“Приморский сонет” анализ стихотворения Ахматовой



Любой человек рано или поздно задумывается о смерти, ведь все люди, увы, смертны. Кого-то она пугает, кто-то демонстрирует, что не боится ее, многие думают и говорят о ней, как о чем-то неизбежном. Однако любой публичный человек, скорее, боится не смерти, а беспамятства – того, что о нем быстро забудут, когда его не станет.

Именно поэтому так популярен среди поэтов мотив “памятника нерукотворного”, по сути, сборника стихов, который всех переживет и “тленья убежит”.

Есть те, кто воспринимает смерть всего лишь как миг перед лицом вечности. К числу таких поэтов по праву можно отнести Анну Андреевну Ахматову. Пережив расстрел мужа, блокаду Ленинграда, арест и ссылку единственного сына, она действительно научилась “просто, мудро жить, смотреть на небо и молиться Богу”.

Правда, эти строки она написала, когда ей исполнилось 23 года и счастье было впереди. Когда ей исполнилось 69 лет, а позади осталась большая и трудная жизнь, Анна Андреевна написала “Приморский сонет” , анализ которого и будет здесь представлен.

Обращение к Сонету, по меньшей мере, странно.

Сонет – каноническая форма, имеющая строгое построение, строфику и рифмовку. В русской поэзии XIX века сонет почти не использовался.

В начале ХХ века только старшие символисты – В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб – создавали сонеты. Сама Ахматова почти не обращалась к этому жанру, тем более не выносила в название. И вдруг – “Приморский сонет”. В то время Ахматова жила в поселке Комарово на берегу Финского залива в доме, предоставленном ей Литфондом.

Очевидно, поэтому и назван сонет “Приморским”. Гуляя по берегу Финского залива, уже немолодая поэтесса получила возможность осмыслить все прожитое и достойно подготовиться к завершению своего земного пути.

Однако Образ смерти в этом произведении как будто подменен Образом вечности. А перед лицом вечности меркнут все обиды, забываются все житейские мелочи, замирает суета. Даже ритм этого произведения неспешный, несмотря на то, что написан Четырехстопным ямбом вместо общепринятого в мировой практике пятистопного или даже гекзаметра. Чередование женской и мужской рифмы тоже замедляет темп стихотворения, а повторение точной рифмы – “скворешни – вешний – нездешний – черешни” – словно бы окончательно останавливает движение.

Действительно, а куда торопиться? Героиня никуда и не торопится, она тщательно взвешивает: что было ЗДЕСЬ и что будет ТАМ, за гранью неизвестного. Поэтому стихотворение и построено на Антитезе : смерть и бессмертие, вечность. При этом слово “смерть” не звучит – Ахматова использует прием умолчания:

Дорога не скажу куда.

Строгость формы сонета во многом обусловлена тем, что начинается он, как правило, с тезиса, а последующие тринадцать строк раскрывают содержание этого тезиса. В произведении Ахматовой все подчинено данному правилу. Тезис “Здесь все меня переживет”, содержащий обобщающее слово Все, раскрывается с помощью ряда однородных членов, куда логически входят и скворешни, и воздух, и черешня, и месяц – действительно, все – все, что так дорого в земной жизни.

В завершающих строках возникают приметы родных для Ахматовой мест, связанных с Царским Селом. Здесь прошла ее гимназическая жизнь, здесь она познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Николаем Гумилевым. Гуляя по дорожкам Царского Села, Ахматова ощущала просто физическую связь с Александром Пушкиным, а сама атмосфера располагала к творчеству, к поэзии.

Итак, своеобразный жизненный круг замкнулся: героиня вновь оказывается там, где когда-то, “на заре туманной юности”, была счастлива, а значит, “средь стволов еще светлее” и “дорога не скажу куда” будет такой же радостной. Настораживает только использование слова “кажется” в первом терцете. Конечно, поэт всегда как бы отделяется, абстрагируется от созданного им героя. И в этом стихотворении представлено наиболее достойное, по мнению Анны Андреевны Ахматовой, отношение к смерти.

Но на самом деле дорога к смерти только кажется легкой, ведь, говорят, ожидание смерти во сто крат тяжелее самой смерти.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Приморский сонет” анализ стихотворения Ахматовой