легче, чем продолжить путь (Шекспир. «Макбет»); И не уйдешь ты от суда мирского, // Как не уйдешь от Божьего суда ... Читать далее...
- Народ и его роль в трагедии «Борис Годунов» Александра Пушкина Александр Сергеевич Пушкин зачастую использовал в своем творчестве самые острые и драматичные страницы в русской истории. В трагедии «Борис Годунов» он воссоздал «минувший век во всей его истине». Поэт удачно достиг невиданных кульминаций в искусстве драмы… Персонажи этой трагедии исторически достоверны, действуют и рассуждают в соответствии со своей эпохой и нравами. Борис Годунов описан Пушкиным ... Читать далее...
- Краткое содержание трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» В Кремлевских палатах встречаются князья Шуйский и Воротынский. Они ведут разговор о Борисе Годунове. Годунов уже месяц, как затворился в монастыре с сестрою, и никто не может склонить его к согласию на царствование. Воротынский опасается: что будет, если Борис откажется от царства? Шуйский говорит, что в таком случае кровь царевича Дмитрия лилась понапрасну. Воротынский сомневается: ... Читать далее...
- Основной конфликт в трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов» Сам Пушкин вложил в уста народа — одного из главных действующих лиц драмы»Борис Годунов» слова, которые определяют суть конфликта этого литературного произведения: О страшное, невиданное горе! Прогневали мы бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. Пушкин задумал «Бориса Годунова» как историко-политическую трагедию. Драма «Борис Годунов» противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к ... Читать далее...
- Краткое содержание трагедии Пушкина «Борис Годунов» 20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий: Народ еще ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» В прочитанной вами сцене «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» изображен летописец-монах Пимен. Охарактеризуйте его как человека и летописца. Как относится он к историческим событиям, которые описывает, и обязанностям летописца? Приведите примеры из текста. Пушкин писал, что в характере летописца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с ... Читать далее...
- Центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» Центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина » Борис Годунов «, монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории…» Н. М. Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI в. (Например, рассказ П. о ... Читать далее...
- Народ и власть (по трагедии «Борис Годунов») Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии «Борис Годунов» поэт воскресил «минувший век во всей его истине». Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим ... Читать далее...
- Юродивый персонаж трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» Юродивый — центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина » Борис Годунов » (1825). Юродивыми на Руси называли блаженных, отказавшихся «Христа ради» от земных благ и ставших «печальниками» народными. Юродивые вели нищенский образ жизни, ходили в рубищах и обычно носили вериги. В период с XIV по XVI в. юродивые пользовались особым почитанием: многие из них были ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Властители перед судом истории по трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» Драматичные и острые события затронуты Александром Сергеевичем ПушкинЫм в трагедии «Борис Годунов». В историко-политической трагедии основной темой произведения является тема влияния народа на власть, а также влияние власти на судьбу народа. В течение всего произведения перед нами стоят важные вопросы, на которые сам автор не отвечает, он лишь приводит нас к ответам. В трагедии повествуется ... Читать далее...
- Анализ трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина, план Жанр произведения — трагедия. Завязка — ожидание того, что Борис Годунов примет царский венец. Кульминаций несколько. Развязка — гибель царской семьи во главе с царем Борисом. Народ безмолвствует. В центре произведения — сильная личность, вступившая в конфликт с окружающим миром. Проблема осложняется легендой о причастности царя Бориса к убийству законного царевича Дмитрия. Нечиста совесть Годунова ... Читать далее...
- «Борис Годунов» краткое содержание по главам трагедии Пушкина 20 февраля 1598 г. князья Шуйский и Воротынский беседуют В кремлевских палатах о последних событиях в Москве. После смерти сына Ивана Грозного Феодора Московским царством фактически правит Борис Годунов, брат монахини-царицы, жены Феодора. Бояре подозревают его в убийстве малолетнего царевича Димитрия в Угличе. Патриарх, бояре и весь народ уговаривают Бориса «принять царство», но он отказывается, ... Читать далее...
- Творческая история трагедии Пушкина «Борис Годунов» В стремлении приблизить языковой строй трагедии к строю бытовой, разговорной речи Пушкин решает заменить традиционный для трагедий классицизма шестистопный рифмованный стих пятистопным «белым», то есть нерифмованным, стихом. Об этом он сообщает в не дошедшем до нас письме другу своему Н. Н. Раевскому. В ответе Пушкину последний пишет: «Признаюсь, я не совсем понимаю, почему вы хотите ... Читать далее...
- ТРАГЕДИЯ А. С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»; (1825) Время действия — конец 16 — начало 17 века («Смутное время»). Тема трагедии — человек и народ ( так ее определил Пушкин). Царь Борис — противоречивая личность (самодержец, волевой государственный деятель, обладающий, однако, пороками). Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Народ — главное действующее лицо в трагедии. Народ представляет собой великую ... Читать далее...
- Основная тема трагедии «Борис Годунов» Основная тема трагедии — царь и народ — определила то важное место, которое отвел Пушкин в своей пьесе Борису Годунову. Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества. Борис наделен многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ ... Читать далее...
- Образ Пимена в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу… « (Слова Пимена из «Бориса Годунова) Образ Пимена в произведении А. С. ПушкинА «Борис Годунов» В 1925 году великим поэтом — А. С ПушкинЫм была создана трагедия «Борис Годунов». Спустя год ПушкинУ довелось читать это произведение своим друзьям в столице. И всех, без исключения, ошеломил образ Пимена, ... Читать далее...
- «Судьба человеческая, судьба народная» в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» Эпоха Смутного времени (конец XVI — начало XVII вв.) привлекала внимание русских драматургов как исключительно драматический, переломный этап отечественной истории. Характеры ее основных действующих лиц — Годунова, Лжедмитрия, Шуйского — были исполнены подлинного драматизма, острых противоречий. Наиболее яркое отражение в русской драме первой трети XIX века эта тема нашла, как известно, в трагедии Пушкина «Борис ... Читать далее...
- Историческая концепция трагедии «Борис Годунов» В литературе о «Борисе Годунове» не раз высказывались соображения о том, что параллельно с «Историей Государства Российского» Карамзина и русскими летописями — основными историческими источниками пушкинской трагедии — Пушкин в какой-то мере опирался и на «Анналы» Тацита. Интерес Пушкина к Тациту и пушкинские замечания на «Анналы» по времени совпадают с работой над трагедией. Об отношении ... Читать далее...
- Тема народа в драме «Борис Годунов» Тема народа проходит через все пьесу. О народе в пьесе не только говорят, но впервые в драматургии Пушкин вывел народ на сцену. Народ стал в центре трагедии «Борис Годунов», но в общем понятии «народ» пока слиты воедино и представление о крестьянстве и городская «чернь» всяких сословий. Но важно отметить, что все сословия в их противопоставлении ... Читать далее...
- Художественное отображение национального прошлого народа в поэме «Борис Годунов» Задачи изображения прошлого и настоящего русского народа в духе историзма и реалистически понятой народности, в духе реализма со всей остротой ставили перед Пушкиным проблему создания новых литературных форм. «Дух времени» требовал перемен не только на сцене драматической, но и во всей русской литературе. Ни классицизм с его рационалистичностью, ни романтические формы поэзии, проникнутые субъективизмом, не ... Читать далее...
- Трагедийность конфликтов и лаконизм формы («Маленькие трагедии», «Борис Годунов») «Маленькие трагедии» — условное название цикла, который составляют четыре драматических произведения: «Скупой рыцарь» (1830), «Моцарт и Сальери» (1830), «Каменный гость» (1830), «Пир во время чумы» (1830). В «Скупом рыцаре» исторически верно показана эпоха позднего средневековья, типические стороны жизни, быта и нравов феодального рыцарства периода его упадка и уменьшения власти сюзеренов. В создании характеров Пушкин стремился ... Читать далее...
- Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: характеры; особенности историзма; драматургическое новаторство Идейный и литературный замысел и идейное содержание трагедии «Борис Годунов» определили ее художественные особенности: композицию, реализм образов, историзм в воспроизведении эпохи, разнообразие языка. Отличительной чертой композиции «Бориса Годунова» является решительный разрыв с правилами классицизма. Пушкин смело нарушает три единства, типичные для трагедии классицистов; время действия охватывает период в восемь с лишним лет, место действия — ... Читать далее...
- Экзаменационное сочинение по поэме Пушкина «Борис Годунов» Южная ссылка Пушкина проходила не только в Молдавии, но и в Одессе, куда он переехал в середине 1823 г. В Одессе, о которой у Пушкина остались самые живые воспоминания (они отразились н «Отрывках из путешествия Онегина «), поэт прожил год. Конфликт с генерал-губернатором Воронцовым, перехваченное полицией письмо, где Пушкин откровенно писал о своем атеизме, послужили ... Читать далее...
- Краткая характеристика произведения «Борис Годунов» Пушкина А. С «Борис Годунов» — драматическое произведение, но его также можно назвать «эпической поэмой в разговорной форме» (В. Г. Белинский). На первом плане — борьба сильных личностей, которые стремятся достичь своей цели — власти. Трагедия написана во время ссылки в Михайловском (декабрь 1824 — ноябрь 1825 г.), опубликована лишь через пять лет, а первая постановка состоялась только ... Читать далее...
- Память историческая и нравственно-этическая в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» 1. Историческая память и ее осмысление. 2. Память царедворца. 3. Память преступного правителя. 4. Память народа в понимании автора драмы. Сюжет драмы «Борис Годунов» А. С. Пушкин взял из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Этому выдающемуся российскому историку и писателю он и посвятил свое произведение. Таким способом Пушкин принес дань уважения не только личности ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести «Борис Годунов» Пушкина А. С Трагедия написана Пушкиным во время ссылки в Михайловском (1824-1825). Отданная Николаем I на отзыв Ф. Булгарину, трагедия удостоилась весьма нелестной рецензии, так как «монахи представлены в развратном виде», «царская власть представлена в ужасном виде». В печати «Борис Годунов» появился только через пять лет (1831), а поставлен на сцене лишь в 1870 году. Основной пафос трагедии ... Читать далее...
- Пересказ произведения «Борис Годунов» Пушкина А. С План пересказа 1. Царевич Дмитрий убит, Борис Годунов отказывается принять власть. 2. Народ умоляет Бориса стать царем, и он внимает этим мольбам. 3. Разговор Григория Отрепьева и отца Пимена. 4. Побег Григория из монастыря. 5. Выходит царский указ о поимке беглого монаха. 6. Московская знать узнает о появлении в Кракове царевича Дмитрия и подозревает, что ... Читать далее...
- Борис Годунов Пушкин Александр Сергеевич 1799-1837 Борис Годунов Произведение относится к жанру драмы, но его также можно назвать «эпической поэмой в разговорной форме» (В. Г. Белинский). На первом плане — борьба сильных личностей, которые стремятся достигнуть своей цели. В основном этой целью является власть. Материалы исторической хроники А. С. Пушкин почерпнул у H. М. Карамзина. Он талантливо ... Читать далее...
- Образ летописца в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» Одним из самых замечательных произведений, обращенных к истории России, является драма » Борис Годунов «, поражающая широтой охвата русской жизни XVII века. Величайшее достижение Пушкина-драматурга проявилось в создании неповторимых характеров действующих персонажей. Одним из самых ярких образов в произведении является образ летописца Пимена. Полное представление о нем не может сложиться без описания монастырской кельи — ... Читать далее...
- Григорий-Самозванец и Борис Годунов в одноименной поэме Пушкина Самозванец порожден Борисом, его преступлением, насильственным устранением законного наследника престола — отсюда и вписанность в трагедии его «круга» в «круг» Бориса. Еще значительнее, как уже выше отмечалось, то, что оба эти «круга» — двух антагонистов, оспаривающих друг у друга власть, — обрамлены народными сценами, включены в более обширный «круг», как бы погружены в океан жизни ... Читать далее...
- Народ в драме «Борис Годунов» А. С. Пушкин написал «Бориса Годунова» в 1825 году под свежим впечатлением X и XI томов «Истории Государства Российского» H. М. Карамзина. Ему и посвятил драму. По мнению историка С. Б. Веселовского, изображение летописцами царя Бориса тираном стало традиционной клеветой со времени царствования Михаила Роман (бессмертное произведение)ова. Уверенного ответа на вопрос о причастности Годунова к ... Читать далее...
Проблема народа и власти в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»