ПРИРОДА В ЛИРИКЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА

Лирика Тютчева занимает особое место
в русской поэзии. В свежих и волнующе при-
тягательных стихах Тютчева красота поэти-
ческих образов сочетается с глубиною мысли
и остротой философских обобщений. Лирика
Тютчева – это маленькая частица большого
целого, но это маленькое воспринимается не
отдельно, а находящимся во взаимосвязи со
всем миром и в то же время несущим в себе
самостоятельную идею.
Особое место в лирике Тютчева занимает
тема природы. Писарев отметил: “В сознание
читателя Тютчев вошел

прежде всего как пе-
вец природы…”
Природа Тютчева поэтична и одухотворе-
на. Она живая, может чувствовать, радовать-
ся и грустить:
Сияет солнце, воды блещут,
Во всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Одухотворение природы, наделение ее че-
ловеческими чувствами, духовностью порож-
дает восприятие природы как огромного чело-
веческого существа. Особенно ярко это прояв-
ляется в стихотворении “Летний вечер”. Закат
у поэта ассоциируется с “раскаленным ша-
ром”, который скатила со своей головы земля;
“светлые
звезды” у Тютчева приподнимают
небесный свод.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
Близко по тематике стихотворение “Осен-
ний вечер”. В нем слышится та же одухотво-
ренность природы, восприятие ее в виде жи-
вого организма:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев тпомный, легкий шелест…
Картина осеннего вечера полна живого,
трепетного дыхания. Вечерняя природа не
только какими-то отдельными признаками по-
хожа на живое существо: “…на всем та крот-
кая улыбка увяданья, что в существе разум-
ном мы зовем божественной стыдливостью
страданья”, она вся живая и очеловеченная.
Вот почему и шелест листьев легкий и том-
ный, светлость вечера полна неизъяснимой
притягательной прелести, и земля не только
грустная, но и по-человечески сиротеющая.
Изображая природу как живое существо,
Тютчев наделяет ее не только разнообразны-
ми красками, но и движением. Поэт рисует
не одно какое-нибудь состояние природы, а
показывает ее в разнообразии оттенков и со-
стояний. Это то, что можно назвать бытием,
бытием природы. В стихотворении “Вчера”
Тютчев изображает солнечный луч. Мы не
только видим движение луча, как он посте-
пенно пробрался в комнату, “ухватился за
одеяло”, “взобрался на ложе”, но и чувству-
ем его прикосновение.
Живое богатство тютчевской природы ог-
раниченно. Да, природа живая, возвышен-
ная, но далеко не все предметно-живое тро-
гает поэта. Ему чужды прозаическое обли-
чье поэзии, ее обыденность и предметная
простота. Природа у Тютчева универсальна,
она проявляется не только на земле, но и
через космос. В стихотворении “Утро в го-
рах” начало читается просто как пейзажная
зарисовка:
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
Но дальше мы видим масштабность и та-
инственную величавость природы:
Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.
Поэзия Тютчева всегда стремится ввысь,
как бы для того, чтобы познать вечность, при-
общиться к красоте неземного откровения:
“А там, в торжественном покое, разоблаченная
с утра, сияет Белая гора, как откровенье не-
земное”. Может быть, поэтому символом чис-
тоты и истины у Тютчева является небо.
В стихотворении “Кончен пир, умолкли хо-
ры…” сначала дается обобщенный образ мира:
Кончен пир, мы поздно встали –
Звезды на небе сияли,
Ночь достигла половины…
Вторая часть как бы приоткрывает заве-
су. Тема неба, только чуть-чуть намеченная
вначале, теперь звучит сильно и уверенно:
Как над беспокойным градом,
Над дворцами, над домами,
Шумным уличным движеньем
С тускло-рдяным освещеньем
И бессонными толпами, –
Как над этим дольным чадом,
В горнем выспреннем пределе
Звезды чистые горели,
Отвечая смертным взглядам
Непорочными лучами…
Одна из основных тем лирики прирйды
Тютчева – тема ночи. Многие тютчевские
стихи посвящены природе не просто в раз-
ные времена года, но и в разные времена су-
ток, в частности ночью. Здесь природа несет
в себе философский смысл. Она помогает про-
никнуть в “тайное тайных” человека. Тют-
чевская ночь не просто красива, ее красота
величественна:
Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна.
Ночь для Тютчева прежде всего святая:
“Святая ночь на небосклон взошла.,.” В ней
столько тайн и загадок:
…На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженочный гул…
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..
Мастерство Тютчева поражает. Он умеет
найти в самых обыкновенных природных яв-
лениях то, что служит точнейшим зеркаль-
ным отображением красоты, и описать это
простым языком:
Лил теплый, летний дождь – его струи
По листьям весело звучали…
Тютчевская поэзия бывает возвышенной
и земной, радостной и грустной, живой и кос-
мически-холодной, но всегда неповторимой, та-
кой, которую нельзя забыть, если хоть раз
прикоснешься к ее красоте. “О Тютчеве не ду-
мает тот, кто его не чувствует, тем самым до-
казывая, что он не чувствует поэзии”. Эти сло-
ва Тургенева как нельзя лучше показывают
великолепие поэзии Тютчева,


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ПРИРОДА В ЛИРИКЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА