Проблема исторической памяти (ЕГЭ по русскому)
Пример литературных аргументов
1. В романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Понтий Пилат вошел в историю как трус. Прокуратор отправил на казнь совершенно неповинного человека, потому что он боялся потерять свою власть и лишиться должности.
Душа его погибает, и он обречен на страшные муки совести.
2. А. Т Твардовский в стихотворении “Я знаю никакой моей вины” говоря о потерях на войне, размышляет о своем долге перед теми, кто погиб. Войну и говорит, что она не щадит никого. Война не делает различий между молодыми и старыми. Указательное наречие “там” можно толковать по-разному: там под Москвой, под Сталинградом, под Воронежем.
Граница могил обширна. Перед погибшими автор ощущает стыд и боль.
3 А. Ахматова “Реквием” создает нерукотворный памятник.
- Проблема нравственной оценки факта войны (ЕГЭ по русскому) Пример литературных аргументов 1. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой дает собственную оценку войне. Вспомним эпизод после Бородинской битвы. Поле, где когда-то пасли скот и собирали урожай, было усеяно убитыми и ранеными солдатами. Земля была пропитана кровью. Измученные люди стали одновременно задумываться над тем. Нужна ли им война и стоит ли ее продолжать. […]...
- Проблема исторической памяти по тексту Васильева (ЕГЭ по русскому) Какую роль играет история в жизни человека? Этот вопрос ставит перед читателем Б. Васильев. Проблема исторической памяти является важной проблемой любого времени и не теряет актуальности и в современном мире. Ведь история всегда была, есть и будет неотъемлемым компонентом жизни, который позволяет нам познавать наше прошлое, нашу историю и культуру. Я думаю, каждый человек хотя […]...
- Проблема функции исторической памяти и национального самосознания: из литературы (Аргументы ЕГЭ) Историческая память – это все важные и ценные события нашего прошлого, когда что-то менялось, когда люди вставали и двигались вперед. Мне сложно представить человека, который вообще ничего не знает о своей родине, о ее героях. Настоящий патриот ценит каждый миг истории, понимает, что сам является ее частью. В литературе есть много примеров, связанных с исторической […]...
- Проблема исторической памяти в повести Быкова “Знак беды” Почти вся литературная деятельность Василия Быкова посвящена Великой Отечественной войне. Он сам прошел войну от начала до конца. Собственный опыт писателя превращается в беспощадную правду жизни. Повесть В. Быкова “Знак беды” вышла из печати в 1983 году. Сразу же она была отмечена наиболее дорогим вознаграждением – признанием читателей. Автор с такой убедительностью срисовал простых людей […]...
- Проблема исторической памяти народа в поэзии Н. Вороного Имя Николая Вороного навсегда вписано в историю современной литературы. Он своей плодотворной деятельностью расширил горизонты творчества и поэтических взлетов. К сожалению, тридцать лет произведения М. Вороного не выдавались. Выдающегося мастера поэтического слова отнесли к “мелкобуржуазной интеллигенции”. Был он неповторимым, постоянно разным; то холодным, как лед, то страстным, как пламя. А главное – он находился в […]...
- Проблема исторической памяти народа в поэме Николая Вороного “Евшан-зелье” Где же этого евшана взять, Того зелья-приворота, Который на определенный путь направит – Путь в край свой родной?! Н. Вороной. Родину не избирают, она, как мать, всегда одна. Это наша Отчизна наполняет душу песнями, напаивает евшан – зельем широкие степи и буйные леса, пленит целебным благоуханием родной земли. И все это живет в нас с […]...
- Проблема памяти о Великой Отечественной войне (ЕГЭ по русскому) Более 70 лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но до сих пор слово “война” болью отзывается в человеческих сердцах. Девятое мая – это священный праздник для всего народа нашей страны. Проблема памяти о Великой Отечественной войне звучит в тексте русского писателя Б. Васильева. Защита Брестской крепости стала одной из […]...
- Проблема памяти о войне. По тексту Б. Васильева В те времена домик – старенький, черный, скособоченный (ЕГЭ по русскому) Прошедший войну Борис Васильев значительную часть своего творчества посвятил памяти о ней. Писатель неоднократно обращался к нравственно-этической стороне поведения людей, которых принято величать потомками героев войны. Из рассказа Васильева мы узнаем о пожилой женщине, которая ни в какую не желала покидать свое ветхое жилище (“домишко ломать не дает и вообще всячески мешает прогрессу на данной […]...
- Проблема памяти о войне Чтобы быть Людьми с большой буквы, мы должны помнить о тех страшных днях священной войны! Не вспоминать изредка, украшая свою страницу в социальной сети георгиевской ленточкой, а помнить! Помнить всех тех, кто так и не вернулся с полей великой битвы, о слезах матерей, потерявших своих детей, помнить о тех, кто остался без близких людей, помнить […]...
- Проблема памяти Великой отечественной войне (Аргументы ЕГЭ) Великая отечественная война – это особенный этап в истории нашей страны. Он связан и с большой гордостью и с огромной печалью. Миллионы людей погибли в сражениях, чтоб мы могли жить. Прошло не так много времени с тех пор, как перестали греметь выстрелы, но мы уже стали забывать о подвигах. Кто-то может сказать, зачем помнить об […]...
- Проблема роли памяти в жизни человека и общества по тексту Д. С. Лихачева (“У России, как у большого дерева…”) (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, культуролога и искусствоведа, в котором описана проблема роли памяти в жизни человека и общества. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает своим читателям о роли памяти в жизни каждого человека, сравнивая ее с корнями и кроной большого дерева. Это опыт, полученный человечеством и передаваемый следующими поколениями. У памяти […]...
- Тема поиска “правды сущей” и исторической памяти в лирике А. Т. Твардовского Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что предательство своей памяти – настоящее преступление. Ныне живущие люди не в праве забывать тех, кто отдал жизни на полях сражения во имя других. Свою миссию поэт видит в том, чтобы рассказать живущим все, что он […]...
- Мотив исторической памяти в поэзии Поэзия Анны Ахматовой хорошо знакома широкому кругу русских читателей. Если рассуждать о мотивах исторической памяти в стихах Ахматовой, то надо вспомнить, что корни этой памяти находятся в тверской стороне. С этим краем породнил поэтессу ее муж – поэт Николай Гумилев. Впервые он привез ее в Слепнево в 1911 году, а потом она жила здесь каждый […]...
- Мотив исторической памяти в поэзии (по творчеству А. А. Ахматовой) Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. А. Ахматова Поэзия Анны Ахматовой хорошо знакома широкому кругу русских читателей. Если рассуждать о мотивах исторической памяти в стихах Ахматовой, то надо вспомнить, что корни этой памяти находятся в Тверской стороне. С этим краем породнил поэтессу […]...
- Сочинение на тему: “Уважение к прошлому, исторической памяти народа в повести “Прощание с Матерой” В. Распутина” Вечные вопросы человечества – им нет конца и нет на них ответа. Герои Валентина Распутина спрашивают, допытываются, томятся отнюдь не из праздности, не от скуки; сама жизнь, судьба и человеческая суть ставят перед ними эти вопросы. Они ищут не столько полного, сколько главного знания о человеке, его предназначении и участии, о его правах и пределах […]...
- Исторические песни – поэтические монументы исторической памяти С давних пор люди стремились сохранить память о значительных событиях общественной жизни. Одним из способов увековечивания этой памяти были исторические песни. По мнению ученых, “предком” русской исторической песни является былина. Неслучайно народные сказители не различали эти жанры, называя их одним и тем же словом “старина”. В ранних исторических песнях отчетливо прослеживается связь с былинами. Она, […]...
- Проблема человеческих отношений. По тексту В. Солоухина Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока еще не попали. (ЕГЭ по русскому) Множественное число произведений посвящено Великой Отечественной войне. В них звучат из уст участников сражений воспоминания и рассказы о подвигах героев, и историях, взятых из военного детства. Писатель Виктор Солоухин был студентом, когда шла война. Жил парень в общежитии, и отлично знал, как это – переживать холодные и голодные времена. Его воспоминания посвящены тяготам военного времени […]...
- Проблема проявления милосердия на войне (ЕГЭ по русскому) Есть ли милосердию место на войне? И можно ли на войне проявить милосердие к врагу? Над этими вопросами заставляет задуматься текст В. Н. Лялина. Здесь автор поднимает проблему проявления милосердия к врагу. В тексте автор повествует о Михаиле Ивановиче Богданове, который в 1943 году был отправлен на войну служить санитаром. В один из жесточайших боев […]...
- Проблема снижения интереса к чтению у людей (ЕГЭ по русскому) Режиссер и сценарист Н. И. Лебедев затрагивает нравственную проблему снижения интереса к чтению у людей. Автор говорит о том, что книга – крайне необходимая вещь для человека, без которой человеческий разум оскудеет, что приведет к духовному обнищанию. Актуальность проблемы, затронутой писателем, не вызывает сомнений. Лебедев раскрывает ее на истории кинорежиссера Ролана Быкова, который вспоминал о […]...
- Проблема памяти Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. А. С. Пушкин Память – вот главная проблема, которую ставит перед нами советский публицист и драматург Леонид Пантелеев. Этот вечный вопрос, несомненно, злободневен. Над ним размышляли во все эпохи многие умы человечества, как представители творческих, научных профессий, так и люди, занятые физическим трудом. Свое отношение к проблеме […]...
- Проблема подвига, героизма, самоотверженности, готовности пожертвовать собой по тексту В. М. Богомолова “Днем и ночью висели над Волгой…” (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания произведение Владимировича Богомолова, русского писателя, в котором описана проблема подвига, героизма, самоотверженности, готовности пожертвовать собой. В тексте автор рассказывает о подвиге людей, которые рискуя своей жизнью, отправлялись в опасное плаванье на старенькой “Ласточке”. Буксир подцепил баржу и медленно повез ее на другой берег Волги. И даже когда снаряд попал в нее, […]...
- И. П. Цыбулько Вариант №8 Проблема малодушия и страха, проблема оправдания невнимательного отношения к людям по тексту Гранина Из всей нашей компании после войны остались только мы с Веней (ЕГЭ по русскому) Мы часто бываем равнодушными к окружающим нас людям и к их проблемам. Задумывались ли вы когда-нибудь о проблеме малодушия? Допустимо ли оправдывать свое невнимательное отношение? Так и писатель Даниил Александрович Гранин задумывается над этой проблемой. В произведении автор раскрывает проблему на примере повествования случая из собственной жизни, который произошел через несколько лет после окончания войны. […]...
- Проблема уважительного отношения к памяти погибших на войне К сожалению, году берут свое. Все дальше и дальше от нас ВОВ. И сегодня появляются люди спекулирующие именами тех, кто защищал Родину. Именно поэтому Виктор Астафьев и обращается к проблеме уважительного отношения к памяти погибших на войне. Данный вопрос, безусловно, очень актуален сегодня, так как все меньше остается людей, которые могут рассказать правду о тех […]...
- Память. Проблема памяти Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. М. В. Ломоносов Память – вот главная проблема, которую ставит перед нами советский публицист и драматург Леонид Пантелеев. Этот вечный вопрос, несомненно, злободневен. Над ним размышляли во все эпохи многие умы человечества, как представители творческих, научных профессий, так и люди, занятые физическим трудом. Свое отношение к проблеме […]...
- Проблема заимствования слов Кронгауз (ЕГЭ по русскому) Мир вокруг нас меняется и вместе с этим меняется и наш язык. М. А. Кронгауз, доктор филологических наук, в данном тексте размышляет о влиянии заимствований иностранных слов на русский язык. Автор подчеркивает, что язык должен меняться, но с умеренной скоростью, так как запаздывание изменений доставляет людям значительное неудобство, а очень быстрые изменения могут мешать и […]...
- Проблема отношения человека к прошлому. По тексту М. Белята Помню те апрельские дни 1961 года (ЕГЭ по русскому) Если свершается нечто, во что сложно верится, то всеобщее ликование не имеет границ. Подобное произошло с рассказчиком, образ которого создал в своем произведении М. Белята. Никому не верилось, что возможен вариант осуществления полета в космос представителя человеческой расы. Юрию Гагарину удалось доказать, что человек является полноправным властелином космических далей. Поэтому на одиннадцатилетнего ребенка нахлынула такая […]...
- Проблема женщины и войны. По тексту С. Алексиевич На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом (ЕГЭ по русскому) Писательница С. Алексиевич сделала попытку решить важную задачу, связанную с сохранением памяти о подвиге, совершенном женщинами – военнослужащими, которым пришлось воевать в Великую Отечественную. Автор проводила встречи с фронтовичками с целью запечатления на бумаге их историй, таким образом, осуществляя попытку дать ответ на актуальные вопросы: “Обязана ли воевать женщина?”, “Что принуждало женщин в военные годы […]...
- Проблема нравственного выбора человека на войне. По тексту Василя Быкова Комбат Колесник выходил уже из третьего окружения (ЕГЭ по русскому) Белорусский писатель Василь Быков сам прошел войну, поэтому суровая тема защиты Отечества в его творчестве занимает особое место. В рассказе “Зенитчица” автор обращается к теме нравственного выбора человека в драматичные моменты жизни. Быков повествует о выходящих из окружения красноармейцах – комбате Колеснике и зенитчице Нине Башмаковой. Для боевого офицера это уже третье окружение. Николай помнил, […]...
- Проблема памяти в повести В. Распутина “Прощание с Матерой” “Прощание с Матерой” – своеобразная драма из жизни народа. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. В повести с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина идея спаянности человека с миром, с родом, с природой. В этом произведении Распутин пытается донести до читателей вечную проблему памяти. Наши первые детские впечатления строятся на том, […]...
- Проблема выбора профессии по тексту Громова (ЕГЭ по русскому) Советский летчик, профессор М. М. Громов, поднимает в прочитанном мною тексте важную проблему выбора профессии. В юности или молодости перед каждым человеком встает выбор:кем стать, чему посвятить, свою взрослую жизнь? Автор текста замечает, что уже с раннего детства в каждом из нас начинают проявляться определенные таланты и способности, и на них должны обратить внимание семья […]...
- Проблема канцеляритов пример литературных аргументов (ЕГЭ по русскому) 1. М. Зощенко в рассказе “история болезни”. Вспомним эпизод, когда медсестра разговаривает с больным. Она предлагает герою пройти на “обмывочный пункт”. Это привело в замешательство героя. Он очень удивился эти словам и заявил, что лучше бы называли не “обмывочный пункт”, а просто ванна, ведь это звучит красивей и возвышает больного. На эти слова медсестра ответила […]...
- Проблема культуры и литературы по тексту Непомнящего (ЕГЭ по русскому) Современное общество стоит на краю пропасти, которое захвачено нравственной деградацией. Люди усовершенствовали новый век телевидением, компьютерами, заменив этим книги, классику и всю культуру в целом. Волнующую всех нас проблему культуры и литературы поднимает Непомнящий. Эта проблема никого не оставит равнодушным, так как она касается каждого из нас. Особенно актуальна эта тема сейчас, так как у […]...
- Проблема силы родительской любви по тексту Б. Л. Васильева “Брестская крепость. Совсем недалеко Москва…” (ЕГЭ по русскому) Проблема силы родительской любви по тексту Б. Л. Васильева “Брестская крепость. Совсем недалеко Москва…” В центре нашего внимания текст Бориса Львовича Васильева, русского писателя, в котором описана проблема силы родительской любви. В тексте автор переносит своих читателей в Брестскую крепость, повествует им об ушедших годах Великой Отечественной войны. Борис Львович Васильев устраивает нам экскурсию, где […]...
- Рассуждение по тексту Ю. Коваля Проблема помощи ближнему (ЕГЭ по русскому) Проблема помощи ближнему-из тех, которые встают перед человечеством вновь и вновь. Этот вопрос важен в наши дни, потому что большинство людей с безразличием относятся у своим родным и помогают кому-либо ради личной выгоды. В данном эпизоде герой не проходит мимо детской беды:он угощает Нюрку хлебом и яблоком, даже”понарошку” с нею умирает. И девочка улыбается. Автор […]...
- Проблема перемены поколений. По тексту Е. Кореневской В редакцию журнала пришло интересное письмо (ЕГЭ по русскому) Известное крылатое выражение “О, времена! … нравы!” идеально передает главную идею прочитанного текста. На самом деле быстрому потоку времени свойственно с бешенной скоростью уносить устоявшиеся нормы, обычаи… даже и люди склонны к изменениям в своем образе мышления. Но всегда ли это происходит в лучшую сторону? Е. Кореневским затронута данная социальная проблема перемен, актуальная для поколения […]...
- Проблема бездумного обращения со словом (По С. Львову) (ЕГЭ по русскому) Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание: “Нанесенная душевная рана рано или поздно затянется, но рубец на сердце останется” (Нейах). Сергей Львов поднимает столь важную в наши дни проблему, проблему необдуманного обращения со словом. Проблема, поднятая автором, особенно актуальная в наши дни, потому что все люди необдуманно обращаются со словом. Писатель считает, что человек […]...
- Проблема самопожертвования по тексту Б. В. Васильева “Я уже смутно помню этого сутулого…” (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания текст Б. Л. Васильева, русского писателя, в котором описывается проблема самопожертвования. В тексте автор рассказывает об очень добром докторе Янсене. К своим пациентам он относился трепетно, давал им важные советы, помогал сделать выбор. Доктор любил людей, старался всегда помочь им, и однажды герой ценою своей жизни спас двух мальчиков, попавших в […]...
- Проблема войны и военного детства. По тексту Т. Перцевой Вот и снова Девятое мая (ЕГЭ по русскому) Татьяна Перцева в своем тексте поднимает проблему военного детства. Она отдает долг тем, кто на фронтах защищал свою Родину, но предлагает обратить внимание на детей, волею судьбы оказавшихся свидетелями тех грозных событий. Перцева пишет, что детвора в войну часто теряла самых близких людей. Их матерям в условиях голода и разрухи доводилось в одиночку нести бремя […]...
- Проблема веры в людей по тексту Захарова (ЕГЭ по русскому) В первой редакции “Мастера и Маргариты” встреча московских литераторов. Вступление “Во что сейчас верить? И нужна ли она?” – многие сейчас задают себе это вопрос. Возможно вера вовсе не нужна и человечество способно на многое, исключив понятие “веры” из жизни?! Подобные вопросы дали пищу для размышления публицисту Виктору Захарову, который отразил это в своих статьях. […]...
- Проблема совести по тексту Мошенники Солоухина (ЕГЭ по русскому) Автор прочитанного мною текста, известный писатель-публицист В. Солоухин, взволнованно говорит о важной нравственной проблеме совести. Вспоминая тяжелые голодные военные годы, писатель рассказывает о том, какие нравственные уроки может преподать нам жизнь. Предпринимая опасный 45-километровый поход в родную деревню, его персонаж одержим одной мыслью – помочь товарищам, страдающим от недоедания. Согретый “драгоценным” караваем, он с чувством […]...