Примеры чистой и возвышенной любви в творчестве А. И. Куприна
А. И. Куприна, великого мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви Этой вечной и прекрасной теме он посвятил три повести – “Гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”. Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, “зоологических” проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе, отправляясь для этого в глубину веков (“Суламифь”), забираясь в лесную глушь Волынской губернии (“Олеся
Коротко остановимся на сюжете произведения, что поможет осознать основные проблемы, которые затрагиваются в нем, понять обстоятельства трагической любви “маленького человека”, почувствовать особенности времени. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу высшего света. Восемь лет длится безмолвная и безнадежная любовь.
Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного
Он готов растоптать, уничтожить “плебея”, который не боялся делать знаки внимания потомственный дворянке. Близкие княгини люди считают бедного телеграфиста ненормальным, чуть ли не маньяком. И только старый генерал Аносов, с которым любит быть откровенной княгиня, догадывается о искренних мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: “Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”. Любовь “маленького человека” заканчивается трагически.
Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью зачерствевших душ, герой повести погибает. “Молчать и гибнуть” – вот духовный обет влюбленного телеграфиста.
И все же он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной возлюбленной. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющий, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя.
Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, что подняло его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя Твое”. Могла ли быть такая любовь в действительности? “Гранатовый браслет” – это чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?
Известно, что писатель всегда старался находить в реальном мире сюжеты и образы для своих произведений. В основу повести положены действительные факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство.
Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, не основываться на выгоде и пользе: любовь должна быть самой большой тайной в мире, никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Любовь, по Куприну, должна основываться на высоких, возвышенных чувствах, на взаимоуважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Она должно стремиться к идеалу. А. М. Горький, который ранее критиковал Куприна за отход от реальной действительности, был в восторге от этой повести.
В одном из писем он называл повесть “замечательной вещью”, отмечал, что “начинается хорошая литература”.
Повесть “Олеся” была написана почти сразу после знаменитого “Молоха”, в котором Куприн показал жестокий мир капитала со всеми его ужасами и пороками. События, изображенные в повести, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повести – Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с полесской девушкой Олесей. Не все безоблачно здесь, вдали от цивилизованного мира.
Невежество, корысть, ложь успели свить гнездо и в этой полесском деревушке. Свободная, смелая Олеся не нравится суеверным крестьянам, которые считают ее колдуньей. Они ненавидят ее и преследуют. Противостояние очевидно.
На полярных позициях, несмотря на взаимную любовь, находятся также Олеся и Иван Тимофеевич. Выросший в царстве жестокого Молоха, Иван Тимофеевич отравлен его порочным дыханием. Да, он не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир “дочки природы” и его собственный. Он понимает невозможность их совместного счастья.
Понимает это, а вернее, догадывается об этом и Олеся. “Наивная, очаровательная сказка” любовь заканчивается разлукой. И виной тому, как уже говорилось, не только необразованные крестьяне, но и сам Иван Тимофеевич.
Большое чувство любви воспето Куприным еще в одной повести – “Суламифь” (1908), созданной по мотивам библейской книги “Песнь песней”. Суламифь – воплощение чистой и жертвенной любви. Она противопоставлена злой и зависти царицы Асис, отвергнутой царем Соломоном.
Царь-мудрец покорен чистотой любви простой девушки. Но горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным: любовь заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь. Но даже смерть не может победить ее любовь.
Пораженная мечом Елиава, которого подослала коварная Асис, Суламифь благодарит своего возлюбленного за все: за любовь, за красоту, за мудрость, за счастье. Связь между повестями “Гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь” очевидна. Это гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству.
Все три повести имеют глубоко общечеловеческий характер. Они поднимают проблемы, которые всегда будут волновать человечество.