Примерный план анализа стихотворения
Вступление. Может быть “введением” в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.
Может быть “тематическим” : определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.
Может быть “биографическим” : рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения.
Может быть “лирическим” : вы можете поделиться своими
Основная часть.
Восприятие. Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую “палитру” стихотворения.
Истолкование. Ваша задача – выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть, выявить авторскую концепцию.
Примерный круг вопросов
1. Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения.
2. Определите особенности жанра, если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?
3. Определите тему стихотворения, если вы не обозначили ее во вступлении..
4. Охарактеризуйте композицию стихотворения.
!Далее удобнее всего анализировать текст “вслед за автором”, характеризуя каждую часть стихотворения, двигаясь от строчки к строчке, от строфы к строфе.
5. Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:
– лексические ;
– фонетические ;
– словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы, приемы семантизации морфем, морфемного повтора и т. д.
– морфологические ;
– синтаксические ;
– особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.
6. Охарактеризуйте состояние лирического героя.
7. Сформулируйте идею стихотворения, определите свое отношение к ней.
8. Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?
Заключение. Должно содержать оценку поэтического текста.
- План анализа стихотворения 1. Какое План анализа стихотворения 1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся. 2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые […]...
- Примерный план сочинения интерпретация поэтического текста Первое и самое главное – выразительно, вдумчиво прочитайте стихотворение Примерный план Средства описания Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта? Кому или чему, какому событию посвящено стихотворение? Каково первое впечатление о стихотворении? Какой мелодический ритм вы почувствовали? Какими средствами достигается почувствованное вами звучание? Какова композиция стихотворения? Какие мотивы возникают в стихотворении? Какой мотив становится главным? […]...
- Шаблон анализа лирического стихотворения Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где Вершина – текст стихотворения, Ось конуса – анализ формы, Основание – истолкование содержания. 1. С чего начать? – ассоциации, которые вызывает стихотворение; – настроение, которое создает стихотворение – мысли, которые оно вызывает – факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к […]...
- В чем метафорический смысл стихотворения А. С. Пушкина “Узник”? (План) История создания стихотворения. (Стихотворение написано в первые годы ссылки поэта, в 1822 году, когда Пушкин жил на Юге, в Кишиневе). Метафорический смысл названия. (Стихотворение написано от первого лица: “Сижу за решеткой в темнице сырой…” Хотя Пушкин не был узником “темницы сырой”, но, находясь в ссылке, он не мог чувствовать себя свободным человеком.) Многозначность образа узника. […]...
- Новаторство на примере анализа стихотворения А вы могли бы? (Маяковский В. В.) Маяковский – поэт-футурист. Он стремится создать совершенно новое искусство. Поэтому он старается привносить в поэзию что-то новое, свое. С помощью ярких метафор (“карта будня”, “флейта водосточных труб”) Маяковский создает масштабные образы. Благодаря этим приемам, лирический герой предстает перед нами большим и могучим. Он уверенный в себе человек, поднявшийся над обществом. Ему под силу делать совершенно […]...
- Творческая индивидуальность на примере анализа стихотворения К Б Я встретил вас (Тютчев Ф. И.) 1. Автор произведения – Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873), русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук. Название произведения – “К. Б.”. Дата написания – 1870 год. 2. На момент написания стихотворения Тютчеву было уже 67 лет. По свидетельству Я. П. Полонского, инициалы в заглавии обозначают сокращение переставленных слов “Баронессе Крюденер”. В 1870 […]...
- Н. А. Некрасов Примерный текст сочинения Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении […]...
- Анализ стихотворения “Смерть поэта” Лермонтова “Смерть поэта” (1837). Стихотворение было написано сразу после смерти А. С. Пушкина, ознаменовав открытие основного периода творчества Лермонтова. Благодаря этому стихотворению поэт становится известен всей России. Таким образом была продекламирована преемственность между двумя величайшими поэтами России: А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. В произведении сконцентрированы основные темы всего позднего периода творчества Лермонтова: отношение к […]...
- Н. А. Некрасов Примерный текст сочинения. Краткое изложение текста Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении […]...
- Чувство одиночества, тоска по родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Тучи” (План) История создания стихотворения. (Стихотворение впервые было опубликовано в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”. Написано оно перед отъездом поэта в ссылку на Кавказ. Друзья собрались на квартире Карамзиных, чтобы проводить Лермонтова. Тронутый вниманием к себе, поэт стоял у окна и глядел на ползущие над Летним садом тучи. Тогда и было написано стихотворение, в котором […]...
- Примерный сценарий “Выпускного бала” Примерный сценарий “Выпускного бала” Совсем немного остается времени до того дня, когда чуточку грустнеют лица старшеклассников, когда подходит пора прощания со школой, лицеем, гимназией – выпускной вечер. Предлагаем некоторые сценарии проведения этого праздника. Пусть выпускники собираются перед началом праздника на школьном крыльце. Заранее приготовьте 7-10 голубей, которых необходимо будет выпустить в небо в определенный момент […]...
- Схема анализа литературно-художественного Схема анализа литературно-художественного произведения При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму. Идейное содержание включает: 1) тематику произведения – выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2) проблематику – наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3) пафос произведения – идейно-эмоциональное отношение […]...
- Примерный алгоритм выпускного сочинения С. Ф. Бахтин Примерный алгоритм сочинения Может ли природа быть источником вдохновения и переживания человека? Эпиграф Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать. С. Есенин Примерное вступление Одна из вечных и волнующих тем в русской и мировой литературе – может ли природа быть источник вдохновения […]...
- Охарактеризуйте эмоциональный фон стихотворения Фета “Шепот, робкое дыханье…” Охарактеризуйте эмоциональный фон стихотворения А.А. Фета “Шепот, робкое дыханье…” Приступая к выполнению задания, уточните значение термина “эмоция”. Для этого обратитесь к справочной литературе и покажите, что “эмоция” определяется с помощью слов “чувство и переживание”: “душевное переживание, волнение”, “сильное душевное чувство, переживание”. Покажите, что чувства могут иметь положительный и отрицательный эмоциональный тон (радость – печаль), особую […]...
- Примерный текст сочинения “Обломов и обломовщина”. Краткое изложение текста Образ Обломова – это величайшее создание И. А. Гончарова. Этот тип героя, в общем-то, не нов для русской литературы. С ним мы встречаемся и в комедии “Лентяй” Фонвизина, и в гоголевской “Женитьбе”. Но наиболее полным и многогранным его воплощением стал образ Обломова из одноименного романа Гончарова. Сам характер этого героя предопределяет его заурядную, неинтересную судьбу, […]...
- Анализ стихотворения “Тучи” Лермонтова “Тучи” (1840). У поэта тучи ассоциируются со странничеством, с изгнанничеством: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Лермонтов пишет это стихотворение перед своей второй ссылкой на Кавказ, ощущая себя изгнанником в собственной стране Риторические вопросы, используемые в тексте стихотворения. помогаю г […]...
- Анализ стихотворения “Я вас любил…” Пушкина “Я вас любил…” (1929). В стихотворении погружаешься в мир воспоминаний. Это уже прошедшее время по форме и еще настоящее по смыслу и содержанию. В стихотворении, от его начала к концу, происходит трансформация чувства почти от отчаяния (оставшегося за начальной границей текста и лишь угадывающегося) – к просветленности, к высокому благородству и великодушию, к умиротворенному состоянию […]...
- Стихотворения А. С. Пушкина о любви (План-сочинение) Тема любви в лирике А. С. Пушкина. Описание событий в романах и других произведениях великого поэта многообразно по своей тематической палитре. А. С. Пушкин отразил в лирике практически все стороны жизни человека: писал о дружбе, о свободе, о смысле жизни, о счастье и его мимолетности и иллюзорности, поэте и гражданском долге, о смерти и жизни […]...
- От анализа текста – к сочинению Готовь сани летом, а материалы к экзамену – осенью. Памятуя об этой нехитрой учительской пословице, мы начинаем печатать в первом номере нового учебного года цикл из десяти занятий по подготовке к ЕГЭ (а точнее, к сочинению в части С), разработанный нашим давним автором, Нелли Михайловной Пащук. Читатели помнят ее яркие и интересные материалы, комплексные консультации […]...
- Дж. Г. Байрон. Душа моя мрачна. Чем оправдано название стихотворения? 1. Чем оправдано название стихотворения? Название стихотворения подчеркивает отношение героя к жизни и собственной судьбе: он жаждет слез, страданиями упитана грудь, готовая разорваться от муки. 2. Как вы определите жанр стихотворения: это элегия или обращение, послание, которое имеет четкий адрес? Стихотворение имеет четкий адрес: оно направлено певцу, который должен создать песню, наполненную “звуками рая”. Только […]...
- Особенности психологического анализа романа. “Преступление и наказание” Достоевский противопоставлял себя современникам в двух отношениях: как реалист в высшем смысле слова, который не ограничивается социально-бытовой характеристикой персонажа, а раскрывает глубины души человеческой, а также как Художник, обратившийся не к устойчивым формам жизни, а к “текущему хаосу истории”. В романе ” Преступление и наказание” писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние […]...
- Анализ стихотворения “Юбилейное” Маяковский “Юбилейное” (1924). В основе композиции стихотворения – беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто “в жизни был мастак “балалаечников”. Ключевой фразой стихотворения являются слова: “Я люблю вас, но живого, […]...
- Анализ стихотворения “Нет, я не Байрон, я другой…” Лермонтова “Нет, я не Байрон, я другой…” (1832). В этом стихотворении отразились романтические устремления юного Лермонтова. Поэт на примере судьбы Байрона как бы предугадывает будущий конфликт между творцом-художником и обществом: Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Поэт выражает уверенность в своем избранническом уделе: Кто толпе мои расскажет думы? Я – или Бог […]...
- Анализ стихотворения “О сущем” Твардовский “О сущем”. Стихотворение относится к философской лирике Твардовского: поэт размышляет о посмертной духовной связи людей и поколений. Лирического героя не волнуют посмертная слава, власть, мелочные почести, но он по праву стремится найти свое место, свою часть на земле: Мне славы тлен – без интереса И власти мелочная страсть. Но мне от утреннего леса Нужна моя […]...
- Анализ стихотворения “Желание” Лермонтова План История создания Тема стихотворения Лирический сюжет Настроение стихотворения Лирический герой и его своеобразие Художественно-выразительные средства, используемые автором Идея стихотворения История создания Анализ стихотворения Лермонтова “Желание” следует начать с истории его создания. Это стихотворение поэт пишет в шестнадцатилетнем возрасте – в 1831 году. Лермонтов выражает в нем наивную романтическую мечту обрести свое место в жизни. […]...
- Глубина анализа душевных переживаний в лирике Тютчева Федор Иванович Тютчев (1803-1873) вошел в историю русской литературы как высоко одаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Он продолжал традиции Жуковского и немецкой романтической культуры, но развивал их на основе нового – не религиозного, а философско-идеалистического миропонимания, не связанного с образами и сюжетами христианской мифологии. Он […]...
- План сочинения – А. С. Пушкин о поэте и поэзии 1. А. С. Пушкин – первый в России профессиональный поэт, т. е. первый человек, избравший литературу главным и единственным делом своей жизни. II. 1. Пушкин-романтик говорит о привлекательности поэтической доли: уход от мира реального, жизнь в вымышленном мире “питомцем нег и Аполлона”. 2. 1817 год – ода “Вольность”. Поэт призывает “разбить изнеженную лиру” во имя […]...
- Особенности портрета, созданного в стихотворении Заболоцкого “Сентябрь” Охарактеризуйте особенности портрета, созданного в стихотворении “Сентябрь”. Приступая к ответу на вопрос, используйте понятийный аппарат литературоведения и установите значение понятия “портрет” в литературе. Охарактеризуйте специфические особенности портрета, созданного Н.А. Заболоцким. Докажите, что портрет лирической героини является содержательным и структурным элементом произведения, метафорическим выражением эстетических и философских взглядов поэта. Отметьте авторскую тенденцию к созданию фрагментарного портрета. […]...
- Анализ стихотворения Смерть Поэта Время создания стихотворения Стихотворение посвящено смерти Пушкина и написано сразу после его гибели – в 1837 году. Лирический монолог. Жанровые особенности стихотворения Стихотворение Лермонтова – лирический монолог, состоящий из меняющихся по содержанию, эмоциональному настрою и, соответственно, ритмике отрывков. Мысль Лермонтова движется от мысли о трагической гибели – поэта к вопросу о причинах гибели Пушкина и […]...
- План практического занятия, Задания для СРС Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века План практического занятия 1. Назовите социально-исторические причины развития литературы Нового времени. 2. Характеристика литературных направлений данного времени. 3. Теоретическо-художественные особенности ренессансного реализма. 4. Философская природа литературы Нового времени. 5. Теоретические взгляды Лопе де Веги, Кальдерона, Ф. Малербу, Корнеля, Расина, Мольера. Задания для СРС 1. Внимательно прочитайте данные отрывки, […]...
- План сочинения План к экзаменационному сочинению, как указывает Министерство образования в экзаменационных материалах (2010 г.), не является обязательным. План не обязательно записывать в чистовике. Тем не менее каждая работа пишется по определенному плану. Именно план придает произведению четкость, стройность, последовательность, полноту и совершенство. Опираясь на план, пишущий делит текст сочинения на абзацы. План может быть простым, сложным […]...
- Анализ стихотворения “Поэзия” Пастернак “Поэзия” (1922). Стихотворение объясняет роль поэта в мире, назначение поэтического творчества. Новое понимание человека и мира, как двух частей единого целого, рождает и новое понимание происхождения и задач искусства. Поэзия нужна не для того, чтобы изображать жизнь, описывать события, характеризовать чувства, переживания поэта. Искусство равно жизни, берет в жизни свое начало: Поэзия, когда под краном […]...
- Глубина анализа восприятия природы в лирике Тютчева Восхищение прелестью природы, то в буйстве ее стихийных сил, то в ее увядании, выражается, естественно, в изображении природы, лирических “пейзажей”. В этом изображении поэт опирается обычно на традиционные приемы, первоначально возникшие еще в устном народном творчестве. Но эти приемы Тютчев применяет вполне оригинально, у него они лишены стилизации под народную поэзию. Таков прежде всего прием […]...
- Анализ стихотворения “Поэт и гражданин” Н. А. Некрасова В стихотворении Н. А. Некрасова “Поэт и гражданин” сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки (“входит”, “берет книгу”, “читает”, “с восторгом”). Стихотворение написано в целях полемики поборника гражданственной поэзии со сторонниками так называемого чистого искусства. Пришедший к поэту гражданин призывает его проснуться и […]...
- Анализ стихотворения Козлова “Вечерний звон” “Вечерний звон” – самое известное стихотворение русского поэта эпохи романтизма Ивана Ивановича Козлова. Знаменитым оно стало благодаря одноименному романсу, по настроению больше похожему на погребальную песню. Музыку к нему написал Александр Алябьев (по другой версии – анонимный композитор). Приблизительный год создания произведения – 1827. Первая публикация его относится к 1828-ому. “Вечерний звон” – достаточно вольный […]...
- Анализ Стихотворения “Поэт” Лермонтова Стихотворение “Поэт” (“Когда Рафаэль вдохновенный…”). Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Поэт” (“Когда Рафаэль вдохновенный…”) было написано М.Ю. Лермонтовым в 1828 году, во время обучения поэта в пансионе при Московском университете. В этом стихотворении поэт сопоставлен с Рафаэлем, упавшим перед своим творением. К образу этого художника часто обращались немецкие и русские романтики. Непосредственным же источником стихотворения стала, […]...
- Схема психолого-педагогического анализа урока Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке. Организационный момент урока и его влияние на психику школьников: характер требований учителя, ответная реакция учащихся, групповые и индивидуальные отклонения в поведении, общая настроенность учащихся на урок; дисциплина и организованность в начале урока; […]...
- Анализ стихотворения “Молитва” Лермонтова “Молитва” (1837). По мнению С. Наровчатова: “Молитва” – шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте”. Лирический герой обращается к Матери Божьей с единственной просьбой: … вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Любовь бескорыстна, поэтому лирический герой мечтает о […]...
- Анализ стихотворения Поэт Части стихотворения. Сопоставление судьбы кинжала и роли поэта Стихотворение делится на две части: первая рассказывает о судьбе кинжала, который служил горцу, затем был взят как трофей и продан торговцу-армянину, у которого куплен богатым покупателем для коллекции оружия и стал “игрушкой золотой”. Вторая часть – рассуждение о значении поэта в обществе, которая содержит сравнение роли поэтического […]...
- Анализ стихотворения Собаке Качалова Есенин Стихотворение Есенина “Собаке Качалова” было написано в последний год жизни поэта. Произведение посвящено собаке народного артиста СССР – В. И. Качалова, с которым Есенин был в приятельских отношениях. Несмотря на шуточный характер написания стихотворения и его торжественного чтения перед самой собакой, оно содержит глубокие философские размышления поэта. Можно выделить три основных составляющих стихотворения. Первая заключается […]...