Про злые глаза страха

Родители склонны считать, что в школе их детей злостно недооценивают. У каждого учителя с годами собирается коллекция родительских претензий – от трагических до смешных. Самая курьезная претензия лично ко мне звучала так: “За что вы мне “четверку” поставили?

Я член Союза журналистов!” Речь шла о дочкином домашнем сочинении, в котором я не услыхала голоса дочки, – потому и поставила “четверку”. Да и вообще были в том классе работы поинтереснее…

Особенно много обид вызывают наши письменные рецензии: “Галиматья!

Чушь! Бред!” – и более пространные.

При этом наше яростное возмущение провоцирует не менее яростную ответную реакцию, а пользы не приносит никакой. Имеет смысл одна лишь “конструктивная критика”, “не унижающая человеческое достоинство”: только доброжелательные и деловые замечания пусть худо-бедно, но доходят до сознания.

То, что мы говорим, тоже порой воспринимается болезненно. Все слыхали “жалостливые” истории о том, как вредная училка затравила какого-то несчастного ребенка. Вечно ругает, придирается, беспричинно занижает отметки и к тому же орет! В принципе, все это в школе

бывает.

Но каково узнать, что такой “неадекватной училкой” кто-то считает лично вас…

Первое, что приходит в голову, – меня просто не поняли. Ну, может быть, однажды я и накричала на этого наглого, ленивого, тупого, бессовестного оболтуса. А что оставалось делать, если он надо мной демонстративно издевался?

Стоп. Вот здесь надо вспомнить одну аксиому. В школе бывают озверелые учителя. Бывают и непробиваемые хамы-ученики.

Те и другие встречаются реже, чем принято думать. Гораздо чаще имеет место элементарное взаимное непонимание. А также (образно выражаясь) превышение пределов необходимой самообороны.

Причем с обеих сторон.

Начиная работать в школе, нормальный человек переживает шок, осознав, насколько он незащищен и уязвим. Мало того, что каждый из нас отвечает головой за “жизнь и безопасность” деток, которых так и тянет выкинуть что-то несовместимое с безопасностью (хорошо, если не с жизнью). Мы несем этот гнет ответственности вроде привычной сумки с пачками тетрадей.

Так нам еще, вдобавок ко всему, нечем защитить себя от хамства, травли, издевательств… Учителя любой может обидеть, причем совершенно безнаказанно. Вот он и защищается, чем может: ехидством, криками, “двойками”, – при этом забывая, что “противник” чаще всего чувствует себя не всесильным тираном, а маленьким и несчастным… зверенышем, угодившим в капкан.

С одной стороны – страшная орущая училка, с другой – отец с ремнем, запреты и лишения, жизнь беспросветная, кошмар! И хорошо, если несчастное дитя всего лишь огрызнется. А если с горя руки на себя наложит?

Конечно, и закон, и прогрессивная общественность на его, на детской стороне. Но Дети этого, в отличие от нас, не чувствуют.

Что же нам делать? Успокоиться. Почувствовать себя большим, сильным и мудрым.

И с этой высоты обратиться к “противнику” – доброжелательно, с пониманием и ни в коем случае не “уязвленно”. Пусть убедится: вы ему не враг, и он вас совершенно не “достал” своими выходками. Не задевают вас такие мелочи – не стоит и стараться (как в известном рассказе: он дразнит, а вы почему-то “не дразнитесь”).

Кроме того, нам совершенно ни к чему размахивать дубиной своего интеллектуального превосходства. Очень умные и так его видят, а не очень… У них свои проблемы.

Им не так важно признать, что вы умны, талантливы, блестящи. Им нужно, чтобы в них самих хоть кто-нибудь признал братьев по разуму (а не “тупицу”, “идиота”, “бездаря” и проч.).

Теперь о “взрослых” конфликтах. Нетрудно догадаться, что скандальные родители, которые нас в чем-то вечно подозревают и обвиняют, грозят судом и ходят ябедничать по инстанциям, в душе все те же перепуганные дети. Их страх остался с ними еще со школьных лет, и они тоже не умеют увидеть себя взрослыми и сильными. “Лечить” их, строго говоря, не наша компетенция (нам бы с собой управиться), но и скандалить с ними нежелательно. Самый надежный способ избежать “взрослых” обид – ставить “бесспорные” отметки хотя бы в двух случаях из трех. (Кстати, от детских обид тоже очень помогает.) Ведь есть же и у нас совсем простые и формальные “опросы”.

Не надо жадничать и вредничать – массу работ можно оценивать довольно либерально. Пусть в “зоне риска” остаются только большие Сочинения (как им учить и как их оценивать – это отдельный разговор).

А для заядлых скандалистов не забывайте помечать в своем журнале, за что стоит отметка, чтобы на сварливый вопрос: “За что у меня “тройка”?” – ответить с приветливой улыбкой: “За биографию Толстого, деточка”.

Оксана Смирнова,
Учитель русского языка и литературы Московской “Традиционной гимназии”

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Про злые глаза страха