Главная ⇒ 📌Сочинения по литературе ⇒ Преодоление романтических иллюзий Байронизма и Руссоизма в поэме А. С. Пушкина “Цыганы”
Преодоление романтических иллюзий Байронизма и Руссоизма в поэме А. С. Пушкина “Цыганы”
Руссо прославлял золотой век человеческой истории. Его романтический герой, уходя от
культурной жизни, от “неволи душных городов”, стремился вернуться к природе, сблизиться с ней, ибо, по мнению Руссо, человек мог обрести счастье и покой только
живя свободной, простой, близкой к природе жизнью. Такой сюжет был очень популярен
среди романтиков пушкинского времени и часто встречался в их произведениях.
Также молодое поколение того времени повсюду испытывало “байроническое” разочарование. Романтический герой Байрона
одиночество. Он отправляется в путешествие, наслаждается красотой далеких краев и
радуется собственному уединению. И лишь природа возрождает человека к жизни. Он не
может быть счастлив среди “весели городских”, только природа способна дать ему истинное счастье.
Пушкин же в своей поэме “Цыганы” опровергает теорию Руссо и романтические иллюзии
Байрона. Человек может обрести счастье не только сблизившись с природой, но и в той
среде, где он воспитан, в городе, среди людей и их забав, лишь бы только он имел личную
свободу.
Герой Пушкина бежит
Но тут обнаруживается, что Алеко, требующий свободы для себя, не признает ее для других. Он не допускает неограниченности свободы для кого-либо, если она затрагивает его интересы и какие-то его права: “…я не споря от прав моих не откажусь”. Туг
Пушкин показывает подлинную сущность романтического героя – эгоист, тем самым
разоблачая его идеализованный образ.
В “Цыганах” развенчивается также и романтический идеал неограниченной свободы. Пушкин показывает, что полная свобода действий, отсутствие обязательств в жизни свойственна только людям’ ведущим примитивный образ жизни, они ленивы и праздны, робки и добродушны: “…мы робки и добры душою, ты зол и смел – оставь же
Пушкин подчеркивает, что полная свобода в поступках вовсе не дает “вольным”
цыганам счастья. Старый цыган так же несчастлив, как и Алеко, но только он
смиряется перед своим несчастьем, говоря, что “чередою всем дается радость, что
было, то не будет вновь”.
Далее сам Пушкин утверждает:
Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!…
Развенчивая идеал свободы в своей поэме, Пушкин сам уже давно разочаровался в нем. Уже не признавая романтических иллюзий Байрона и Руссо, отрицая образ романтического героя и идеал свободы поэт еще как бы не знает, чем их можно заменить. Наверное, поэтому Пушкин так трагически и безнадежно заканчивает свою поэму:
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- Естественный и цивилизованный мир в поэме А. С. Пушкина “Цыганы” Естественный и цивилизованный мир в поэме А. С. Пушкина “Цыганы” План I. Идеалы романтизма. II. Противопоставление двух миров в поэме А. С. Пушкина “Цыганы”. 1. Основной конфликт произведения. 2. Жизнь цыган – воплощение идеалов свободы. 3. Стремление Алеко к свободе. 4. Эгоизм героя как главное препятствие на пути к свободе. III. Поэма “Цыганы” в восприятии […]...
- СОЧИНЕНИЕ ПО ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА “ЦЫГАНЫ” Сочинение по поэме Александра Сергеевича ПушкинА “Цыганы”. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт и писатель, все его произведения любимы читателями вот уже нескольких поколений. Он бережно и трепетно относился к историческому наследию своей Родины, не раз прославлял их в своих произведениях. В своей поэме “Цыганы” А. С. Пушкин показал нам насколько разные эти “два мира” […]...
- Анализ поэмы А. С. Пушкина “Цыганы” Поэма “Цыганы” – завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина “Кавказский пленник”. Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в “романтизм критический”, Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в “естественное состояние”, по существу, являются игрой “на понижение”. Она ведет человека не […]...
- “Утрата романтических иллюзий” (по роману “Обыкновенная история”) Роман Гончарова “Обыкновенная история” впервые был напечатан в журнале “Современник” в 1847 году. Темой романа была избрана история жизни в Петербурге провинциального барина Александра Адуева, процесс утраты им в большом капиталистическом городе исконных черт барской психологии и, прежде всего, наивного романтического “прекраснодушия”. Тему эту дала Гончарову современная ему русская жизнь. Старый крепостнический уклад жизни начинал […]...
- Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина “Цыганы” Когда была создана поэма “Цыганы”? Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке. В чем конфликт поэмы “Цыганы”? Основной конфликт поэмы “Цыганы” заключается в противостоянии представлений о жизни двух миров – мира города, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обремененной сложными условиями выживания. Цивилизация дает человеку определенную стабильность и внешнее многообразие жизни, […]...
- Пессимистический пафос байронизма и творчество Пушкина Пушкин внимательно следил за развитием русской литературы и за литературными спорами в Петербурге. Южные поэмы Пушкина способствовали окончательному разгрому отживающего классицизма. Но, будучи на стороне противников классицизма, поэт многое не одобряет и в творческом опыте современных ему романтиков. Пушкин критикует чрезмерное увлечение молодых поэтов романтической элегией. “… Не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей […]...
- “Но счастья нет и между нами…” (Терзаемый страстями человек в поэме “Цыганы” А. С. Пушкина) 1. Контрастность образов. 2. Дикий напев цыганской песни. 3. Несвободная душа Алеко. Ничто великое в мире не совершалось без страстей. Г. Галилей В своем творчестве А. С. Пушкин обращается к природе страстей. Он, словно ювелир, пытается рассмотреть все грани и оттенки такого магического и в какой-то степени губительного чувства. Подобная тематика выявляется во веем творчестве […]...
- Характеристика и образ Алеко по поэме Цыганы (Пушкин А. С.) Герой поэмы Александра Сергеевича Пушкина “Цыганы” Алеко является обобщенным образом молодого человека того времени. Он воспринимает общество и законы цивилизованного мира как насилие над человеком. Он считает, что цивилизация ограничивает свободу человека, душит его. Он утверждает, что люди в больших городах “торгуют волею своей” и мечтает сменить эту сковывающую жизнь на полную свободы жизнь цыган. […]...
- ПАФОС РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ГОРЬКОГО (ИДЕИ И СТИЛЬ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГОРЬКОГО) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому самоутверждению подвига во имя людей. 4. Рассказы о босяках. “Не столько отверженные, […]...
- Психологический облик Алеко в поэме “Цыганы” С точки зрения сюжета и “главного лица” поэма “Цыганы” (1824) – как бы вариация “Кавказского пленника”. Подобно Пленнику, Алеко в поисках свободы бросает свою “отчизну”, цивилизованную жизнь, уходит в степи Молдавии, присоединяется к кочующим цыганам. Способ обрисовки характеров героев выдержан в духе поэтики “романтического стихотворения”: как и жизнь Пленника, жизнь Алеко до появления его в […]...
- Образ Земфиры, как предельное выражение степной, цыганской свободы в поэме “Цыганы” Образ Алеко породили такой живой и сочувственный отклик у К. Ф. Рылеева и других декабристов. Но вместе с тем уже в конце третьей главки намечается трагическая антиномия в характере Алеко, которая и ляжет в основу всей поэмы. Рвущийся из “оков просвещенья”, из “неволи душных городов”, пламенный и решительный вольнолюбец, не признающий власти “судьбы”, идущий ей […]...
- Сочинение анализ романтических поэм Пушкина Поэмы, созданные на юге, принесли Пушкину широкую известность: о них спорили, им подражали, их использовали в качестве аргументов в литературной борьбе эпохи. Южные поэмы – высшее достижение Пушкина-романтика, но в них намечается и начало нового этапа в его творчестве. В 20-е годы XIX в. романтизм как литературное направление чаще всего связывался с именем Байрона. Пушкин […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы “Цыганы” Пушкина А. С Пафос и основное идейное содержание поэмы находится в той же плоскости, что и поэмы “Бахчисарайский фонтан”. Однако герой поэмы “Цыгане” – это уже несколько иная модификация героя-индивидуалиста. Если сравнивать героев Пушкина с классическими романтическими героями (героями Байрона, например, к которым очень часто апеллирует сам Пушкин), то Гирея вполне можно сравнить с героем байроновского “Корсара”, а […]...
- Память – это преодоление времени, преодоление смерти Все в мире покроется пылью забвения, Лишь двое не знают ни смерти, ни тления: Лишь дело героя да речь мудреца Проходят столетья не зная конца. Фирдоуси Наша жизнь началась не сейчас, не сегодня она и закончится. Многие века создавалась история. Великие люди – ученые и воины, герои и мудрецы – по крупицам делали нашу жизнь […]...
- Анализ “южных” поэм: “Бахчисарайский фонтан” и “Цыганы” Пушкина А. С Пушкинские “южные поэмы” объединяются под этим названием не только на основании того, что сходны по тематике (южные, экзотические сюжеты) и написаны в один период творчества (1823-1824 гг.), но еще и на основании тех идей, что в них заложены. Основная цель южных поэм – развенчание индивидуалистической философии, на которой основывались произведения романтиков. Как известно, для творческой […]...
- Герой поэмы А. С. Пушкина “Цыганы” Алеко прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым Алеко связан рождением и воспитанием,- такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое Алеко […]...
- “Цыганы” анализ поэмы Александра Пушкина Летом 1821 года во время кишиневской ссылки Пушкин несколько недель странствовал с табором цыган. Под впечатлением от тех дней он начал писать поэму “Цыганы” , которую завершил в конце 1824 года в Михайловском. Впервые отрывки из поэмы были опубликованы в альманахе “Полярная звезда”, затем в “Северных цветах”. Ознакомиться с полным текстом “Цыган” читатели смогли только […]...
- Проблематика поэмы Пушкина “Цыганы” В романтическом и руссоистском сюжете поэмы любовные отношения приобретают первостепенную важность: они определяют счастье и несчастье героев и судьбу их. В художественном мире, основанном на резких антиномиях, па столкновениях идеологически противоположного, любовь оказывается единственно возможным (или невозможным) средством преодоления рокового одиночества человека. Она все решает, она становится для героя роковой любовью – или роковой нелюбовью. […]...
- Сочинение по поэме Пушкина “Полтава” “Полтава” (1828) посвящена воспеванию славного исторического события – Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, “Истории Малой России” Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.). В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа – Мария) и историко-эпическая (Петр – Мазепа – […]...
- “Цыганы” краткое содержание по главам поэмы Пушкина Цыгане кочуют по Бессарабии. Табор останавливается на ночь у реки. Лагерь затихает, все погружается в сон. Только в одном шатре не спит старик. Он ждет свою дочь Земфиру, которая пошла прогуляться. Уже поздно, а девушки все нет. Наконец, Земфира появляется вместе с незнакомым юношей. Цыганка говорит отцу, что ее спутника зовут Алеко. Молодого человека преследуют […]...
- “Цыганы” Пушкина в кратком содержании Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что […]...
- Пафос ранних романтических произведений М. Горького Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому […]...
- Краткое содержание поэмы “Цыганы” Пушкина А. С “Цыганы шумною толпой По Бессарабии кочуют…” Поэма начинается описанием вольного быта цыган. Затем рисуется картина ночного табора. В одном из шатров не спит старик и “в поле темное глядит”: ждет к ужину свою дочь Земфиру, которая “пошла гулять в пустынном поле”, так как “привыкла к резвой воле”. Ho вот она; за нею следом По степи […]...
- Образ Мазепы в поэме Пушкина “Полтава” В биографии Мазепы Пушкина особенно поразили эпизоды обольщения стариком-гетманом своей крестницы и казни ее отца. Рылеев, сосредоточивший внимание на политической деятельности Мазепы, только бегло упомянул об этом эпизоде. Пушкин гениальным чутьем великого художника воспринял его как “разительную историческую черту”, не только дававшую психологический ключ к пониманию характера самого Мазепы, но и позволявшую осветить его эпоху. […]...
- Художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы “Цыганы” А. С. Пушкина Образ Мариулы, конечно, создан не случайно. Появление этого персонажа в рассказе Старика задает определенную хронологическую глубину, вектор повествованию, показывает неслучайность происходящего с главными героями, типизирует конкретное событие. И вместе с этим показывает Пушкина знатоком человеческих душ, потому что он фактически дает нам понять, что Земфира выполняет родовую программу, заложенную матерью. Надо заметить, что решение Старика […]...
- Тема утраченных иллюзий в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница” “Бесприданница”- драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость – все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы – результат того, […]...
- Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина “Медный Всадник” В своей поэме Пушкин поднимает очень важную тему, волнующую всех передовых людей того времени – конфликт между государством и отдельно взятым человеком. Государство представлено у автора образом самого Петра I, а затем символически ожившим памятником; простым человеком выступает бедный чиновник по имени Евгений. В поэме не указаны ни его фамилия, ни чин, ни место службы. […]...
- Угроза нравственной пустоты и ее преодоление (о романе “Дэвид Копперфилд” Ч. Диккенса) Нравственная пустота, как новая для Чарльза Диккенса этическая категория, впервые возникает на страницах романа “Дэвид Копперфилд”. Случайно ли это? Диккенс, отказавшись в своем творчестве от механических сил (например, роковой смерти, неожиданного наследства), разрубающих узлы противоречий, и развеяв иллюзии самообмана своих героев, в определенном смысле лишил их “больших надежд”, пусть нереальных, сказочных, но надежд. Что же […]...
- Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” На уроке литературы я познакомился с одним из многочисленных произведений Александра Сергеевича Пушкина – поэмой “Медный всадник”. В ней автор затрагивает одну из важных тем – тему взаимоотношения человека, государства и власти. Дочитав поэму до конца, я сделал вывод, что в ней всего два главных героя: Медный всадник, памятник Петру Первому и молодой человек Евгений. […]...
- Сказочные герои в поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” В поэме “Руслан и Людмила” А. С. Пушкин собрал почти всех героев русских сказок и поселил их в сказочном лукоморье: Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… Здесь и Баба-Яга, и Кащей бессмертный, и “тридцать витязей […]...
- Что прославляет и осуждает Горький в романтических произведениях? Имя Максима Горького стоит в ряду величайших имен русской и мировой литературы. Первый период творчества Горького связан с романтическими произведениями. В них писатель, желая разбудить скучные лица современников, увязших в погоне за деньгами, материальными благами, предлагает необычных героев. Он использует при этом нетрадиционные рассказы, в основе которых лежат легенды (“Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”), песни (“Песнь […]...
- Евгений и Татьяна в поэме А. С. Пушкина “Евгений Онегин” В 1823-1831 годах Пушкин работал нам его самым любимымпроизведением “Евгений Онегин”. Этот роман стал одним из самых значительных произведений русской словесности. В нем Пушкин раскрывает много проблем, некоторые из них: проблема счастья и долга, проблема поиска смысла жизни. Евгений Онегин – молодой дворянин, “родился на брегах Невы”, живет обычной светской жизнью, очень известен в Петербурге: […]...
- Идейно-тематическое содержание Романтических произведений Горького Идейно-тематическое содержание. В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности романтического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка конфликта в романтических произведениях Горького не воспринимается как поражение. Так, смерть Данко или гибель Сокола – это утверждение нравственной победы. Герои романтических рассказов Горького устремлены к одной цели. […]...
- Сочинение: Добро и зло в поэме Пушкина “Руслан и Людмила” Добро и зло в поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” Пролог к поэме Александра Сергеевича Пушкина “Руслан и Людмила” оставляет у читателя ощущение таинственности, чуда: Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит… Эти известные строки, предваряющие поэму, готовят нас к сказочным событиям. В целом всю поэму можно сравнить со сказкой, ведь в […]...
- Романтизм в творчестве поэта. Герои романтических поэм Тема героя была ведущей в русском революционном романтизме. В поэме “Кавказский пленник” поэт изображает разочарованного молодого человека, конфликтующего с обществом. Это чувствовал не только Пушкин, но и Грибоедов, создавший в эти годы комедию “Горе от ума”. Как известно, ни классицизм, ни романтизм не решил проблему создания характера литературного героя как совокупности объективных – исторических и […]...
- Сочинение по поэме “Медный всадник”; Пушкина В 1833-ьем году написал поэму “Медный всадник”. Главными героями этого произведения стали молодой человек по имени Евгений и медный памятник всаднику. Поэт пишет в поэме об этом памятнике, как о живом, олицетворяя его образ. Медный Всадник имеет свои мысли и чувства. В поэме “Медный всадник” Пушкин при помощи памятника символизировал образ Петра Первого, который в […]...
- Свобода духа в лирике А. С. Пушкина. Как реализуется идеал абсолютной духовной свободы в лирике Пушкина? В романтической лирике Пушкина 1820-1824 годов тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик: о кинжале, “тайном страже свободы”, грозе несговорчивых тиранов, о вожде восставших сербов Георгии Черном – “Дочери Карагеоргия”, о Байроне или Наполеоне -“Наполеон”, “К морю”, о своих думах и повседневных занятиях в посланиях друзьям, – мотивы свободы пронизывали стихотворения, […]...
- Поэма “Цыганы” Время создания поэмы “Цыганы” Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке. Конфликт поэмы “Цыганы” Основной конфликт поэмы “Цыганы” заключается в противостоянии представлений о жизни двух миров – мира города, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обремененной сложными условиями выживания. Цивилизация дает человеку определенную стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной […]...
- Цыганы характеристика образа Земфира ЦЫГАНЫ (Поэма, 1824) Земфира – молодая придунайская цыганка, полюбившая русского полудобровольного изгнанника Алеко и приведшая его в табор. 3. принципиально отличается от всех остальных героинь “байронических поэм” Пушкина. В результате встречи с чужим культурно-историческим опытом она не меняется сама – и не меняет своего избранника, “русского европейца”. Какой читатель встречает 3. в начале поэмы – […]...
- Анализ поэмы Пушкина “Цыгане” Поэма написана А. С. Пушкиным в 1824 году. В ней отражается сильнейший кризис романтического мировоззрения, который переживал поэт в это время (1823-1824 годы). Он разочаровался во всех своих романтических идеалах: свободы, высокого назначения поэзии, романтической вечной любви. Он пишет в это время ряд мрачных, горьких стихотворений, изливая в них свою “желчь” и “цинизм” (по его […]...