Признание основополагающего значения Пушкина в трудах Гоголя

Гоголь определил и художественное мастерство Пушкина, его умение “немногими чертами означить весь предмет”, лаконизм и точность, а вместе с тем глубину его речи: “В каждом слове бездна пространства”.

Статьей “О движении журнальной литературы” Гоголь вмешался в литературную полемику 30-х годов, выступив на стороне передовых критиков. Главным объектом его нападения был О. И. Сенковский, которому Гоголь поставил в вину беспринципность, легковесность, нетерпимость суждений. Гоголь требует от критики определенного направления,

“движущей, господствующей силы, которая направляла бы его к какой-нибудь цели”. “Библиотеку для чтения”, а также и другие журналы Гоголь упрекает в неумении поставить в центре внимания и правильно оценить основные явления литературы, например большой успех прозаических жанров. Статья написана с позиций реализма.

Рецензируя “Современник”, Белинский отозвался о статье Гоголя с большой похвалой. Со стороны Сенковского, задетого критикой, “Современник” вызвал к себе враждебное отношение. Чтобы не подвергать неокрепший еще журнал неизбежной травле и не сводить критику к перебранкам,

Пушкин в одном из следующих номеров вынужден был в форме письма в редакцию, якобы написанного читателем “Современника”, смягчить резкость суждений Гоголя и наметить несколько иные перспективы.

Таким образом, к середине 30-х годов усилиями Пушкина, Белинского и Гоголя закладываются основы реалистической эстетики. Особенно большое значение имели статьи Белинского, новаторские по широте и глубине постановки теоретических и историко-литературных проблем. В ранних статьях Белинского мы не найдем еще законченной теории реализма, но эстетические и творческие принципы этого направления были в них заявлены с полной определенностью.

Широкое распространение романтизма в поэзии, прозе, драматургии 1825-1842 гг. характеризует только одну сторону литературного процесса этих лет. Другой его стороной было постепенное распространение творческих принципов реализма, которые осваивались и развивались передовыми писателями. Одновременное существование романтического и реалистического направлений, вступавших между собой в сложное взаимодействие, составляет характерную особенность изучаемого периода. Взаимоотношения этих направлений не всегда были антагонистическими.

Иногда романтизм и реализм мирно уживались в творчестве одного и того же писателя. Это было естественно для переходной эпохи. Но чаще все же наблюдается борьба различных художественных принципов.

Постепенно тенденции реализма берут верх над традициями романтизма. Ранее других литературных видов и жанров эта закономерность обнаруживается в прозе, в жанре повести, переживающей в 30-х годах период бурного развития. Констатируя это явление в статье “О русской повести и повестях г. Гоголя”, В. Г. Белинский стремится объяснить его условиями времени. “…Теперь вся наша литература,- пишет критик,- превратилась в роман и повесть. Ода, эпическая поэма, баллада, басня, даже так называемая или, лучше сказать, так называвшаяся романтическая поэма, поэма пушкинская, бывало наводнявшая и потоплявшая нашу литературу,- все это теперь не больше, как воспоминание о каком-то веселом, но давно минувшем времени.

Роман все убил, все поглотил, а повесть, пришедшая вместе с ним, изгладила даже и следы всего этого, и сам роман с почтением посторонился и дал ей дорогу впереди себя”. Этот факт критик рассматривает как закономерный: “…в наше время и сам Ювенал писал бы не сатиры, а повести, ибо если есть идеи времени, то есть и формы времени”.

Связывая развитие прозаических жанров с поворотом русской литературы в сторону “поэзии реальной”, “поэзии действительности”, Белинский признает роман и повесть формами, наиболее отвечающими задачам такой поэзии, полнее других жанров удовлетворяющими потребностям современной жизни. В свою очередь, “смиренная” проза быстрее овладевала реалистическим художественным методом, нежели поэзия с ее “языком богов”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Признание основополагающего значения Пушкина в трудах Гоголя