Принцип организации диалогов в “Горячем сердце”



Фабула “Горячего сердца”, как и в сатирических комедиях, сложная, включающая авантюрные элементы (то, что к конструктивной разработке пьесы можно предъявить некоторые претензии – вопрос особый, не меняющий характера фабулы).

Как и в других сатирических комедиях, здесь есть использование амплуа, цитат и реминисценций, но источник всего этого в “Горячем сердце” в соответствии с поставленной художественной задачей – народный театр и другие виды фольклора.

От народной комедии в “Горячем сердце” прежде всего –

четкое противостояние добра и зла, персонифицированного в положительных и отрицательных персонажах. Как и во всех народных комедиях, конфликт представляет собой антагонистическое столкновение угнетателей и угнетенных. При этом он протекает в общей культурно-бытовой среде.

В “Горячем сердце” эта черта выражена даже более последовательно, чем в других народных комедиях Островского. Здесь нет абсолютно ничего, лежащего вне мира представлений жителей Калинова, хотя бы и в форме “наваждения” моды или дворянской цивилизации. Напротив, все элементы иной культуры в пьесе как бы растворены и переварены

этой мощной всеохватывающей эпической средой (напомним “дворянские” запои Хлынова, его парк и театр, перенесенный со сцены непосредственно в быт, даже герой-дворянин здесь появляется в виде совершенно лубочного “барина с большими усами”, а рассказ Хлынова о том, что он с губернаторшей чай и кофей пил и “довольно равнодушно” – как бы напоминание сцен угощения разбойников богатым помещиком в разных вариантах “Лодки”, только, конечно, без кровавого финала).

Как и в других народных комедиях, “младшие” герои вызывают полное авторское и зрительское сочувствие, мы заинтересованно следим за перипетиями их судьбы, характеры же этих героев в соответствии с фольклорной традицией даются готовыми и ясными с самого начала. Победа “младших”, как это и типично для народных комедий Островского, означает торжество народного идеала нравственности.

Однако, по сравнению с обеими жанровыми разновидностями комедии, соединенными Островским в “Горячем сердце”, в этой пьесе есть одна совершенно своеобразная черта, изменившая смысл некоторых из перечисленных выше признаков.

Благодаря очень большой степени обобщения и в сатирическом гротеске и в песенной стилизации идеальных начал – “Горячее сердце” получилось пьесой масштабной, приобрело черты национального комического эпоса. В связи с этим фабула, несмотря на то что она достаточно развита, достаточно сложна, отчасти утратила то значение, какое она имеет и в сатирической, и народной комедии. Зато очень усилилось значение внефабульных элементов, рисующих течение калиновской жизни.

И сатирическая линия пьесы, и любовная интрига, играя свою достаточно существенную роль, все же входят в содержание “Горячего сердца” как часть обшей картины. Отсюда появление в сущности двойной развязки: бытовой развязки любовной линии и внебытовой, условно-поэтической открытой развязки той линии борьбы за волю, которая составляет подлинную сердцевину пьесы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Принцип организации диалогов в “Горячем сердце”