Примитивная натура Простаковой и Скотинина в комедии “Недоросль”

В сравнении с “Бригадиром” “Недоросль” (1782) отличается большей социальной глубиной и более резкой сатирической направленностью. В “Бригадире” речь шла об умственной ограниченности героев, об их галломании, недобросовестном отношении к службе. В “Недоросле” на первое место вынесена тема помещичьего произвола.

Главным критерием в оценке героев становится их отношение к крепостным крестьянам. Действие происходит в имении Простаковых. Неограниченной хозяйкой в нем является госпожа Простакова. Любопытно отметить,

что в перечне действующих лиц только ей присвоено слово “госпожа”, остальные герои названы лишь по фамилии или по имени.

Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности.

Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж за своего брата. Однако в полной мере нрав этой “фурии” раскрывается в обращении с крепостными крестьянами.

Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на

существа другой, низшей породы.

Уже начало пьесы – знаменитое примеривание кафтана – сразу же вводит нас в атмосферу дома Простаковых. Здесь и грубая брань в адрес доморощенного портного Тришки, и голословное обвинение его в воровстве, и привычное распоряжение наказать розгами ни в чем не повинного слугу. Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных.

“С тех пор,- жалуется она Скотинину,- как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”. Порядок в доме наводится бранью и побоями. “С утра до вечера,- жалуется Простакова,- как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь”. Еремеевна на вопрос, сколько ей полагается жалованья, со слезами отвечает: “По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день”. С языка Простаковой в разговоре со слугами не сходят грубые, бранные слова: скот, харя, канальи, старая ведьма.

Известие о болезни дворовой девки Палашки приводит ее в бешенство: “Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!”.

Примитивная натура Простаковой особенно явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но, узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью: “Простил!

Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке”.

Указ о вольности дворянской, в котором шла речь об освобождении дворян от обязательной службы, госпожа Простакова воспринимает как “юридическое освящение неограниченной власти… над личностью и собственностью крестьянина”. “Дворянин,- возмущается она,- когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?”.

Брат Простаковой Скотинин родствен ей не только по крови, но и по духу. Он в точности повторяет крепостническую практику своей сестры. “Не будь я Тарас Скотинин,- заявляет он,- если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою… а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”.

Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придает ей характер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует предупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых. Живучесть, неистребимость рода Скотининых точно подметил Пушкин, назвав среди гостей Лариных “Скотининых чету седую… с детьми всех возрастов”.

В “Недоросле” система образов продумана столь же строго. Здесь три группы персонажей, включающих в себя три мужских и один женский образ: положительные герои – Стародум, Правдин, Милон и Софья; злонравные – Простакова, Простаков, Скотинин и Митрофан; воспитатели Митрофана – Цифиркин, Кутейкин, Вральман и Еремеевна, наделенные как положительными, так и отрицательными качествами.

Сюжет “Недоросля” строится на традиционно-классицистической основе – соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини. Однако любовная интрига не раскрывает чрезвычайно важную для автора крепостническую тему. В связи с этим драматург дополняет любовную интригу социальной коллизией, выраженной в пьесе конфликтом между Правдивым и Про-стаковой. Интрига и коллизия связаны между собой общим для них образом Простаковой.

В – последнем действии обе линии сходятся и Простакова терпит двойное фиаско. Правдин хочет отдать ее под суд за попытку похитить Софью. Простакова вымаливает у него прощение и тут же намеревается расправиться с нерасторопными слугами.

Тогда Правдин объявляет свое решение о передаче ее имения в опеку. Тем самым комедия завершается двумя развязками.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Примитивная натура Простаковой и Скотинина в комедии “Недоросль”