Превосходнейший тип “Человека в футляре” – учитель гимназии Беликов
В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (“Огни”, 1888), социального дарвинизма (“Дуэль”, 1891), радикального народничества (“Рассказ неизвестного человека”, 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений (“Три года”, “Супруга”, “Ариадна”, все 1895), аномальных явлений психики (“Черный монах”, 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека
Учитель гимназии Беликов, который весь город заставил делать разные общественные гадости только тем, что решительно
У последних одно только злое и, главное, спокойное констатирование, а у Чехова все же чувствуется какая-то глубокая тоска по чему-то хорошему и светлому. Было время, когда Чехова обвиняли в глубоком равнодушии. Н. К. Михайловский ярче всех формулировал этот упрек, сказав, что Чехов с одинаковым хладнокровием “направляет свой превосходный художественный аппарат на ласточку и самоубийцу, на муху и слона, на слезы и на воду”.
Но пора этих упреков теперь более или менее миновала. Тот же Н. К. Михайловский усмотрел с “Скучной истории” некоторую “авторскую боль”. Теперь едва ли многие станут спорить против того, что если у Чехова и нет определенного общественного миросозерцания, то у него, все-таки, есть несомненная тоска по идеалу.
Он, несомненно, потому все критикует, что у него очень большие нравственные требования. Он не создает положительных типов, потому что не может довольствоваться малым. Если, читая Чехова, и приходишь в отчаяние, то это все-таки отчаяние облагораживающее: оно поселяет глубокое отвращение к мелкому и пошлому, срывает покровы с буржуазного благополучия и заставляет презирать отсутствие нравственной и общественной выдержки.
Чехов А. П. умер 1 июля 1904 года.
- Почему хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие? (по рассказу А. П. Чехова “Человек в футляре”) Рассказ “Человек в футляре” продолжает тему опошления человека – одну из основных тем творчества А. П. Чехова. Его герой – еще один интеллигент в галерее чеховских персонажей, человек, который должен быть духовной опорой общества. На деле же он является моральным и нравственным мертвецом. А как еще можно назвать учителя древних языков Беликова? Этот человек боится […]...
- Мироощущение “Человека в футляре” (По рассказам Чехова “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”) Доктору Старцеву из рассказа “Ионыч” претит пошлое, бездуховное существование обитателей городка С., но он тем не менее соглашается жить по их законам: он регулярно наведывается а клуб, хотя там ему совсем не интересно, посещает “самую образованную и талантливую” в городе семью Туркиных, хотя и видит ограниченность и заурядность этих ничем не примечательных людей. Когда на […]...
- Написать о любимом учителе рассказ. Учитель: татьяна викторовна, учитель русского языка, очень строгий, ответственный учитель Профессия учителя – очень трудная и ответственная. Как это благородно, давать другим знания, быть помощником в жизни. Конечно, далеко не каждый может стать настоящим учителем. Я считаю, что им нужно родиться. Но и обязательно много работать, постоянно заниматься самообразованием, чтобы уроки были полезными и интересными. Проверка тетрадей, подготовка к урокам – все это отнимает много […]...
- Беликов – характеристика персонажа Произведение: Человек в футляре БЕЛИКОВ – герой рассказа А. П. Чехова “Человек в футляре” (1898), учитель греческого языка. Образ Б. стал символом боязни жизни, олицетворением сакраментального “как бы чего не вышло”. Не имеющий в рассказе имени-отчества, он – один из галереи чеховских “нелюдей” (Жмухин из “Печенега”, или унтер Пришибеев). Б. “всегда, даже в очень хорошую […]...
- Тема природы Чехова в рассказе “Учитель словесности” В творчестве Чехова образы природы появляются не так часто, как у Толстого и Тургенева, но играют тем не менее важную роль. Как и у Толстого, у Чехова природа выполняет нравственно-оценочную функцию – она указывает человеку на подлинные ценности, среди которых немалое место занимает красота, которую люди разучились видеть. Во многих рассказах Чехова, посвященных теме среднего […]...
- Мастерство художественной детали в рассказах А. П. Чехова “Смерть чиновника” и “Человек в футляре” А. П. Чехов вошел в русскую литературу как мастер короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Это ему принадлежит знаменитое высказывание: “Краткость – сестра таланта”. Писатель считал, что одна деталь может рассказать о человеке гораздо больше, чем самый длинный рассказ. Чехов долго писал очерки и фельетоны в юмористических журналах, поэтому там он отточил свое мастерство рассказчика: в небольшой объем […]...
- Образ Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова Больше десятка лет разделяет рассказ А. П. Чехова, “Человек в футляре” от начальной юмористики, но одним из наиболее знаменитых творений автора это прозаика, она имеет множество соприкосновений с творчеством его писательской молодости. Во-первых, это комбинация одной конкретной общественной сатиры, той конкретной исторической эпохи с философским мотивом, с постоянно всем известными задачами и решениями. А название […]...
- Символический смысл образа Беликова в рассказе А. П. Чехова “Человек в футляре” Тему “футлярного человека” можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще в своем раннем произведении “Учитель словесности”, но в 1898 году появляются три рассказа, так называемая “Маленькая трилогия”, которые можно объединить в цикл на основе их общей проблематики. Наиболее гротескную картину “футлярной” жизни автор дает в […]...
- Школа. Учитель. Какую память оставляет настоящий учитель в сердце ученика? Какую память оставляет настоящий учитель в сердце ученика – вот проблема, над которой размышляет Д. Орлов. Вспоминая свои школьные годы, автор с особой теплотой рассказывает об учителе литературы Александре Александровиче Титове. Д. Орлов помнит и свое первое сочинение, проверенное учителем, и книги, которые тот приучал читать не по программе, и то, как, обучаясь уже в […]...
- Авторская позиция в рассказе А. П. Чехова “Человек в футляре” В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом стало механическое, бездушное исполнение предписанных правил и норм. Повседневная пошлость, серость и грязь калечат человеческие души, лишают человека божественной искры, непосредственности и готовности воспринимать жизнь в самых разнообразных формах. Против этого омертвления и борется Чехов, […]...
- Рецензия на рассказ А. П. Чехова “Тоска” Ознакомившись с рассказом А. П. Чехова “Тоска”, я увидел проблему одиночества, отсутствие взаимопонимания между людьми. В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Так и в произведении “Тоска”. Чехов повествует нам о трудовом […]...
- Неприятие автором жизненной позиции своих героев в рассказах “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” Рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” задумывались Чеховым как части одного большого цикла, который, к сожалению, так и не был закончен. На принадлежность их к одной серии указывает общность идеи, мыслей и даже главных героев. Как и многие другие свои произведения, эти рассказы Чехов посвятил обличению мещанского духа, обывательщины, узости человеческой души. Чехов ни […]...
- Кто такие “футлярные люди”? (по рассказам А. П. Чехова “Человек в футляре”, “Крыжовник”) Человеку нужно не три аршина земли… А весь земной шар. А. Чехов. Крыжовник В 90-е годы XIX века в жизни страны происходят важные перемены, связанные со сменой глухой реакции подъемом и общественным оживлением. Более серьезной становится и тематика произведений А. П. Чехова, который пытается в своих рассказах решить проблему равнодушия, “футлярности” человеческих сердец и душ. […]...
- Викторина по рассказам А. П. Чехова “Человек в футляре”, “Ионыч”, по пьесе “Вишневый сад” 1-й конкурс: “Кто это говорит?” Задание: Прочитайте выразительно отрывок, определите героя и дайте ему характеристику. 1. “Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. (Пауза.) Подумайте… ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с […]...
- Тема нравственной ответственности человека в рассказах Чехова Тема нравственной ответственности человека в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Тема нравственной ответственности – традиционная для русской литературы (Пушкин, Толстой, Достоевский и др.). II. Главная часть 1. Нравственная ответственность человека у Чехова – это ответственность перед самим собой, перед людьми и даже перед будущим. 2. Люди, у которых атрофирована совесть, а следовательно, и чувство нравственной […]...
- А. П. ЧЕХОВ (1860-1904). ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Отец, дед и предки матери Чехова были крепостными (дед выкупил свою семью). Антон Чехов родился и до 1879 года жил в Таганроге, где отец его держал лавку и занимался торговлей. Разорившись, в 1876 году отец Чехова с семьей переезжает в Москву; после окончания гимназии туда же перебирается молодой Чехов. Он поступает на медицинский факультет университета, […]...
- Чехов, Человек в футляре. В чем, на ваш взгляд, заключается понятие “футлярность жизни”? Чехов, Человек у футляре. В чем, на ваш взгляд, заключается понятие “футлярность жизни”? Что находится в центре внимания Чехова – курьезный случай, происшедший с чудаком, или жизнь в ее уродливых проявлениях? Ответ обоснуйте. Чехов на примере жизни учителя древних языков Беликова изображает жизнь в ее уродливых проявлениях – отсутствие духовной свободы, раскрепощенности, всеобщая боязнь, “как […]...
- Идейно-художественные особенности рассказа А. П. Чехова “Учитель словесности” А. П. Чехов – величайший мастер “малых форм” в прозе. Его рассказ “Учитель словесности” состоит из двух частей: первая часть представляет собой повествование автора о жизни Никитина, семьи Шелестовых и других героев. Вторая часть – дневниковые записи самого учителя словесности Никитина, прерываемые голосом автора. Эти части не равноценны по объему: первая часть больше второй практически […]...
- Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова “Белая гвардия”) “Глубокою ночью угольная тьма залегла на террасах лучшего места в мире – Владимирской горки”… Так начинается седьмая, заключительная, глава первой части романа БУлгакова “Белая гвардия”. Здесь отразились события гражданской войны 1918-1919 годов. Булгаков тяжело переживал этот переворот, не желая что-либо менять в укладе своей жизни и жизни страны. Мрачный пейзаж зимнего вечернего Города (Киев). Ни […]...
- Школа. Учитель. Каким должен быть учитель? Учитель должен быть строгим и добрым, но, главное, он “должен уметь погрузиться в человека” – вот проблема, поднимаемая автором в тексте. Писатель ведет повествование от лица опытной учительницы, которая, вспоминая о своей педагогической “юности”, с уверенностью говорит, что плаксивость, “испуг и паника не самый лучший выход” для учителя. Героиня А. Лиханова уверена, что, только познав […]...
- Символический смысл образа Белякова в рассказе А. П. Чехова “Человек в футляре” Тему “футлярного человека” можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще в своем раннем произведении “Учитель словесности”, но в 1898 году появляются три рассказа, так называемая “Маленькая трилогия”, которые можно объединить в цикл на основе их общей проблематики. Наиболее гротескную картину “футлярной” жизни автор дает в […]...
- “Футлярный” образ жизни по рассказу Человек в футляре (Чехов А. П.) Что представляет из себя “футлярная” жизнь? Слово футляр характеризует нам плотно закрытый предмет, который не пропускает в себя ни капли извне, но его обитателю, как ни странно, очень удобно там находиться. Так и “футлярные” люди живут в своем мире и никого и ничего нового к себе не подпускают. Они однажды расставили для себя свои приоритеты […]...
- “Его врагом была пошлость” (по рассказам А. П. Чехова “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”) Все рассказы Чехова вызывают у читателя глубокий эмоциональный отклик, ведь каждое произведение списано с натуры. Одним из свойств человеческой жизни, к величайшему сожалению, является огромная, всепоглощающая пошлость. Эта пошлость не дает человеку спокойно существовать, она давит на него, делая всю его жизнь несчастной и убогой. Чехов констатирует, что при всем этом некоторые люди не только […]...
- Рассказ Антона Чехова “Человек в футляре” – осуждение тиранической власти предрассудков Тонкий звук лопнувшей струны, замирающий и печальный, подвода в степи и бездонное небо над ней, белый шпиц на ялтинской набережной рядом со своей хозяйкой… Вначале приходят неясные картины, образы, звуки и лишь затем – сюжетные линии, имена героев, названия чеховских рассказов и пьес. Воспоминания о Чехове сопровождает ощущение личности и глубины, трудноопределимое, но вполне отчетливое. […]...
- Анализ эпизода “Сцена в Александровской гимназии” (по роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”) В центре внимания романа Булгакова “Белая гвардия” – повествование о дружной и интеллигентной семье. Алексей, Елена, Николка Турбины втянуты в водоворот драматичных и судьбоносных событий зимы 1918-1919 годов в Киеве. Анализируемая сцена в Александровской гимназии (главы 6, 7) – момент, когда гражданская война становится реальной угрозой, а не пушечными выстрелами где-то вдалеке, когда войска Петлюры […]...
- Что такое “беликовщина” на примере рассказа “Человек в футляре” В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом стало механическое, бездушное исполнение предписанных правил и норм. Повседневная пошлость, серость и грязь калечат человеческие души, лишают человека божественной искры, непосредственности и готовности воспринимать жизнь в самых разнообразных формах. Против этого омертвления и борется Чехов, […]...
- ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ А. П. ЧЕХОВ ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ “На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия – Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по […]...
- Анализ рассказа “Человек в футляре” Чехова А. П Более десяти лет отделяют рассказ “Человек в футляре” от ранней юмористики, но в этом, одном из самых известных произведений Чехова-прозаика, немало общего с шедеврами его литературной молодости. Прежде всего, это сочетание конкретной социальной сатиры определенной исторической эпохи с философской темой, с вечными, общечеловеческими вопросами. И название рассказа, и имя его главного героя сразу были восприняты […]...
- Образ маленького человека в творчестве Чехова Чеховская трактовка маленького человека своеобразна и даже уникальна. Он имел в виду прежде всего традицию, идущую от Карамзина к Достоевскому, но был по отношению к ней резко полемичен. В творчестве Карамзина, Пушкина, Гоголя, Достоевского маленький человек неизменно заслуживал жалости и сочувствия. Чехов парадоксально переосмыслил этот образ, который под его пером стал вызывать уже не жалость, […]...
- Программа гимназического кружка “История гимназии № 9” и ее апробация В Законе Украины “Об образовании” отмечается, что наряду с учебной деятельностью, развивающей личность на основе усвоения универсальных учебных действий, обязательна организация внеучебной деятельности, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Каждый ребенок вправе выбрать себе кружки по душе. Закон Украины “О внешкольном образовании”, “Положение о внешкольном учебном заведении” определили главные задачи внешкольного образования и воспитания, направленные […]...
- Лыжная подготовка в гимназии №1 Четвертый модуль второго триместра гимназии начался лыжной подготовкой обучающихся на уроках физической культуры. Начальные классы занимаются на лыжне в пределах территории гимназии. Старшие классы и среднее звено начиная с 5 го класса посещают лыжную базу. Для того что бы занятия были плодотворными и оздоровительными мною издан приказ о режиме проведения уроков физической культуры на период […]...
- Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова “Человек у футляре” Что находится в центре внимания Чехова – курьезный случай, происшедший с чудаком, или жизнь в ее уродливых проявлениях? Ответ обоснуйте. Чехов на примере жизни учителя древних языков Беликова изображает жизнь в ее уродливых проявлениях – отсутствие духовной свободы, раскрепощенности, всеобщая боязнь, “как бы чего не вышло”, доносительство и страх свободомыслия. В такой атмосфере “футлярности”, всеобщего […]...
- Творческие работы по литературе как составная часть образования в гимназии Вся система филологического образования в гимназии ставит цель развивать у учащихся стремление занимать не просто активную, но инициативную позицию в учебном процессе, осваивать новый опыт. Именно поэтому в гимназии были введены творческие работы по различным предметам, в том числе и по литературе. Первоначальная задача была скромной: приобщить учащихся к лучшим образцам мировой литературы, расширить культурное […]...
- Краткое содержание “Человек в футляре” Рассказ “Человек в футляре” Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом “Маленькой трилогии” писателя – цикла, включившего также рассказы “Крыжовник” и “О любви”. В “Человеке в футляре” Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в “футляр”. Автор по-новому переосмысливает образ “маленького человека”. Беликов боле масштабен, чем гоголевские […]...
- Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова Антон Павлович Чехов – один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова – человека и писателя – не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и […]...
- Сцена в Александровской гимназии (Анализ эпизода из романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”, глава 7, часть первая) Роман “Белая гвардия” – роман тревожный, неспокойный, рассказывающий о суровом и страшном времени Гражданской войны. Действие романа происходит в любимом писателем городе – Киеве, который он называет просто Город. Седьмая глава тоже очень тревожная, неспокойная, потому что в ней автор описывает очень важные для жителей Города и для героев романа события. Глава начинается описанием пейзажа. […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова “Человек в футляре” Когда я пробую представить себе Беликова, мне видится человечек, запертый в тесной маленькой черной коробочке. Человек в футляре… Какое, казалось бы, странное выражение, а как точно оно отражает человеческую сущность. И самое интересное, что этот человечек не пытается вырваться из окружающих его стен, ему там хорошо, уютно, спокойно, он отгорожен от всего мира, страшного мира, […]...
- Анализ рассказа Чехова Человек в футляре 6 Футляр – это предмет, в который что-то можно спрятать. В него может поместиться все что угодно. Антон Павлович поместил в футляр настоящего, живого человека, который боялся всего на свете. Чехов имеет свою особенность вести повествование. Она заключается в том, что рассказ находится в рассказе. В данном произведении охотники собрались у костра и рассказывали друг другу […]...
- Человек в футляре характеристика образа Беликова ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ (Рассказ, 1898) Беликов – главный герой, гимназический учитель греческого языка. О нем рассказывает ветеринарному врачу Ивану Иванычу Чимше-Гималайскому учитель гимназии Буркин. В начале рассказа он дает полную характеристику В.: “Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на […]...
- Человек в футляре краткое содержание Чехов А. П. Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии. Беликов был известен тем, что “даже в хорошую погоду […]...