Принцип “Мысль – образ – музыка”
Действие принципа “Мысль – образ – музыка” можно рассмотреть на стихотворении “Я воспитан природой суровой…”. Заболоцкий пишет о своем желании проникнуть в жизнь природы, слиться с ее великим движением.
Стихотворение вызывает ощущение строгости, чеканности, четкости и в то же время загадочности.
Две первые строки стихотворения, которые звучат аскетично, без аффектации. Главное в них – мысль:
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног…
Антитеза, спаянная с лаконичной метафорой, в основе
…Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Поэт говорит о самых простых, привычных растениях, которые мы привыкли не замечать. Но в строфе чувствуется недоговоренность, недосказанность. В чем она? “…Мне довольно заметить…” – довольно для чего?
Поэт не договаривает, но мы понимаем: довольно прикосновения к жизни привычных растений, чтобы почувствовать свое родство со всей природой.
Вторая строфа разворачивает сжатую мысль первой строфы:
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье
В этом, четверостишии мы не видим эпитетов как образных определений предмета: все определения предельно просты, обусловлены логикой текста: “простое растенье”, “первых листьев”, “весеннего дня”. Но волшебство подлинной поэзии в том, что она способна создать яркие художественные образы из самых обычных прилагательных, возвысить простоту до поэзии. Отметим также, что средства, выбранные поэтом, соответствуют мысли стихотворения: было бы странно говорить о простоте с помощью вычурных метафор и эпитетов.
Поэт строит строфу на антитезе: “Чем обычней…, \ Тем живее…”.
Третья строфа в ярких образах показывает нам природу как самостоятельную сущность, государство, независимое от человека, в котором этот человек – всего лишь часть огромного целого. Опять мы чувствуем некоторую недосказанность: о чем, “задыхаясь”, поет ручей?
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Строфа звучит в целом на более высокой ноте, чем две предыдущие, за счет непривычных сочетаний слов: “в государстве ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”.
В четвертой строфе мы вместе с автором обращаем свой взгляд к звездам, ощущаем неразрывность жизни человека, простого подорожника и “туманных звезд”:
Жизнь потоком светящейся пыли Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
Обращаем внимание на повторение: “…Все текла бы, текла сквозь листы…”. Слово “листы” (не “листья”) звучит в этом тексте не случайно: возникает ассоциация с книгой мировой жизни, в которой запечатлевается бытие каждой частицы “светящейся пыли”. Словно исподволь звучит в строфе странное несоответствие: “туманные звезды” способны “заливать лучами кусты”.
Мы понимаем, что дело не в видимой яркости света, а в его всепроникающей способности соединять далекое и близкое, великое и малое – огромные звезды и маленькие кусты на одной из планет.
В четвертой строфе – выразительные аллитерации и повтор (“…Все текла бы, текла…”, которые придают строкам музыкальность.
В последней строфе перед нами человек, способный ощущать гармонию мира:
И, внимая весеннему шуму Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу Беспредельных полей и дубрав.