Проблема добра и зла в комедии Вольтера “Простак”

Настоящее имя – Жан-Франсуа Аруэ. “Это был не человек, это было – время”, – так сказал В. Гюго о выдающемся французском просветителе, философе, ученом, поэте, драматурге, прозаике, защитнике свободы. Вольтер верил в идею мудрого короля, но со временем разочаровался в нем, увидев, что его идеал, Фридрих II, не воплощает в себе тех качеств, которые следует иметь справедливому и мудрому правителю. В основе каждого произведения Вольтера – философская проблема, определенный тезис, который автор старается или утвердить, или возразить и побуждает читателя к размышлениям (повесть “Кандид”, или же “Оптимизм”; 1759), ведь художник верит в победную силу человеческого ума и образования.

В повести “Простак” описана идея “природного человека” и общества, здесь ощутимы антимонархические, антиклерикальные мотивы. Комедия “Простак” – одино из самых драматических произведений писателя, в котором он рассматривает конфликт между “сыном природы” и “цивилизованным обществам” и одновременно решает вопрос о том, кто является носителем добра в этом мире, возможно ли “малое зло” во имя “великого блага”. Молодой европеец, который вырос среди индейского племени гуронов, возвращается во Францию.

Наивный, но честный и прямой в своих мыслях и желаниях, Простак герой сталкивается с несправедливостью, цинизмом и развратом “цивилизованного” мира. Он хочет любить, а “добродетельные” родственники любимой отсылают ее в монастырь. Гурон не может понять, почему любовь воспринимается как грех.

Для него, варвара, – это нежное, благородное и чистое чувства, что является источником добра и возвеличивания человека.

Дальше он сталкивается с еще большим злом общества. Отразив нападение вражеской эскадры на французский берег, герой спешит в Париж, чтобы получить справедливое вознаграждение за свой подвиг. И вместо ожидаемой благодарности за мужество и самоотверженное служение королю гурона ждет заключение, так как клевета и безосновательные аресты – еще один признак “добродетельных” порядков “цивилизованного” государства. Гурон не может постичь, почему человека лишают свободы – высочайшего блага, предоставленного ему Богом.

Простак вспоминает страну своего детства и снова приходит к выводу, что носителями добра в этом мире являются люди природы – суровые, но искренние: “их называют варварами, так как они мстят врагам, зато они никогда не притесняют друзей”.

Зло стало неминуемым спутником государственного устройства. Вот что говорит один член правительства: “Я не имею права делать добро; вся моя власть сводится к тому, что время от времени я могу делать зло”.

Кульминацией конфликта добра и зла становится решение Сент-Ив освободить простодушного из тюрьмы ценой своего бесчестия. Несчастная девушка вынуждена отдаться развратному вельможе, чтобы спасти возлюбленного. Она колеблется, но все уверяют, что ее поступок не будет изменой, а наоборот – священным долгом перед своим будущим мужем. Поступок Сент-Ив – малое зло ради великого блага.

Может ли грех, даже вынужденный, принести добро и счастье? Сложный и противоречивый вопрос, но мне кажется, ответом на него является смерть девушки, которая не смогла вынести оскорбления и унижение, ощущать это бремя на сердце, которое всегда омрачало бы ее жизнь с любимым. По моему мнению, и Простак не смог бы быть счастливым, зная, какую жертву сделала ради него Сент-Ив.

Грубые варвары оказались более близкими к идее добра, чем просвещенные европейцы, способные погубить любовь, изуродовать души чистых и прекрасных людей.



Проблема добра и зла в комедии Вольтера “Простак”