Природа, труд и быт в поэмах. Н. А. Некрасова

Некрасов – поэт русской революционной демократии. Главный герой его творчества – крестьянство. С исчерпывающей полнотой и ясностью в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, Труд и каждодневные страдания, редкие радости крестьянства.

Его стихи и поэмы поражают удивительным знанием деревенского быта, глубиной проникновения в психологию крестьянина.
В поэме “Мороз, Красный нос” главным предметом изображения является народ. Повествование в поэме не выходит за пределы

одной семьи, но смысл ее общенационален. Этим объясняется насыщенность текста произведения жанрами народно-поэтического творчества: песни, игры, причитания, плачи, обряды.

Все это составляет основу не только повествования, но и речи, и мышления ее крестьянских героев. Это лишает их индивидуальности, делает представителями и выразителями многовекового жизненного и духовного опыта, поэтому Дарья и родители Прокла реагируют на все как испокон веку заведено, лечат традиционными методами, не размышляя о том, хороши ли они, плачут по покойнику, умиляются смерти монахини, не ропщут, когда чудотворная икона не приносит

спасения.
В тексте поэмы “Мороз, Красны нос”, в песнях, мечтах, воспоминаниях главной героини перед нами предстает весь цикл крестьянской жизни. Мы сталкиваемся с радостной игровой атмосферой детства:
Голубчик! Красавицу нашу Весной в хороводе опять Подхватят подруженьки Машу И станут на ручках качать.
Юность также связана с радостью, и главное в ней событие – свадьба. И печальные события входят в цикл крестьянской жизни: рекрутчина, болезнь, смерть. Именно смерть крестьянина, кормильца семьи, является центральным событием в произведении. А так как крестьянская семья в поэме является частицей всероссийского мира, то мысль о Дарье переходит в думу о величавой славянке; усопший Прокл
Подобен крестьянскому богатырю Микуле Селяннно-вичу:

Большие с мозолями руки,
Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки
Лицо и до рук борода.

Событие, случившееся в крестьянской семье, потерявшей кормильца, отражает исторические беды российской жены-матери. Горе Дарьи торжественно провозглашается как “великое горе вдовицы и матери малых сирот”. За ним трагедия многих поколений русских женщин – невест, жен, матерей.

Поэт выводит это событие к вековому течению российской истории, крестьянский Быт – к всенародному бытию. Так глаза плачущей Дарьи растворяются в русском сером, пасмурном небе, плачущем ненастным дождем, превращаются в хлебное поле, истекающее перезревшими зернами – слезами. Эти слезы застывают в круглые и плотные жемчужины, сосульками повисают на ресницах, как на карнизах родных деревенских изб.

Кругом – поглядеть нету мочи,
Равнина в алмазах блестит…
У Дарьи слезами наполнились очи –
Должно быть, их солнце слепит…

Сама Природа прислушивается к горю крестьянской семьи. Как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народными колдовскими речами Мороза.
Кроме того, в поэме присутствует весь годовой цикл природы. Специфика некрасовского пейзажа заключается в том, что он как бы увидел его глазами крестьян, относящихся к природе не эстетически, не как Художник или философ, но как труженик, существование которого зависит от природы, жизнь определяется временем года, погодой. Каждое время года оказывается тесно связанным с сельскохозяйственными работами, которые в это время производятся. Потому, например, в описании наступления весны красота пробуждающейся, оживающей природы говорит прежде всего о том труде, который требуется сейчас от человека:

Любо весной человеку,
Солнышко ярко горит.
Солнышко все оживило,
Божьи открылись красы,
Поле сохи запросило,
Травушки просят косы…

Лето же связано со сбором урожая, с жатвой.
Стала скотинушка в лес убираться, Стала рожь-матушка в колос метаться, Бог нам послал урожай!
Именно Труд придает крестьянской жизни высокую меру причастности к гармонии природы. Он является средством существования человека, поэтому Дарья презрительно относится к бездельникам. Труд защищает человека от настоящей реальности.

Момент наивысшего отчаяния Некрасов показывает через бессилие, овладевшее Дарьей, когда у нее нет сил работать, привычным трудом заслоняться от ужасной реальности.

Настало затишье печали –
Невольный и страшный покой!

Крестьяне живут трудом и умирают с мыслью о труде на вечной ниве.
Тема народа была продолжена в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов рисует перед нами картину крестьянской жизни, вводит нас в горестную обстановку существования народа. Перечень деревень звучит как скорбный приговор, как свидетельство крестьянской нищеты. Крестьяне происходили из
Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева Пустопорожней волости, Из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.
Некрасов большое внимание обращает на Быт Крестьян. В главе “Сельская ярмарка” он с обстоятельностью “натурального очерка” упоминает о двух церквах в селе – старообрядческой и православной, о пустом, наглухо забитом училище, о торговых рядах, наподобие уездного гостиного двора, о грязной гостинице, украшенной вывеской: носатые чайники на подносе в руках подносчика и чайные чашки”. Сказочные поиски мужиками счастливого позволили Некрасову воспроизвести крестьянскую жизнь пореформенной Руси.
Картины крестьянской жизни говорят о страшном разорении, нищете, унижениях и надругательствах. Деревни – “селенья незавидные”, что “ни изба – с подпоркою, как нищий с костылем, а с крыш солома скормлена скоту”. У мужиков “запасы скудные”, на крестьянских полях “всходы бедные”, на которые “невесело глядеть”.

Немудрено, что целые селения “на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут”. Свое положение народ обобщает словами:

Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!

В поэме Некрасов рисует несколько крестьян-тружеников. Это и Яким Нагой, и Савелий, и Матрена Тимофеевна.
Яким Нагой – плоть от плоти крестьянских низов. Выразителен его портрет – портрет пахаря, словно выросшего из земли и связанного с нею кровными узами:

…Грудь впалая, как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная.
А волосы – песок.

Мы видим его “пьяненьким”, “убогим”, но и в портрете его, и в речи чувствуется внутреннее досто-
Инство, не сломленное ни каторжным трудом ни бесправным положением.
Величественная фигура крестьянина возникает перед нами в рассказе Матрены Тимофеевны. Савелий – богатырь святорусский, уже согнувшийся, но все-таки могучий. За убийство управляющего, немца Фогеля, дед провел двадцать лет на каторге, двадцать – на поселении и вс&; равно не смирился.

Он верит в богатырскую силу русского народа (“клейменый, да не раб”) несгибаемость ни перед чем.
В образе Матрены Тимофеевны показана типичная судьба русской женщины-крестьянки. Радостной ее жизнь была только в детстве, потому что ей “счастье в девках выпало”: у нее была “хорошая, непьющая семья”. Про себя она говорит так:

И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

Счастья на долю ей выпало мало. Выйдя замуж, она “попала с девичьей холи в ад”. Издевательства родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный Труд, постоянная нужда – вот как сложилась ее жизнь. “Во мне,- говорит Матрена Тимофеевна,- нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой”.
Но все крестьяне, несмотря на нищенскую, трудовую жизнь, сохраняют свое человеческое достоинство, отзывчивы к чужому страданию. И Некрасов восклицает:

В рабстве спасенное
Сердце свободное –
Золото, золото,
Сердце народное!

От писателя в поэме не ускользнула и Природа, с которой крестьянин неотъемлемым образом связан. Так же как и в “Морозе, Красном носе”, Природа показана через восприятие простого человека. Крестьянин глядел на шумящие весенние воды, весенние дожди по-своему и хорош ли месяц май – мерил своей меркой.
Но вы, поля весенние! На ваши всходы бедные Невесело глядеть!
Весной крестьянин не только любуется природой: он думает о посевах, о полевых работах. Поэтическое представление о весне невольно связано с земледельческим трудом.
Эстетические представления и понятия, присущие крестьянину, запечатлены в поэме. Вот почему многочисленные сравнения построены на впечатлениях, полученных от крестьянского Быта. Например, дождь, просвеченный насквозь весенним солнцем, уподоблен в поэме “золотым ниткам”, свисающим из мотков. Или:
Не греет землю солнышко, И облака дождливые, Как дойные коровушки, Идут по небесам.
Это уподобление не кажется специальным, ведь крестьяне все в мире сравнивают в соответствии со своим трудовым опытом.
Количество этих примеров можно продолжить, так как вся поэма насыщена этими драгоценными крупицами.
Некрасов в своих поэмах рисует тяжелую крестьянскую жизнь, изображает нищенское существование крестьян, их каторжный груд. Но крестьяне сохраняют свою духовную красоту, свою щедрость, умение радоваться даже счастью другого человека и страдать его страданием.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Природа, труд и быт в поэмах. Н. А. Некрасова