Пример сочинения-изложения по сборнику новелл Гофмана “Ночные повести”



Один из характерных образов Гофмана – образ куклы, автомата, мнимо живого существа, которое не оживить. В новелле-сказке “Песочный человек” студент Натаниэль влюбляется в красавицу Олимпию, встреченную им на бале. Однозначность и одинаковость реплик красавицы, произносящей только “Ах-ах!” в ответ на все его попытки завести светскую беседу, не смущают Натаниэля, так как с подобной стандартностью мышления и речи он постоянно встречается в своем кругу.

Но однажды, поднимаясь по лестнице, Натаниэль видит странную сцену: два, казалось

бы, почтенных человека рвут друг у друга из рук большую куклу с заводным ключиком, торчащим в спине. Натаниэль с ужасом узнает в ней Олимпию. Он не может, в отличие от легендарного Пигмалиона, оживить любовью свою избранницу, а она, не будучи Галатеей, и не поддалась бы оживлению.

Напротив, Олимпия увлекает Натаниэля в свой неживой мир: он погибает, бросившись вниз с крыши дома.

“Песочный человек” входит в сборник новелл, названных Гофманом “Ночные повести”. В них писатель дал волю мрачной стороне своей неистощимой фантазии. “В “Ночных рассказах” превзойдено все самое чудовищное

и жуткое. Дьяволу не написать ничего более дьявольского”,- писал Генрих Гейне. Но тот же Гейне заметил, что “Гофман со своими причудливыми карикатурами всегда и неизменно держится земной реальности”.

У его мрачной фантастики всегда есть жизненная почва. Гофман иносказательно отображает темные стороны немецкой действительности и те страдания, “которые терпят люди под гнетом больших и малых тиранов”.

Фантастика Гофмана, подобно фольклорной, знает резкую поляризацию ярко сияющего света и густого мрака, но в ней бывают и несвойственные фольклору полутона. Жанр большинства прозаических произведений Гофмана лучше всего можно было бы определить им же придуманной формулой: “сказка из новых времен” или “сказка о реальном”. Такой подзаголовок он дал своей новелле “Золотой горшок”, и его с полным правом можно было бы распространить и на другие его произведения.

В немецком романтизме сложился особый тип литературной сказки – новеллы или повести с элементами сказки. Сказочные мотивы не только широко заимствовались при этом из национального фольклора и из фольклора других народов, но и придумывались заново по образцу фольклорных. Это были именно сказки из новых времен, потому что сказочная фантастика становилась в них формой решения наисовременнейших проблем.

Гофман черпал мотивы и из мифов и сказок разных народов, и из собственной богатейшей фантазии, сопровождая все это то юмором, то сатирой, то нагнетанием ужасов – и непременно романтической иронией, подчеркивающей свободу и условность его, фантастических построений. Он, собственно, играл в сказку – сказка как таковая вряд ли могла бы выдержать нагрузку такого глубокого содержания.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Пример сочинения-изложения по сборнику новелл Гофмана “Ночные повести”