Принципы оценки экзаменационной работы ЕГЭ по литературе
Изменения в экзаменационной модели ЕГЭ по литературе в 2009 году
В 2009 году в экзаменационную модель ЕГЭ по литературе введены некоторые изменения. Во-первых, к текстам для анализа даются сначала задания базового уровня, требующие написания краткого ответа (задания В), а затем – задания повышенного и высокого уровней, требующие написания развернутого ответа (задания С). Во-вторых, количество заданий с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений) уменьшено до четырех.
К каждому из текстов отнесено не по три, а по два задания
В 2009 году задания С1-С4 требуют развернутого рассуждения:
С1 – о роли и месте в произведении данного фрагмента, его тематике и проблематике;
С2 – о связи проблематики фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков;
С3 – о содержательной основе стихотворения (сюжет, тематика, образы), об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста;
С4 – о проблемно-тематических связях стихотворения с произведениями других русских поэтов.
Часть 3 экзаменационной работы (С5) в 2009 году не изменилась. В ней экзаменуемый должен
(в объеме не менее 200 слов) на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса (одного из трех предложенных по выбору).
Оценка выполнения заданий экзаменационной работы
За каждый верный ответ при выполнении заданий В1-В12 выпускник получает 1 балл. Задания В оцениваются при помощи компьютера. Баллы за выполнение заданий С определяются экспертным путем. При оценке заданий С1-С4 указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме)
- Краткая информация об изменении экзаменационной модели по литературе в формате ЕГЭ на 2011 год Версия ЕГЭ по литературе – результат многолетней экспериментальной работы, цель которой – поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. Экзаменационная модель ЕГЭ по литературе 2009 года существенно не изменяется по сравнению с версией 2008 г., являющейся по существу принципиально новой по отношению к экзаменационным моделям прошлых лет. На основании анализа результатов ЕГЭ по литературе 2008 […]...
- Краткая информация об изменении экзаменационной модели по литературе в формате ЕГЭ на 2008 год Новая версия ЕГЭ по литературе – результат многолетней экспериментальной работы, цель которой – поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. С этой точки зрения наименее эффективными показали себя задания с выбором ответа, структура которых не учитывает особенности литературного анализа, далеко не всегда предполагающего выбор единственно правильных, обобщенно-формализованных ответов. Использование в заданиях указанного типа так называемых […]...
- Проблема оценки хорошей речи. По тексту О. Б. Сиротининой Меткость разговорного слова не может служить обязательным критерием оценки (ЕГЭ по русскому) Профессор Ольга Борисовна Сиротинина занялась поиском ответа на вопрос, касающийся того, какая речь может претендовать на звание хорошей. Будучи ученым и доктором филологических наук, она взял ответственность на себя за решение задачи, связанной с поиском критериев, по которым оценивается устная речь. Людям свойственно по-разному давать оценку речи. Кто-то хорошо расценивает, как грубо и агрессивно, кто-то […]...
- Оценки образа Генриха IV в литературе Однако во времена Шекспира в литературе можно было встретить и другие оценки Генриха IV. Как раз в тс годы, когда Шекспир создавал свои исторические драмы о Генрихе IV, было опубликовано сочинение Джона Хейварда, в котором автор противопоставляет резко отрицательно обрисованному Ричарду II идеализированного Генриха IV, который якобы не узурпировал престол, а был как достойнейший приглашен […]...
- Творческие работы по литературе как составная часть образования в гимназии Вся система филологического образования в гимназии ставит цель развивать у учащихся стремление занимать не просто активную, но инициативную позицию в учебном процессе, осваивать новый опыт. Именно поэтому в гимназии были введены творческие работы по различным предметам, в том числе и по литературе. Первоначальная задача была скромной: приобщить учащихся к лучшим образцам мировой литературы, расширить культурное […]...
- Принципы символизма в литературе Символизм – (греч. Symvolon – знак, символ, признак). – Одно из течений модернизма, в котором вместо художественного образа, который воссоздает определенное явление, используется художественный Символ, который является признаком изменчивой “жизни души” и поиском “вечной истины”. Возник во Франции в 60-70-х годах 19 века, откуда распостранился в другие страны. Термин предложил французский поэт Ж. Мореас в […]...
- Шкала перевода баллов ГИА в оценки за 2013 год В отличие от ЕГЭ, баллы за ГИА переводятся в оценки. Шкала перевода баллов ГИА-2013 уже известна, и она существенно изменилась по сравнению с прошлым годом. В большей степени изменения коснулись математики – теперь выпускникам 9-ых классов придется сдавать три модуля. За выполнение всей экзаменационной работы по математике можно получить 36 баллов. Из них – за […]...
- Такой оценки еще не было! В ЭМЛи № 29 г. Ижевска разработана и с 1998 года действует особая система Многоуровневой оценки деятельности учащихся. Многоуровневая оценка имеет две составляющие: 1) Буквы, обозначающие уровень мыслительной деятельности школьника; 2) Цифры, отражающие степень усвоения школьником учебной информации. К различным видам работ заранее предъявляется система конкретных требований и критериев оценки. Учащийся может выбрать уровень выполняемой […]...
- Учебное исследование по литературе как вид работы Лето – отличное время для планирования будущего учебного года. Нужно прикинуть раскладку часов, продумать логику построения курса в том или ином классе, подготовить дидактический материал, кое-что почитать, освежить в памяти. Особое внимание стоит уделить системе подготовки к будущим экзаменам. Сегодня мы поговорим о таком важном ее аспекте, как подготовка учащимися исследовательских работ. С введением профильной […]...
- Из опыта работы Учитель математики Орловской ОШ Стаж работы 34 года Высшая категория Работаю над темой “Повторение и систематизация учебного материала на уроках математики” . Использую циклическое повторение ранее изученного материала следующим образом: Устный счет По курсу математики (алгебра и геометрия) с 5-го по 11-й класс на каждую тему имею наглядные типовые задания, предлагаемые ученикам для решения устно […]...
- Пример работы по литературе Поэтическое завещание Пушкина Сочинение по материалам поэмы “Я памятник себя воздвиг…”. Я тысячами душ живу в сердцах Всех любящих, и, значит, я не прах, И смертное меня не тронет тленье. Макиавелли Читая стихотворение А. С. Пушкина “Я памятник себя воздвиг нерукотворный…”, меня прежде всего поражает дар предвидения, дарованный всем великим поэтам. Ведь стих написан в 1836 году, когда […]...
- Белинский и его работы по украинской литературе Белинский, как и многие его современники, принадлежащие к прогрессивному лагерю, был увлечен героической борьбой украинского народа за свое освобождение, его прекрасными душевными качествами. “Малороссияне,- писал он,- одарены неподражаемым юмором; в жизни их простого народа-так много человеческого, благородного. Тут имеют место все чувства, которыми высока натура человеческая”. Белинский имел возможность близко познакомиться с Украиной во время […]...
- Сочинения из 100-балльной работы на ЕГЭ по литературе Виктории Журиной 8. Как в данном фрагменте проявляется характер Тихона Кабанова? В данном фрагмент пьесы А. Н. Островского “ГРОЗА” представлен диалог Кабановой и ее сына, читая который, мы понимаем: Тихон – безвольный, нерешительный человек, неспособный перечить своей властолюбивой матери. Он, взрослый женатый мужчина, всегда беспрекословно выполняет приказы Кабановой. “Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!” – […]...
- ЕГЭ по литературе: аналитика и реальность Народная пословица “Готовь сани летом, а телегу зимой” в переводе на школьный язык означает примерно следующее: “Близится к концу вторая четверть – пора думать об экзаменах”. Думы эти год от года становятся для словесника все тяжелее. Если раньше мы готовили выпускников к одному-единственному экзамену (сочинению), то теперь, в эпоху введения Единого экзамена, приходится готовить аж […]...
- Критерии оценки за сочинения по егэ 2012 Наиболее важными при выставлении оценки по литературе являются следующие факторы: 1. Соответствует ли содержание сочинения предложенной теме; насколько полно раскрыта тема в работе. 2. Анализирует ли абитуриент текст произведения, подтверждает ли свои мысли примерами и цитатами из текста. 3. Композиция сочинения (присутствуют ли в работе все композиционные части, правильно ли они оформлены). 4. Насколько самостоятельны […]...
- Проблема оценки личности учителя (Аргументы ЕГЭ) Каким должен быть настоящий учитель? Именно этот вопрос волнует Многих. Поэтому в данном тексте Даль Константинович Орлов затрагивает Проблему оценки личности учителя. Автор раскрывает проблему на примере Сан Саныча. Он поразил детей, не Стал анализировать, разбирать книгу, а просто стал читать. Своей Профессиональной подачей материла, он пробудил у ребят истинный Интерес к книгам, литературе. Также […]...
- Как в произведениях В. А. Жуковского проявляются основные принципы романтической поэзии? (ЕГЭ по русскому) Полным правом называться основоположником русского романтизма обладает В. А. Жуковский, так как в качестве ключевого предмета поэзии он выбрал мир человеческой души. Стихотворением “Невыразимое” Жуковский дал определение своеобразия собственного творчества: предмет поэзии автора не подразумевал изображение явлений, с которыми мы сталкиваемся, – он выражал мимолетные неуловимые переживания. Именно это является смыслом поэзии Жуковского, которая передает […]...
- Сочинения на ЕГЭ по литературе 2015 года Сочинения на ЕГЭ по литературе имеют огромное значение в оценке знаний учащихся. Тот факт, что из 44 первичных баллов за сочинения можно набрать 30 баллов, говорит сам за себя. Всего на экзамене вы должны написать пять сочинений заданий с развернутым ответом. , к каждому из которых предъявляются свои требования, заложенные в “Критериях проверки и оценки […]...
- ЕГЭ по литературе: проверяем себя ЧАСТЬ 2 Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8 – B12; C3 – С4. Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, […]...
- Проблема нравственной оценки факта войны (ЕГЭ по русскому) Пример литературных аргументов 1. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой дает собственную оценку войне. Вспомним эпизод после Бородинской битвы. Поле, где когда-то пасли скот и собирали урожай, было усеяно убитыми и ранеными солдатами. Земля была пропитана кровью. Измученные люди стали одновременно задумываться над тем. Нужна ли им война и стоит ли ее продолжать. […]...
- Почему образ Луки вызывает подчас противоположные оценки читателей, зрителей и критиков по пьесе На дне (Горький А. М.) Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. Она имела большой успех и была поставлена на сценах многих театров, российских и зарубежных, – настолько достоверно и ярко автор изобразил жизнь людей “дна”. Героев произведения связывает власть мрачного круговорота конфликтов. Все развивающиеся действия сходятся в безысходном стоне, обнаруживая пороки обитателей “дна” как роковую цепь, […]...
- План КИМа ОГЭ – 2015 Задание Нумерация 2014г. Проверяемые элементы содержания 1 С1 Изложение 2 А1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста 3 А3 Выразительные средства лексики и фразеологии. 4 А6 Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание 5 А7 Правописание суффиксов различных частей речи кроме – Н-/-НН-. . Правописание – Н – и – НН […]...
- Принципы русской орфографии Принципы русской орфографии – принципы, которыми регулируются нормы правописания. Первый принцип русской орфографии – фонематический. Этот принцип состоит в том, что каждая фонема обозначается одной буквой, независимо от того, как она произносится в потоке речи. В составе одной и той же морфемы звуки могут произноситься по-разному, но эти разные звуки объединяются на письме: Написание Произношение […]...
- Оценки прекрасного и отношения к искусству. По тексту К. И. Кривошеиной Вслед за Федором Михайловичем мы не воскликнем сегодня (ЕГЭ по русскому) Ксения Кривошеина затрагивает в тексте важную проблему оценки отношения людей к искусству. Сложившаяся ситуация с навязыванием стереотипов в восприятии прекрасного кажется автору угрожающей, поэтому она считает, что пришло время спасать красоту. Кривошеина говорит, что в детстве все с легкостью отличают красивое от уродливого, однако со временем вкус притупляется: “современное строительство, безликие города, дешевая одежда…приводят к […]...
- Взаимосвязь игры и искусства, определяющая принципы преподавания литературы РАЗДЕЛ 2 РОЛЬ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ Взаимосвязь игры и искусства, определяющая принципы преподавания литературы Говоря о необходимости вводить в практику преподавания различные виды сочинения, хочется обратить внимание на жанры, которые в практике преподавания используются редко. Это жанры, имеющие игровую природу. Обращение к ним желательно потому, что игра сопровождает человечество на всех этапах […]...
- Художественные принципы, выраженные в реалистическом творчестве Пушкина Крупнейшим явлением русской литературы после 1825 г. оставалось творчество А. С. Пушкина. Характеризуя “ужасные” годы, последовавшие за 1825 г., А. И. Герцен говорил, что “только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, полнила своими мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в далекое будущее”. Пушкин был […]...
- Оценки критиков позднейшего творчества А. С. Грибоедова Относительно оценки позднейшего творчества А. С. Грибоедова существуют различные мнения. Н. К. Пиксанов считает, что Грибоедов – “литературный однодум” и после “Горя от ума” его творчество было неудачным. Это мнение оспаривает М. В. Нечкина, и к ней, по существу, присоединяется В. Н. Орлов. Оба автора отмечают идейную важность творческих замыслов Грибоедова, оставшихся незавершенными. Для правильного […]...
- Жизненные принципы Чацкого и Молчалина по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия “Горе от ума” была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824 года. Произведение поставило писателя в один ряд с первыми поэтами страны. И действительно, нельзя поспорить с гениальностью этой комедии – в ней полностью раскрываются самые важные проблемы России XIX века. […]...
- Специфика работы со сказками М. Е. Салтыкова-Щедрина на занятиях спецкурса В старших классах при изучении произведения художественной литературы важное место занимают вопросы мировоззрения писателя, его идейно-эстетическая и нравственная позиция. Постижение творческой индивидуальности художника слова происходит на основе глубокого анализа его произведений, что требует большого количества учебного времени. Введение спецкурса ” Литературно-художественный стиль” (автор-составитель Г. В. Пранцова) в вариативную часть учебного плана (10-11-е классы) позволило увеличить […]...
- Г. В. Пранцова. Рождественская проза в русской литературе XIX – XX веков Разработка нового образовательного стандарта ставит очень серьезные задачи не только перед школой, но и перед методической наукой. И касаются они в том числе и создания нового научно-методического обеспечения учебного процесса. Недавно вышедшее из печати пособие популярного методиста, профессора Галины Васильевны Пранцовой “Рождественская проза в русской литературе: элективный курс для 10−11-х классов” – существенный шаг в […]...
- ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Философско-историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности и изменчивости. Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые – статичны. […]...
- МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА 1.Рассширить предложение, добавляя по одному слову, повторяя все предложения сначала: Веселый праздник… 2.Скажи по другому. Когда приходит Новый год, вместе с ним приходят рождественские праздники. 3.Работа со скороговорками. 4.Закончи рифмованные строки. 5.Сказать веселое, грустное, задумчивое и т. д. предложение об Украине, маме, людях. 6.К словам подбери синонимы (слова к тексту, которые проверяются на […]...
- Система работы по формированию устойчивых каллиграфических навыков у учащихся начальной школы Томилова И. Г., Учитель начальных классов, Учитель высшей категории Орфографическое действие – Один из аспектов письма. Однако ученик может сосредоточить На них свое внимание только тогда, Когда письмо перестает быть предметом обучения. Н. Г. Агаркова Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, […]...
- Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе) Гротеск (от итал. grottesco – причудливый от grotta – грот) – своеобразный стиль в литературе, которым подчеркивается искажение или смешение норм действительности и совместимость контарстов – комического и трагического, фантастического и реального и т. д. Целые литературные направления отрицали гротеск, утверждая, что в преувеличении, искажении нет верности “природе”. Зачем читателю знать, что младенец Гаргантюа, вылезший […]...
- Жизненные принципы Бирюка в одноименном рассказе Тургенева В 40-е – 50-е года XIX века И. С. Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник – “Записки охотника”. В отличие от большинства писателей, которые представляли крестьян безликой серой массой, автор в каждом очерке отмечает в жизни простого народа что-нибудь особенное, поэтому, когда все произведения были объединены в сборник “Записки охотника”, крестьянский мир оказался […]...
- Насколько правомерны принципы: “Непротивление злу насилием” и “Добро должно быть с кулаками” Принцип непротивления злу насилием заключается в том, что на несправедливость нужно отвечать справедливостью. Например, если тебя ударили раз, ты не должен отвечать обидчику ударами, а делать все по закону. Чаще на оскорбление со стороны обидчика нам хочется ответить оскорблением или даже ударом в защиту себя. Когда же мы видим такие конфликты со стороны нам хочется […]...
- Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века. Шемякин суд. Обоз. О покорении Сибири Ермаком. (Литература XVII-XVIII веков) В произведениях “Шемякин суд”, “Обоз”, “О покорение Сибири Ермаком”более точно выражен характер и темперамент людей тех времен. В произведении “Шемякин суд” рассказывается о несправедливом суде. О судье, который готов даже виноватого в очень страшном деле оправдать за определенную плату. О том, как люди могут сделать проблему из обычной случайности или о том, как человек может […]...
- Неоднозначность оценки образа Чипки за романом “Разве ревут волы, как ясли полные?” Олесь Гончар так сказал о личности Афанасия Мирного: “Целенаправленная, согретая глубокой любовью к народу, творчество писателя достовернее всего удостоверяет, чем жил этот человек – суровый летописец эпохи”. Действительно, большой художник стремился быть полезным Украине, передавая литературным персонажам свои самые яркие ощущения и самые горькие боли. Одним из таких персонажей, который вошел в украинскую литературу, есть […]...
- Тропы в литературе: примеры и виды (О литературе) Троп (от греч. tropes – поворот, оборот речи). Каждое слово имеет свой универсальный смысл. Это так называемые прямые значения слова. В них закрепляются названия различных предметов и явлений. Без устойчивости данных значений нет и не может быть языка как средства общения. Вместе с тем природа любого национального языка открывает широкий простор для переносного, образного употребления […]...
- Принципы русской графики Принципы русской графики – основания, на которых базируются способы отражения русской речи на письме при помощи букв. Одним из основных принципов русской графики является фонемный: русская буква, как правило, отражает фонему, а не звук. Фонемный принцип письма сохраняет тождество морфемы, независимо от того, как реально произносится эта морфема. Другим важнейшим принципом русской графики является слоговой […]...