Принцип организации диалогов в “Горячем сердце”
Фабула “Горячего сердца”, как и в сатирических комедиях, сложная, включающая авантюрные элементы (то, что к конструктивной разработке пьесы можно предъявить некоторые претензии – вопрос особый, не меняющий характера фабулы).
Как и в других сатирических комедиях, здесь есть использование амплуа, цитат и реминисценций, но источник всего этого в “Горячем сердце” в соответствии с поставленной художественной задачей – народный театр и другие виды фольклора.
От народной комедии в “Горячем сердце” прежде всего –
В “Горячем сердце” эта черта выражена даже более последовательно, чем в других народных комедиях Островского. Здесь нет абсолютно ничего, лежащего вне мира представлений жителей Калинова, хотя бы и в форме “наваждения” моды или дворянской цивилизации. Напротив, все элементы иной культуры в пьесе как бы растворены и переварены
Как и в других народных комедиях, “младшие” герои вызывают полное авторское и зрительское сочувствие, мы заинтересованно следим за перипетиями их судьбы, характеры же этих героев в соответствии с фольклорной традицией даются готовыми и ясными с самого начала. Победа “младших”, как это и типично для народных комедий Островского, означает торжество народного идеала нравственности.
Однако, по сравнению с обеими жанровыми разновидностями комедии, соединенными Островским в “Горячем сердце”, в этой пьесе есть одна совершенно своеобразная черта, изменившая смысл некоторых из перечисленных выше признаков.
Благодаря очень большой степени обобщения и в сатирическом гротеске и в песенной стилизации идеальных начал – “Горячее сердце” получилось пьесой масштабной, приобрело черты национального комического эпоса. В связи с этим фабула, несмотря на то что она достаточно развита, достаточно сложна, отчасти утратила то значение, какое она имеет и в сатирической, и народной комедии. Зато очень усилилось значение внефабульных элементов, рисующих течение калиновской жизни.
И сатирическая линия пьесы, и любовная интрига, играя свою достаточно существенную роль, все же входят в содержание “Горячего сердца” как часть обшей картины. Отсюда появление в сущности двойной развязки: бытовой развязки любовной линии и внебытовой, условно-поэтической открытой развязки той линии борьбы за волю, которая составляет подлинную сердцевину пьесы.
- Споры о “Горячем сердце” В литературоведении высказывалась в свое время мысль, что “Горячее сердце” написано под влиянием лучших образцов западной буффонной комедии. Зная интерес Островского к классическому европейскому театру, неверно было бы отрицать здесь какую бы то ни было связь. Вспомним, что, (работая над своей народной трагедией, Пушкин обратился к Шекспиру именно как к создателю драматургии, корнями уходящей в […]...
- Сюжетное “действие” образа Гаврилы в “Горячем сердце” Сюжетное “действие” образа Гаврилы совершенно противоположно этому пути. Его “плачевные слова”, о которых с таким снисходительным презрением говорит Вася Шустрый, исполненный “геройского духа” в объяснениях с девицами, – это слова сострадания к горькой доле женщины (“нет такого ничтожного, последнего мужичонка, который бы не считал бабу ниже себя”), и его мечта хотя бы свою избранницу избавить […]...
- “Горячее сердце”. Опыт народной сатирической комедии В “Горячем сердце”, которое создавалось в том же году, что и “На всякого мудреца довольно простоты”, Островский соединил две жанровые разновидности комедии: народную и сатирическую. При этом свойства каждого из названных типов комедии не просто соседствуют, механически сочетаются в художественном мире пьесы, но взаимно влияют и взаимно трансформируют друг друга. “Горячее сердце” – вещь совсем […]...
- О комедии А. Н. Островского “Горячее сердце” В комедии “Горячее сердце” Островский обратился к быту купечества и мещанства. Один из центральных персонажей комедии – богатый подрядчик Тарас Тарасыч Хлыпов выступает как продукт уже новых времен и рядом с некоторыми героями сатирических очерков Салтыкова-Щедрина является одним из самых ярких в русской литературе воплощений типа “чумазого”. Пьяные выдумки Хлыпова, весь распорядок его безобразит хамская […]...
- Основной литературный принцип Пушкина Пропагандируя в прозе “прелесть нагой простоты”, Пушкин хотел бы и поэзию освободить “от условных украшений”, “приблизить поэтический слог к благородной простоте” (“В зрелой словесности приходит время…”). Поэт-реалист ведет систематическую борьбу против украшенного, метафорического, перифрастического стиля сентименталистов и романтиков. Но это не значит, будто Пушкин отказывается от метафор или перифраз, от эпитетов или сравнений. Эти и […]...
- Темы сочинений по пьесе М. Горького “На дне” < p>1. Система персонажей пьесы М. Горького “На дне”. 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького “На дне”. 3. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького “На дне”.) 4. Человек и правда в пьесе М. Горького “На дне”. 5. Пьеса М. Горького “На дне” как социально-философская драма. 6. Проблематика добра и правды […]...
- Темы сочинений и рефератов по комедиям Островского 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии “Свои люди – сочтемся”. 3. “Недоросль” Фонвизина и “Свои люди – сочтемся” Островского – художественный строй сатирической и бытовой комедии. 4. Трагические характеры и ситуации в комедиях Островского. 5. Как в пьесах Островского раскрывается природа самодурства? 6. Катерина и Кабаниха в […]...
- Анализ формы организации повествования Анализ формы организации повествования Эта часть композиционного анализа предполагает интерес к тому, как организовано Рассказывание. Для понимания художественного текста важно учитывать, кто и как ведет рассказ. Прежде всего, повествование может быть формально организовано как монолог (речь одного), диалог (речь двоих) или полилог (речь многих). Например, лирическое стихотворение, как правило, монологично, а драма или современный роман […]...
- Принцип народности в “Тихом Доне” Социальный конфликт, переросший обычные рамки и вылившийся в коллизии национального разлома, потрясения жизни нации до самых ее глубин, – вот под каким углом зрения анализирует Шолохов судьбу национального характера. Тем самым писатель становится на дорогу подлинно эпического искусства, предмет которого, по Гегелю,- “действие, вплетающееся в общую картину данного века и национальных черт; поэтому это действие […]...
- ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГОВ КНЯЗЯ АНДРЕЯ И ПЬЕРА (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” несет большой философский смысл, который рас- крывается различными способами. Филосо- фия произведения “полифонична”. Автор не ограничивается отступлениями. Он вклады- вает свои идеи в уста главных героев, но пы- тается передать не только свое отношение к действительности, но и другие возможные взгляды. Герои Толстого отстаивают различ- ные позиции, которые […]...
- Характеристика героев по произведению Вальтера Скотта “АЙВЕНГО” &;#124; РИЧАРД ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ РИЧАРД ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ Персонаж романа и реальное историческое лицо, король Ричард I пытался проводить политику примирения между саксонскими и норманнскими аристократами, окружал себя отважными, верными и доблестными рыцарями любой национальности. В романе автором создан образ короля-рыцаря и заступника, близкий духу народных баллад. Союз короля и народа, изображенный в романе, имел реальную историческую почву: опираясь на […]...
- Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова < p>1. Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 2. Тема счастья в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”. 3. “На краю обрыва в будущее” (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 4. Когда за окнами – другая жизнь… (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 5. Будущее в представлении чеховских героев […]...
- Стиль повествования и диалогов в романе “Княгиня Литовская” Следующий после “Вадима” прозаический опыт Лермонтова, тоже оставшийся незавершенным “Княгиня Литовская” (1836), – означает огромный шаг вперед по пути к реалистической прозе. Знаменателен выбор сюжета и изображаемой среды: действие развертывается (вернее – лишь начинает развертываться) в современном автору Петербурге, в бытовой и даже будничной обстановке, персонажи взяты из повседневности, но уже с самого начала намечается […]...
- Вспомогательные формы организации обучения Вспомогательные формы организации обучения направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. К наиболее распространенным вспомогательным формам организации обучения относятся факультативы, кружки и клубы. Факультативы являются эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Основная задача факультатива состоит в углублении и расширении знаний, развитии способностей и интересов учащихся, а […]...
- Роль диалогов в художественном тексте Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат? Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои синтаксические особенности. Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы предложение 19-20. : -Я плохо разбираюсь, может, вы поясните? -Что именно? – сухо спросила девица. Во-вторых, […]...
- Конспект урока на тему “Влияние внутренней и внешней мотивации на климат организации” Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида № 38 “Красная шапочка” Города Вологды Конспект урока на тему “Влияние внутренней и внешней мотивации на климат организации” Подготовила Заведующий МДОУ № 38 “Красная шапочка” Г. Вологда Влияние внутренней и внешней мотивации на климат организации Современное образовательное учреждение, как известно, базируется на высококвалифицированных технологиях (информационных, интерактивных, интенсивных), […]...
- Особенности пространственно временной организации в “Песне о Нибелунгах” Около 1200 г. Представляет собой поэму состоящую из 39 песен или авантюр, насчитывающую около 10000 стихов, объединенных в строфы по 4 стиха. Немецкая песня является результатом трансформации старинного эпического сказания под влиянием рыцарской литературы конца 12 в. Несмотря на феодально-христианскую обработку сюжет поэмы содержит пережитки более ранних ступеней развития сказаний. Оттесненные в поэме на задний […]...
- Примеры диалогов на тему “Телефонный разговор” – Доброго дня. Это дом детского творчества? – Доброго дня. Так. Чем могу помочь? – Я видела объявление о проведении благотворительного спектакля. Подскажите, пожалуйста, что это за спектакль? – Это спектакль экспериментального школьного театра под названием “Руслан и Людмила” по мотивам произведения А. С. Пушкина. Спектакль благотворительный. Собранные средства передадут детской больнице. – Благодарю за […]...
- Художественная проза А. Солженицына: проблематика, поэтика, особенности организации повествования Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы – в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе […]...
- Принцип релятивности поэтики ОБЭРИУ Принцип релятивности стал важным характернейшим признаком поэтики ОБЭРИУ, при котором различные элементы текста – от персонажа до пространственно-времен-нбй структуры оказываются нестабильными, все время трансформируясь на протяжении произведения. Один из наиболее ярких примеров мы находим в тексте А. Введенского “Пять или шесть”, – где встречаемся с подрывом истинности только что введенной в текст информации, связанной с […]...
- Мультимедийное оборудование в организации современного занятия в ДУЗ Современная педагогическая наука и практика сосредоточили внимание на поиски новых технологий обучения, которые обеспечивали бы всестороннее развитие личности дошкольников и способствовали его самовыражению. Сегодня большой выбор инновационных технологий помогают дошкольным работникам достаточно интересно, творчески и эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс. Одним из важнейших заданий на этапе модернизации образования Украины является обеспечение качества подготовки дошкольников к обучению […]...
- Образ и характер характеристика Эльмиры Дорины по пьесе (комедии) Тартюф (Мольер Ж. Б.) Не менее выигрышны роли представителей другого лагеря. Эльмира, жена Оргона,- воплощение типа уравновешенной, благоразумной женщины. Она дана как в меру кокетливая молодая жена старого мужа. Мужем своим она отнюдь не ослеплена и даже смотрит на него со снисходительной иронией. Она не чуждается светских удовольствий. Отличается полным самообладанием. Именно ее самообладанию обязан Оргон разоблачением Тартюфа. Сцена […]...
- Темы сочинений по повести “Собачье сердце” < p>1. Смысл названия повести “Собачье сердце”. 2. Портрет эпохи в повести “Собачье сердце”. 3. Художественное своеобразие повести “Собачье сердце”. 4. “Великие преобразователи природы” (по повестям М. А. Булгакова “Роковые яйца” и “Собачье сердце”). 5. Образ профессора Ф. Ф. Преображенского в повести “Собачье сердце”. 6. Сравнительная характеристика образов Шарика и П. П. Шарикова в повести […]...
- Принцип показа характеров в трагедиях Пушкина Завершающая ремарка “Бориса Годунова”: “Народ безмолвствует” – ставит зрителей и читателей перед сложнейшей проблемой, решение которой, однако, не дано, а скрыто за скупой формулой. Ремарка Пушкина производит неизмеримо сильнейшее впечатление в чтении, нежели на сцене, где для сценического воплощения этого безмолвия реальных средств пока еще не найдено. Народ на сцене, в лучшем случае, будет молчать, […]...
- Каков же художественный принцип проявления пушкинской позиции в мемуарах Гринева? Соотнесение рассказа условного автора с драматической ситуацией, создаваемой Пушкиным, носит динамический характер. При их пересечении, по законам индукции, возникает новая, особая, “возбудительная”, по меткому слову Гоголя, сила – поэтическая концепция событий и характеров в романе. Поскольку же пушкинские ситуации, предложенные Гриневу для честного описания, в большинстве случаев посвящены “испытаниям” Пугачева, то главное содержание “Капитанской дочки” […]...
- Урок для 6 класса по теме: “Композиция как универсальный принцип в искусстве” Тема: ” Композиция как универсальный принцип в искусстве” 6 класс Учитель изобразительного искусства МОУ “Гимназия № 87” Яковлева Марина Николаевна Г. Саратов – 2015 г. Тема урока: “Композиция как универсальный принцип в искусстве””. Цель урока: Формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов. Задачи урока: […]...
- Тематический полиморфный тест по биологии “Структура организации живых организмов” Тематический полиморфный тест по биологии ( 2 варианта) Тема: Структура организации живых организмов Раздел 2 Учебник биологии Общие закономерности 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва Дрофа 2015 год. Авторы учебника: С. Г. Мамонтов; В. Б. Захаров; И. Б. Агафонова; Н. И. Сонин Составитель: учитель биологии МОБУ СОШ ЛГО с. Пателеймоновка Приморского края Г. П. […]...
- Применение программ компьютерной графики. Принцип единства и целостности В настоящее время очень актуальной стала тема проектов. Проекты пишут все: и учащиеся и учителя. Одной из обязательных частей проекта является презентация, которая чаще всего создается с помощью программ компьютерной графики. В этой статье я хотела бы рассмотреть общие вопросы, связанные с применением графических программ. Для более наглядного анализа буду использовать проект, созданный мной: “Мои […]...
- Принцип контраста в изображении главных героев повести Кобылянской “Царевна” Повесть О. Кобылянской “Царевна” – это многопроблемное произведение, где писательница ставит новые проблемы – формирование демократической интеллигенции, ее место в общественной жизни и обязанности перед народом, судьба таланта в условиях буржуазного общества. В повести четко проводится мысль о потребности уничтожить всякий духовный гнет и насилие над человеком. Мое внимание в повести “Царевна” привлекли в первую […]...
- Урок для 8 класса на тему “Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти” Технологическая карта урока 1. Ф. И. О. учителя : Бобина Алла Владимировна, учитель информатики ГБОУ школа№494 Выборгского района г. Санкт-Петербурга 2. Класс: 8 Предмет: информатика и ИКТ № урока по расписанию: 2 3. Тема урока: “Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти” 4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок […]...
- Москва – сердце Родины Москва – сердце Родины Москва – сердце нашей Родины. С этим согласны все, даже большинство петербуржцев, часто относящихся с определенной ревностью к ее столичному статусу. Москва разнообразна и разнолика – так же, как сама Россия. Здесь и шумный пешеходный Арбат с его артистами, художниками и продавцами сувениров. Это и огромный, шумный проспект Мира с его […]...
- Урок-основная форма организации обучения. Современный урок в начальной школе Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок. “Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению […]...
- Сочинение на тему: Москва – сердце Родины Москва – сердце Родины Москва – сердце нашей Родины. С этим согласны все, даже большинство петербуржцев, часто относящихся с определенной ревностью к ее столичному статусу. Москва разнообразна и разнолика – так же, как сама Россия. Здесь и шумный пешеходный Арбат с его артистами, художниками и продавцами сувениров. Это и огромный, шумный проспект Мира с его […]...
- Ассоциативная образность как ведущий принцип поэтики П. Целана Кровавые социальные трагедии ХХ века, ужасные события Второй мировой войны сформировали мировоззрение, которое называют “апокалипсическим”. Один из главных тезисов творчества Целана, которое развивается в большинстве его поэтических произведений, после Освенцима люди обречены жить в отрезке времени, когда последний акт истории уже завершился, а Страшный Суд отложен на неопределенный срок. Ведущий принцип поэтики Целана – ассоциативная […]...
- Принцип антитезы и ее роль в романе “Обломов” Роман “Обломов” написан накануне реформ, в 1859 г. В ожидании изменений в обществе появлялись новые взгляды, новые оценки событий в окружающей действительности. В своем романе Гончаров хотел противопоставить две культуры: русскую и западную, поэтому неслучайным явилось то, что все произведение строится на принципе антитезы. Предреформенная эпоха позволила автору противопоставить в своем романе два разных идеала […]...
- Каков же художественный принцип в мемуарах Гринева? Соотнесение рассказа условного автора с драматической ситуацией, создаваемой Пушкиным, носит динамический характер. Бри их пересечении, по законам индукции, возникает новая, особая, “возбудительная”, до меткому слову Гоголя, сила – поэтическая концепция событий и характеров в романе. Поскольку же пушкинские ситуации, предложенные Гриневу для честного описания, в большинстве случаев посвящены “испытаниям” Пугачева, то главное содержание “Капитанской дочки” […]...
- Пластичность поэта в мире – центральный принцип поэзии Овидия Для того чтобы стать заметной фигурой в поэтическом мире в век Августа, необходимо было обладать действительно уникальным талантом, так как сочинение стихов в те времена считалось весьма модным занятием, его практиковали очень многие аристократы. Овидий же заметно выделялся своей сдержанной и неброской манерой, тематикой своих ранних стихотворений, лишенных излишней учености и посвященных всей гамме любовных […]...
- Сердце-труженик! Сокращаясь, сердце выполняет свою работу. Как и любая другая работа, работа сердца измеряется произведением веса поднятого груза (в килограммах) на высоту (в метрах). Попробуем подсчитать работу сердца, приняв за основу частоту сердечных сокращений примерно 70 ударов в минуту. За день, если человек не совершает тяжелой работы, сердце сокращается свыше 100 000 раз; за год – […]...
- Сатира как творческий принцип Салтыкова-Щедрина “Сказки” М. Е. Салтыкова-Щедрина (1883-1886) составляют самостоятельный этап его творчества. За небольшим исключением, они созданы в последние годы жизни писателя и предстают перед нами неким итогом его работы в литературе. И по богатству художественных приемов, и по идейной значимости, и по разнообразию воссозданных социальных типов эта книга в полной мере может считаться художественным синтезом всего […]...
- Написать рецензию на спектакль булгакова собачье сердце Повесть Булгакова “Собачье сердце” – на первый взгляд не более чем политическая сатира; этим взглядом и ограничился когда-то уважаемый режиссер Товстоногов, ставя на сцене Станиславки инсценировку этой повести, выполненную Ставицким. Поставил вроде бы грамотно, качественно, позволив прозвучать всем афоризмам, не затягивая мизансцены, а даже иногда как-то больно быстро их прокручивая – из-за этого второстепенные персонажи […]...